Конспект открытого занятия "Дифференциация звуков с - з"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ромашова Ольга Владимировна

В конспекте представлен материал для дифференциации и автоматизации звуков "с" и "з". Дети пели чистоговорки - попевки с данными звуками, угадывали его в слогах, словах и определяли место звука в словах вместе с машинистами Совой и Зайкой, где завершились игры со звуками приходом девочки Златовласки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

(в рамках проведения «Недели педагогического мастерства»)

в подготовительной к школе группе

Дифференциация звуков [с]-[з]

        Подготовила:

Учитель – логопед Ромашова О.В.

Нижегородская область

р. п. Дальнее Константиново

30 ноября 2018 года

Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [с] - [з].

Задачи:

- настроить на совместную логопедическую работу;

- развивать артикуляционные движения;

- упражнять в характеристике согласных звуков;

- развивать фонематический слух, внимание, память;

- способствовать развитию чёткости, темпа и ритма речи;

- упражнять в определении позиции звуков в словах;

- умению слышать и слушать друг друга.

Предварительная работа: просмотр кукольного театра чешской народной сказки в пересказе К. Паустовского «Златовласка»

Оборудование: картинки с звуками [с], [з],карточки для составления характеристики звуков, презентация «Чистоговорки - попевки», мяч, поезд для определения место звука в слове.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Приветствие «Рад тебя видеть»

Логопед: Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Посмотрите, у меня в руке волшебная палочка. Мы будем передавать её по кругу и говорить добрые слова: «Кирилл, я рада тебя видеть …. и т.д. » А теперь повернёмся к гостям поздороваемся и скажем: «Здравствуйте, дорогие гости, мы рады вас видеть!»

(Дети садятся за столы)

Голос (в телефоне): Внимание! Внимание! Внимание! Я хочу с вами познакомиться. Дойдите до меня, но прежде выполните мои задания.

Логопед: Ребята, вы хотите узнать, кто же хочет с вами познакомиться, но путь будет трудным и опасным. Вы готовы начать путешествие?

Дети: Да.

Логопед: Посмотрите на доску. Вам нужно выделить из картинок первый звук. Какой первый звук в слове «собака», «заяц» ([с], [з])

Мы будем говорить о звуках [с], [з].

2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

(Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами)

Логопед: Ребята, давайте дадим характеристику звуку [с]. Какой он?

Ответы детей: губы в улыбке, зубы вместе, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята;

Логопед: Он гласный или согласный?

Дети: согласный

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Бывает твёрдый, бывает мягкий.

Логопед: Звонкий или глухой?

Дети: глухой.

Логопед: А звук [з]?

Ответы детей: губы в улыбке, зубы вместе, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята и добавляем голос.

Логопед: Он гласный или согласный?

Дети: согласный

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Бывает твёрдый, бывает мягкий.

Логопед: Звонкий или глухой?

Дети: звонкий.

(Выкладываем характеристики звуков на магнитную доску)

Логопед: Значит, что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой)

                   Что вы знаете о звуке [з]?           (согласный, твёрдый, звонкий)

                   Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

           Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

3) «Будь внимателен» 

Логопед: Если я произнесу слово со звуком [с] – хлопает первый ряд, а со звуком [з] – второй ряд:  ас, со, зу, сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ос, зы, бусы, тазы, со, автобус.

4) Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори»

Логопед: Ребята, я вам буду называть слоги, а вы должны добавить или сы или зы. И повторить всё слово.

Бу ….. (сы)        Зано .. (зы)

Та ….. (зы)        Ко …. (сы)

Ко …. (сы)        Ко …. (зы)

Поло … (сы)        Гро … (зы)

 5) Пение чистоговорок

Логопед: Ребята, давайте разомнём наш язычок.

Са – са –са, са – са – са – ой, ой, ой летит оса

Сы – сы – сы, сы – сы – сы – не боимся мы осы

Су – су – су, су – су – су  – видел кто из вас осу

Сы – сы – сы, сы – сы - сы – мы не видели осы

Са – са – са, са – са - са - отгадайте, где оса?

А теперь давайте под музыку, но в конце чистоговорки вам надо будет отгадать загадку. (Включается презентация «Чистоговорки - попевки»)

Логопед: 

За – за – за, за – за – за  – зал, завод, забор, глаза

Зы – зы – зы, зы – зы – зы - розы, вазы и тазы

Зо – зо – зо, зо – зо - зо  – зонтик, золото, га зо н

7)Физкультминутка «Вправо - влево»

Выходим на ковёр, встаём в круг.

Логопед: Давайте немного отдохнём.

Под веселые напевы, повернемся вправо – влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз

Вправо шаг на месте стой, топни правою ногой

Влево шаг на месте стой, топни левою ногой

Повернёмся мы друг к другу

Правую дам руку другу.

8) Игра « Наоборот»  ( с мячом)

Логопед: Я скажу со звуком [с], а вы мне скажите со звуком [з]

са - за                         Суп - зуб                    Коса-коза             сайка - зайка

Сы - зы                      Лиса - Лиза                   Роса – роза        сахар - Захар

6) Работа с картинками. Упражнение «Посади в вагончики»

Логопед:

Картинки грустные лежат,
В вагоны попасть они хотят.
Но не знают - как? куда?
Помогите, им друзья!

Перед вами 2 поезда. В этот поезд надо положить слова со звуком [с], а в этот слова со звуком [з], где они находятся

в начале, середине или в конце слова.

Ребенок берет картинку на столе, называет её, определяет место звука в слове, ставит в вагон поезда.

Звучит музыка. Выходит девочка с золотыми волосами.

Ребята, вы выполнили все мои задания. Молодцы! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Златовласка. Я принесла вам подарки. (конфеты)

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему девочку зовут Златовласка?

Ответы детей.

 Какие звуки есть в имени? (В вашем имени есть и звук [с] и звук [з])

10) Подведение итогов занятия.

Логопед: Молодцы, вы хорошо сегодня работали!

Скажите, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Чем они похожи и чем отличатся?  

Что вам на занятии понравилось?  

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект открытого занятия: Звук "Ж" (песенка жука)

научить детей четко и ясно произносить звук « Ж» изолированно, в словах и во фразовой речи...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]  Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...

Конспект открытого занятия "Звук"

Познакомить детей со звучанием разных предметов, окружающих нас. Научить извлекать из них звук....

Конспект открытого занятия на тему: «Звук [Р]. Автоматизация звука [Р]»

ЦЕЛИ: коррекционно-образовательная: - закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений; - автоматизировать звук в словах, стихах, чистоговорках; - учить выделять звук [р] из ряда слов; ...

Конспект открытого занятия. Звук [ Т ]

Конспект открытого занятия в разновозрастной логопедической группе тема :"Звук Т" ...


 

Комментарии

Ромашова Ольга Владимировна

Насыщенное занятие музыкальными играми!