Подгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессов
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Канева Елена Викторовна

Технологическая карта

Подгруппового занятия по формированию

Фонетико-фонематических процессов

по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_logopedi.docx200.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение C:\Users\Windows8\Desktop\брусничка-340x160.png

«Брусничка»

Технологическая карта

Подгруппового занятия по формированию

Фонетико-фонематических процессов 

по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

                                                                                                                                                                            Составила: Учитель – логопед Канева Е.В.

        

с. Белоярск 2024 г

 Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

        Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить положение органов артикуляции при произнесении звуков [С], [Ш];
  • закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
  • дифференциация звуки на материале слогов, слов
  • развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие кистевого и пальцевого праксиса, артикуляционной моторики;
  • развитие моторного планирования;
  • развитие фонематического слуха и слухового внимания

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
  • формирование контроля за собственной речью;
  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка, бумажные стаканчики, шишки,  игрушечные стульчики, зеркало, бумажные стаканчики, игрушки Чебурашка, Совунья, цветные камни, шкатулка.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога: Методы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность

воспитанников

Результат

Психологический

настрой

Учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта, снять психическое напряжение.

Дети заходят в кабинет, здороваются вместе с  логопедом:

-Чтобы вежливыми быть, 
Нужно «здравствуй» говорить,
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети!

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Здравствуйте!

Собираются в круг выполняют движения

Психологическая

готовность

Мотивация к деятельности

Мотивация на познавательную деятельность 

Ребята, я сегодня зашла в кабинет и увидела, что по среди комнаты стоит ящик, (сундук) и кто то там пищит открыв его я обнаружила там  Чебурашку и Совунью.

Они принесли вам загадки, цветные камушки в красивой коробочке (шкатулке). Камни эти волшебные, надо их в руках покатать, что б наши пальчики были послушные на протяжении всего занятия.

Камушек в руке катаю,

Пальчиками их верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 Сейчас я вам зачитаю загадки от наших гостей.

Отгадывание загадок.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

- Скакалка.

- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

- Звук [с].

Сижу верхом

Не ведая на ком.

- Шапка.

- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.

- Звук [ш].

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это …..

- Слон.

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

- Звук [с].

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

- Шарик, шар.

- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

- Звук [ш].

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Чебурашка и Совунья  очень довольны.

Ответы детей.

У детей появляется мотивация к деятельности.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

  1. Сообщение темы занятия.

- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

- Звук [с] и звук [ш].

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

- Пройдем весь путь вместе с Чебурашкой и Савуньей. Выполняем упражнение ставим цветной камушек.

F:\развитие речи сестра\1684818_1.png

Сравнительная характеристика звуков.

Давай вспомним как располагаются наши зубы и язык, когда мы произносим звук С. (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык за нижними зубами в «горке», между зубами небольшая щель, губы - в «улыбке», выдыхаемый воздух проходит по желобку на языке, горло не звенит. Этот звук согласный, глухой может быть твердым С и мягким Сь.)

Верно, а когда произносим звук Ш? (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык в форме «чашечки» во рту за верхними зубами, зубы сближены, губы «бубликом», выдыхаемый воздух – теплый, горло не звенит. Этот звук согласный, глухой, всегда твердый.

Задача детей объяснить слова

Дидактическая игра «Поймай звук».

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

- А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

Ответы детей.

Проговаривают предложение.

У детей появляется мотивация к деятельности.

Физминутка

Физкультминутка.

- Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки

Дети выполняют движения согласно тексту

Дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, моторного планирования, речеслуховой памяти.

Дифференциация звуков в слогах и в словах. «Визуально-ритмический ряд 1:1:1:1»

- Выкладываем следующую последовательность стул-каштан-стакан-шишка 1:1:1:1 называя каждый предмет.

- Поздороваемся с каждым предметом. Со стулом «здороваемся» указательным пальчиком произносим СА, с каштаном «здороваемся» кулачком произносим ША, со стаканом «здороваемся» переворачиваем произносим СО, с шишкой «здороваемся» ладошкой, продолжаем до конца ряда.

Игра  «Собери картинки»

Работа в колибри интерактивной панели.

- Ребята, Чебурашке и Совунье друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?

- Да.

- Совунья любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Савунья» слышится звук [с]. А Чебурашка  любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Чебурашка» слышится звук [ш].

Ответы детей по результатам деятельности.

Развитие фонематического слуха

 

Дифференциация звуков в словах.  

Послушай, я прочитаю вам забавные стишки. Если я что-то напутаю исправьте  меня.

Кошка ловит «миску». «Крысу» красят маляры.

Мама моет «мышку». Саша ела «каску». Пожарный носит «кашку».

На виду у детворы Танцует Миша в «машке». Конфету дали «маске».

Выполнение практического задания

Пальчиковая гимнастика.

 - Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке

Бежали, бежали

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю собрать ромашки со звуками  [с] - [ш].

Дети выполняют задание.

Анализ результатов деятельности

Научились   дифференцировать звуки [с] - [ш],  Дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, моторного планирования, речеслуховой памяти. Научились делать ритмические движения.

Ответы детей по результатам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Конспект открытого занятия. Развитие лексико-грамматических представлений по теме: «Посуда». Подгрупповое занятие в средней группе .

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в средней группе по теме "Посуда"...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых и подгрупповых занятий»

В тексте говорится об организации индивидуальной коррекционно-речевой рабы в процессе групповых и подгрупповых занятий...