Подгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессов
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта
Подгруппового занятия по формированию
Фонетико-фонематических процессов
по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_logopedi.docx | 200.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»
Технологическая карта
Подгруппового занятия по формированию
Фонетико-фонематических процессов
по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Составила: Учитель – логопед Канева Е.В.
с. Белоярск 2024 г
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить положение органов артикуляции при произнесении звуков [С], [Ш];
- закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
- дифференциация звуки на материале слогов, слов
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развитие кистевого и пальцевого праксиса, артикуляционной моторики;
- развитие моторного планирования;
- развитие фонематического слуха и слухового внимания
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
- формирование контроля за собственной речью;
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, бумажные стаканчики, шишки, игрушечные стульчики, зеркало, бумажные стаканчики, игрушки Чебурашка, Совунья, цветные камни, шкатулка.
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога: Методы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность воспитанников | Результат |
Психологический настрой | Учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта, снять психическое напряжение. | Дети заходят в кабинет, здороваются вместе с логопедом: -Чтобы вежливыми быть, Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз) Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши) Здравствуйте, ножки! (топают ногами) Топ, топ, топ! Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки) Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам) Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево) Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами) Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево) Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами) Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью) Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем) Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой) Здравствуйте! | Собираются в круг выполняют движения | Психологическая готовность |
Мотивация к деятельности | Мотивация на познавательную деятельность | Ребята, я сегодня зашла в кабинет и увидела, что по среди комнаты стоит ящик, (сундук) и кто то там пищит открыв его я обнаружила там Чебурашку и Совунью. Они принесли вам загадки, цветные камушки в красивой коробочке (шкатулке). Камни эти волшебные, надо их в руках покатать, что б наши пальчики были послушные на протяжении всего занятия. Камушек в руке катаю, Пальчиками их верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Сейчас я вам зачитаю загадки от наших гостей. Отгадывание загадок. Когда апрель берет свое И ручейки бегут, звенят Я прыгаю через нее, А она через меня - Скакалка. - Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке. - Звук [с]. Сижу верхом Не ведая на ком. - Шапка. - Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке. - Звук [ш]. У него большие уши, Длинный хобот носит он. Хоть силен, но добродушен, Потому что это ….. - Слон. Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове. - Звук [с]. Твой хвостик я в руке держу, Ты полетишь – я побегу. - Шарик, шар. - Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове. - Звук [ш]. - Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Чебурашка и Совунья очень довольны. | Ответы детей. | У детей появляется мотивация к деятельности. |
Актуализация имеющихся знаний у детей. Основная часть | Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. |
- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках? - Звук [с] и звук [ш]. - Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить. - Пройдем весь путь вместе с Чебурашкой и Савуньей. Выполняем упражнение ставим цветной камушек. | ||
Сравнительная характеристика звуков. | Давай вспомним как располагаются наши зубы и язык, когда мы произносим звук С. (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык за нижними зубами в «горке», между зубами небольшая щель, губы - в «улыбке», выдыхаемый воздух проходит по желобку на языке, горло не звенит. Этот звук согласный, глухой может быть твердым С и мягким Сь.) Верно, а когда произносим звук Ш? (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык в форме «чашечки» во рту за верхними зубами, зубы сближены, губы «бубликом», выдыхаемый воздух – теплый, горло не звенит. Этот звук согласный, глухой, всегда твердый. | Задача детей объяснить слова | ||
Дидактическая игра «Поймай звук». | - Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши. ША, СА, СО, ШО, АШ, АС. - А теперь давайте также поиграем, только со словами. ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА. | Ответы детей. Проговаривают предложение. | У детей появляется мотивация к деятельности. | |
Физминутка | Физкультминутка. - Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем. Мы по лесу шли – шли, Только шишку нашли. Дети дальше побежали И лягушку повстречали. Лягушка – попрыгушка – Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки Комары да мушки | Дети выполняют движения согласно тексту | ||
Дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, моторного планирования, речеслуховой памяти. | Дифференциация звуков в слогах и в словах. «Визуально-ритмический ряд 1:1:1:1» | - Выкладываем следующую последовательность стул-каштан-стакан-шишка 1:1:1:1 называя каждый предмет. - Поздороваемся с каждым предметом. Со стулом «здороваемся» указательным пальчиком произносим СА, с каштаном «здороваемся» кулачком произносим ША, со стаканом «здороваемся» переворачиваем произносим СО, с шишкой «здороваемся» ладошкой, продолжаем до конца ряда. | ||
Игра «Собери картинки» | Работа в колибри интерактивной панели. | - Ребята, Чебурашке и Совунье друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им? - Да. - Совунья любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Савунья» слышится звук [с]. А Чебурашка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Чебурашка» слышится звук [ш]. | Ответы детей по результатам деятельности. | |
Развитие фонематического слуха
| Дифференциация звуков в словах. | Послушай, я прочитаю вам забавные стишки. Если я что-то напутаю исправьте меня. Кошка ловит «миску». «Крысу» красят маляры. Мама моет «мышку». Саша ела «каску». Пожарный носит «кашку». На виду у детворы Танцует Миша в «машке». Конфету дали «маске». | Выполнение практического задания | |
Пальчиковая гимнастика. | - Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки». Две сороконожки Бежали по дорожке Бежали, бежали Друг друга повстречали Так друг друга обнимали, Что мы еле их разняли. | Пальчиковая гимнастика. | ||
Практическая работа. | Ребята, предлагаю собрать ромашки со звуками [с] - [ш]. | Дети выполняют задание. | ||
Анализ результатов деятельности | Научились дифференцировать звуки [с] - [ш], Дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, моторного планирования, речеслуховой памяти. Научились делать ритмические движения. | Ответы детей по результатам деятельности. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Конспект открытого занятия. Развитие лексико-грамматических представлений по теме: «Посуда». Подгрупповое занятие в средней группе .
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в средней группе по теме "Посуда"...
План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)
Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических процессов:"Домашние животные"
Конспект "Домашние животные" старшая группа...
Сборник игровых упражнений для развития фонематических процессов (для индивидуальных и подгрупповых занятий)
Развитие фонематических процессов...
Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых и подгрупповых занятий»
В тексте говорится об организации индивидуальной коррекционно-речевой рабы в процессе групповых и подгрупповых занятий...