КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;
-учить сравнивать слова по длине;
-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);
-познакомить с символикой гласных и согласных звуков;
-учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);
-совершенствовать познавательные и психологические процессы;
-развивать фонематический слух, слуховое внимание;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-формировать интерес к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote-epk.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НООД
для студентов ЕПК по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»
Воспитатель: Т.А.Пономаренко
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;
-учить сравнивать слова по длине;
-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);
-познакомить с символикой гласных и согласных звуков;
-учить определять на слух первый звук в слове (гласный и согласный);
-совершенствовать познавательные и психологические процессы;
-развивать фонематический слух, слуховое внимание;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-формировать интерес к учебной деятельности.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
гласный, согласный, звуки, слово.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
стихотворение, вопросы, моделирование, игровой приём, упражнение, наглядный приём, практические действия, загадка, объяснения, напоминание, исправление ошибок, выделение звука голосом.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
развитие слухового внимания и фонематического слуха.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки, звуковые часы на каждого ребёнка, листочки бумаги, карандаши, квадраты (по 2 на каждого ребёнка) красный и синий, полоски (длинные и короткие) одного цвета, игрушка Незнайка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят за столами.
-Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей речи.
-Ребята, как вы считаете, из чего состоит наша речь?
-Правильно, наша речь состоит из предложений.
-А предложения состоят из слов.
-Дети, послушайте, как звучат слова: зонт, жук, ножи, мыши, звезда (выделять звуки).
-Как вы думаете, почему звучат слова? Из чего состоят слова?
-Правильно, слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуков в слове может быть много и мало. В длинных словах звуков много, звучат они дольше; посмотрите, как я прошагаю слово вос-пи-та-тель. Сколько шагов я сделала?
-Правильно четыре.
-А теперь я прошагаю слово шар. Сколько я сделала шагов?
-Правильно один. Это слово короткое, потому что я сделала один шаг.
-Ребята, у вас на столе лежат полосочки, одна короткая, а другая короткая Короткие слова мы будем обозначать короткой полоской, а длинные слова длинной полоской. Я буду показывать картинки, а вы будете узнавать длинное это слово или короткое.
Например: девочка - дом. Какое слово длинное? Какое слово короткое? (показ двух картинок, дети определяют и показывают полоски). 4-5 пар картинок.
-Молодцы ребята!
-Дети, перед вами лежат звуковые часы, стрелки у них необычные. Короткая стрелка смотрит на короткое слово, а длинная стрелка на длинное слово. Я нашла у себя длинное и короткое слово.
-А вы хотите на своих часиках найти короткое и длинное слово (работа волшебными стрелками).
Дети становятся в полукруг.
Игра: «Преврати короткое слово в длинное»
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Преврати короткое слово в длинное». Я буду бросать мяч, а вы будете превращать короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.
-Задание понятно? Игра начинается: дом – домик
лес – лесочек зеркало - зеркальце
нос - носик забор - заборчик
гном - гномик кошка - кошечка
стол - столик петух - петушок
стул – стульчик коза - козочка
-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.
ФИЗМИНУТКА: «ОСЕНЬ» (дети изображают деревья в осеннем парке)
Берёзы косы расплели, Выполняем наклоны головы к плечам,
при этом спина прямая, ноги на ширине плеч
Руками клёны хлопают, Поднимают руки в стороны до уровня плеч,
затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам
Ветра холодные пришли, Выполняем махи руками над головой из стороны
в сторону, изображаем раскачивающиеся от
ветра дерево
И тополи затопали. Одновременно с движением рук топаем ногами
Поникли ивы у пруда, Выполняем наклоны вперёд, спина округлена,
свободные, расслабленные руки касаются пола
Осины задрожали Потрясли кистями
Дубы, огромные всегда, Потянулись вверх, встали на цыпочки
Как будто меньше стали. В приседе округлили спину, пригнули голову к
коленям, руками обхватили колени
Всё присмирело. Присели на носочках, подняв пятки, колени
Съёжилось, вместе, руки на коленях
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая, Выпрямились, выполняем упражнение для
К зиме похорошела. позвоночника, совершая вращения туловища
вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки
двигаются свободно вслед за вращением
туловища.
Дети садятся на свои места.
-Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Как вы знаете, он и его друзья ходят в своем цветочном городе, где они живут, в школу. Он принёс письмо от своих друзей, где они спрашивают, а всё ли вы знаете о звуках речи.
-Сегодня, я познакомлю вас, чем отличаются одни звуки от других. А потом мы напишем ответ в волшебную страну.
-Дети послушайте, как звучат звуки.
