Конспект открытого занятия "Дифференциация звуков с - з"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ромашова Ольга Владимировна

В конспекте представлен материал для дифференциации и автоматизации звуков "с" и "з". Дети пели чистоговорки - попевки с данными звуками, угадывали его в слогах, словах и определяли место звука в словах вместе с машинистами Совой и Зайкой, где завершились игры со звуками приходом девочки Златовласки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

(в рамках проведения «Недели педагогического мастерства»)

в подготовительной к школе группе

Дифференциация звуков [с]-[з]

        Подготовила:

Учитель – логопед Ромашова О.В.

Нижегородская область

р. п. Дальнее Константиново

30 ноября 2018 года

Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [с] - [з].

Задачи:

- настроить на совместную логопедическую работу;

- развивать артикуляционные движения;

- упражнять в характеристике согласных звуков;

- развивать фонематический слух, внимание, память;

- способствовать развитию чёткости, темпа и ритма речи;

- упражнять в определении позиции звуков в словах;

- умению слышать и слушать друг друга.

Предварительная работа: просмотр кукольного театра чешской народной сказки в пересказе К. Паустовского «Златовласка»

Оборудование: картинки с звуками [с], [з],карточки для составления характеристики звуков, презентация «Чистоговорки - попевки», мяч, поезд для определения место звука в слове.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Приветствие «Рад тебя видеть»

Логопед: Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Посмотрите, у меня в руке волшебная палочка. Мы будем передавать её по кругу и говорить добрые слова: «Кирилл, я рада тебя видеть …. и т.д. » А теперь повернёмся к гостям поздороваемся и скажем: «Здравствуйте, дорогие гости, мы рады вас видеть!»

(Дети садятся за столы)

Голос (в телефоне): Внимание! Внимание! Внимание! Я хочу с вами познакомиться. Дойдите до меня, но прежде выполните мои задания.

Логопед: Ребята, вы хотите узнать, кто же хочет с вами познакомиться, но путь будет трудным и опасным. Вы готовы начать путешествие?

Дети: Да.

Логопед: Посмотрите на доску. Вам нужно выделить из картинок первый звук. Какой первый звук в слове «собака», «заяц» ([с], [з])

Мы будем говорить о звуках [с], [з].

2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

(Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами)

Логопед: Ребята, давайте дадим характеристику звуку [с]. Какой он?

Ответы детей: губы в улыбке, зубы вместе, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята;

Логопед: Он гласный или согласный?

Дети: согласный

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Бывает твёрдый, бывает мягкий.

Логопед: Звонкий или глухой?

Дети: глухой.

Логопед: А звук [з]?

Ответы детей: губы в улыбке, зубы вместе, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята и добавляем голос.

Логопед: Он гласный или согласный?

Дети: согласный

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Бывает твёрдый, бывает мягкий.

Логопед: Звонкий или глухой?

Дети: звонкий.

(Выкладываем характеристики звуков на магнитную доску)

Логопед: Значит, что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой)

                   Что вы знаете о звуке [з]?           (согласный, твёрдый, звонкий)

                   Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

           Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

3) «Будь внимателен» 

Логопед: Если я произнесу слово со звуком [с] – хлопает первый ряд, а со звуком [з] – второй ряд:  ас, со, зу, сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ос, зы, бусы, тазы, со, автобус.

4) Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори»

Логопед: Ребята, я вам буду называть слоги, а вы должны добавить или сы или зы. И повторить всё слово.

Бу ….. (сы)        Зано .. (зы)

Та ….. (зы)        Ко …. (сы)

Ко …. (сы)        Ко …. (зы)

Поло … (сы)        Гро … (зы)

 5) Пение чистоговорок

Логопед: Ребята, давайте разомнём наш язычок.

Са – са –са, са – са – са – ой, ой, ой летит оса

Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не боимся мы осы

Су – су – су, су – су – су  – видел кто из вас осу

Сы – сы – сы, сы – сы - сы – мы не видели осы

Са – са – са, са – са - са - отгадайте, где оса?

А теперь давайте под музыку, но в конце чистоговорки вам надо будет отгадать загадку. (Включается презентация «Чистоговорки - попевки»)

Логопед: 

За – за – за, за – за – за  – зал, завод, забор, глаза

Зы – зы – зы, зы – зы – зы - розы, вазы и тазы

Зо – зо – зо, зо – зо - зо  – зонтик, золото, га зо н

7)Физкультминутка «Вправо - влево»

Выходим на ковёр, встаём в круг.

Логопед: Давайте немного отдохнём.

Под веселые напевы, повернемся вправо – влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз

Вправо шаг на месте стой, топни правою ногой

Влево шаг на месте стой, топни левою ногой

Повернёмся мы друг к другу

Правую дам руку другу.

8) Игра « Наоборот»  ( с мячом)

Логопед: Я скажу со звуком [с], а вы мне скажите со звуком [з]

са - за                         Суп - зуб                    Коса-коза             сайка - зайка

Сы - зы                      Лиса - Лиза                   Роса – роза        сахар - Захар

6) Работа с картинками. Упражнение «Посади в вагончики»

Логопед:

Картинки грустные лежат,
В вагоны попасть они хотят.
Но не знают - как? куда?
Помогите, им друзья!

Перед вами 2 поезда. В этот поезд надо положить слова со звуком [с], а в этот слова со звуком [з], где они находятся

в начале, середине или в конце слова.

Ребенок берет картинку на столе, называет её, определяет место звука в слове, ставит в вагон поезда.

Звучит музыка. Выходит девочка с золотыми волосами.

Ребята, вы выполнили все мои задания. Молодцы! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Златовласка. Я принесла вам подарки. (конфеты)

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему девочку зовут Златовласка?

Ответы детей.

 Какие звуки есть в имени? (В вашем имени есть и звук [с] и звук [з])

10) Подведение итогов занятия.

Логопед: Молодцы, вы хорошо сегодня работали!

Скажите, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Чем они похожи и чем отличатся?  

Что вам на занятии понравилось?  

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект открытого занятия: Звук "Ж" (песенка жука)

научить детей четко и ясно произносить звук « Ж» изолированно, в словах и во фразовой речи...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого занятия "Звук"

Познакомить детей со звучанием разных предметов, окружающих нас. Научить извлекать из них звук....

Конспект открытого занятия. Звук [ Т ]

Конспект открытого занятия в разновозрастной логопедической группе тема :"Звук Т" ...

конспект открытого занятия "Звуки слышим мы повсюду..."

конспект открытого занятия по проекту "Раз словечко, два словечко". Конспект по обучению грамоте и развитию фонематического слуха....

Конспект открытого занятия "Звук С. "Супермаркет""

Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С....


 

Комментарии

Ромашова Ольга Владимировна

Насыщенное занятие музыкальными играми!