а-а-а; о-о-о; у-у-у; э-э-э
Эти звуки произносятся протяжно.
Давайте споём звук а (хором).
А теперь о. Молодцы!
-Ребята, когда мы поём эти звуки, нам ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык. И такие певучие звуки называют гласными и обозначают красным квадратиком.
Послушайте стихотворение
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кровати баюкать ребёнка,
Но не умеют шипеть и ворчать.
-Покажите гласный звук «а». (Дети показывают красный квадрат).
-А как мы будем обозначать звук «о»? Правильно.
Ребята, а вы хотите превратиться в осенние листочки и спеть песенку? (дети сидят на стульчиках, как листочки висят на веточках).
ФИЗМИНУТКА: «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-u-u».
Берёзовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».
Но есть и другие звуки, которые не умеют петь, они шипят, шелестят, шуршат. Они не умеют петь, потому что им мешают губы, зубы, язык. Именно они создают преграду. Послушайте, как они звучат: д, т, н, р, б, п, к.
-Давайте произнесём, как собака рычит «р».
-А как комар поёт? «з-з-з»
-Как ветер воет? «в-в-в»
-Как град стучит? «д-д-д»
-Как листья шелестят? «ш-ш-ш»
-Дети, когда вы произносили эти слова, то вам мешали и зубы и губы. Звуки, которые не умеют петь называют согласными и обозначают, синим квадратом. Найдите у себя синий квадрат.
Послушайте стихотворение
А согласные согласны
Шелестеть, свистеть, сопеть,
Но не хочется им петь.
Ш- шумит опавший лист
Щ- зловещий слышен свист
Ж- жуки в саду жужжат
Р- моторы тарахтят.
Игра: «Угадай, какой первый звук в слове»
-Ребята, хотите поиграть в игру: «Угадай, какой первый звук в слове»? Я буду называть слова, а вы если услышите гласный звук, поднимите красный квадрат, а если согласный звук, то синий квадрат. (Показ картинок). - Будьте внимательными.
-Автобус (дети поднимают красный квадрат). Назовите первый звук. Он какой? Обозначается, каким квадратом?
-Молодцы ребята, вы правильно определили первый звук.
А теперь скажите, с какого звука начинается ваше имя? (дети самостоятельно определяют первый звук своего имени, называют звук, определяют какой он и каким квадратиком обозначается).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: «ПОЛЯНКА»
На полянке, на лужайке, Прыгаем всеми пальцами по столу
Целый день скакали зайки.
Мимо змеи проползали, Ладони по очереди ползут, как змеи
«С добрым утром!»- им сказали.
А потом пришли детишки, 2-е и 3-и пальцы «идут»
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать Кисти раскладывают, как книжки, ладонями
И в тетрадочках писать. ладонями вверх
Букву Э и букву О Пишем пальцем на столе соответствующие
Знаем мы с тобой давно. буквы, другая рука лежит ладонью вниз, на
И запомним навсегда, столе
Вместе с У и буквой А.
А последней букву Ы,
Написали дружно мы.
Всё! Тетрадочки убрали Бежим 2-ми и 3- ми пальцами по столу
И обедать побежали.
-Дети. Незнайка со своими друзьями на огороде вырастил овощи и фрукты, но злой волшебник заколдовал их. Им нужна помощь. Вы хотите помочь расколдовать их (фрукты и овощи)?
-Вы должны обвести их по точкам и закрасить. Закрашивать нужно ровно в одном направлении (показ образца на доске).
-А теперь приступайте к работе (на листочке пунктиром изображён один овощ или фрукт).
-Что расколдовал Миша? Какого цвета карандаш тебе нужен, чтобы закрасить фрукт (овощ)?
Анализ работ (выставить на доске).
-Посмотрите, какие красивые овощи и фрукты вырастили Незнайка и его друзья.
-Очень хорошо закрасила Аня, Полина, Паша. Аккуратно работал Семён.
-Ребята, а что же мы можем написать Незнайке о звуках?
-Знаете ли вы, какие бывают звуки? (ответы детей).
-Молодцы ребята, вы были внимательными, отвечали на вопросы.
Занятие окончено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]
Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Знакомство с буквой Т и звуками [Т], [Т’]
Дети вместе с педагогом отправляются на помощь к бабушке Тамаре.........
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»
Повторить признаки зимы. Познакомиться с буквой "Э"...
Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну "Звукляндия"
На данном занятии закрепляем знания детей о звуке [Ш], автоматизируем его правильное произношение в изолированной позиции, в слогах и словах,закрепляем его характеристику; знакомим детей с буквой Шш; ...