Фонетическое занятие "Прогулка с Нюшей". Автоматизация звука [Ш].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Микрогрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Содержит практический материал, направленный на развитие навыка правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_s_nyushey.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прогулка с Нюшей. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Тип занятия: микрогрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих полиморфную дислалию.
Цель: развитие навыка правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Речевые:
- Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [Ш].
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш].
- Развивать речевое дыхание.
- Закреплять умение правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах.
- Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в предложениях.
- Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения на выделение звука [Ш] в начале, в середине и в конце слов.
- Упражнять в правильном оформлении окончаний существительных единственного числа в Винительном падеже.
- Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуком [Ш].
- Развивать словесно-логическое мышление, путём упражнений по исправлению порядка слов в предложении.
Неречевые:
- Осуществлять коррекцию общей, мелкой и артикуляционной моторики через развитие координации, точности и переключаемости движений.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к обучению через игру с «Нюшей».
- Воспитывать чувство взаимопомощи и бережного отношения к окружающим.
- Воспитывать умение внимательно слушать и отвечать, не перебивая собеседника.
Предполагаемый результат: дети будут уметь правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Ресурсы: магнитофон, аудиозапись из мультфильма «Смешарики», игрушка «Нюша», предметные картинки со звуком [Ш], игра «Рыбалка» (рыбки с картинками, удочка с магнитом, ведёрки); игровое поле «Нюша с шариками», фломастеры, корзинка.
Продолжительность: 20 минут.
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
Здравствуйте, ребята! Вы узнаёте эту музыку?
Правильно. Это музыка из мультфильма «Смешарики».
А как вы думаете, почему она звучит?
Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Правильно. Смешарики, но не все, а только «Нюша».
II. Введение в тему
Нюша загадает вам загадки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте:
- Зелены мы, как трава,
Наша песенка «ква-ква» (Лягушки). - Длинный хвост, а сама крошка,
Боится очень кошки (Мышка). - Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт,
И песенки поёт (Кошка).
Молодцы, вы всё отгадали.
А теперь послушайте внимательно и определите, какой звук встречается во всех этих словах?
Правильно. Звук [Ш].
А в слове «Нюша» есть звук [Ш]?
Вы догадываетесь, с каким звуком мы сегодня будем заниматься?
Правильно: со звуком [Ш].
А помогать нам в это будет «Нюша».
III. Основная часть
Логопед: Ребята, у «Нюши» сейчас каникулы, она любит гулять на природе, ходить на речку. Сейчас мы вместе с ней отправимся на лесную полянку. На полянке очень много места и мы с вами сделаем небольшую разминку для язычка.
Артикуляционная гимнастика сопровождается движениями рук.
| Руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперёд. Сначала руки разводятся в стороны, затем ладони соединяются перед грудью, а локти разводятся в стороны. |
| Рот закрыт, пальцы сжаты в кулаки. Рот открывается – пальцы разжимаются. |
| Движение кистями рук сверху вниз. |
| Дети сжимают кисти рук в форме «чашечки». |
| Движения рук повторяют движения языка. |
|
- Изолированное произнесение звука [Ш].
Логопед: Вдруг налетел тёплый, лёгкий ветерок.
Как он шумит: ш-ш-ш.
Как зашелестели листочки на деревьях: ш-ш-ш.
Логопед уточняет, как произносится звук [Ш]:
- Что делают губы? Губы выдвигаются вперёд и округляются.
- Что делает язычок? Кончик языка поднимается к передней части нёба и принимает форму «чашечки».
- Есть ли голосок? Голосок спит.
Звук [Ш] – согласный, глухой, шипящий. - Игра «Привяжи ниточки к шарикам»
Логопед: Ребята, «Нюша» взяла с собой на прогулку очень много шариков, но ветер оборвал все ниточки. Давайте поможем «Нюше» привязать ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь слоги.
Ребёнок получает игровое поле, на котором изображена «Нюша» и много синих шариков без ниточек. Ребёнок отражённо произносит слоги со звуком [Ш] и подрисовывает ниточки к шарикам:
ША-ШО-ШУ-ШИ
АШ-ОШ-УШ-ИШ
ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ
ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ.
Логопед: Молодцы! Все ниточки привязали. - Игра «Рыбалка»
Логопед: А сейчас вместе с «Нюшей» мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. «Нюша» захватила с собой удочку. Поможем ей рыбачить. Правда рыбка у нас не простая, а с картинками.
С помощью удочки дети ловят рыбу, называют картинку и определяют место звука [Ш] в слове: в начале, в середине или в конце слова.
В зависимости от местоположения звука – кладут рыбку в первое, во второе или в третье ведро. - Игра «Доскажи словечко»
Логопед: После рыбалки «Нюша» очень проголодалась и решила устроить пикник. Правда она совсем забыла, какие продукты положила в свою корзинку.
Давайте поможем ей вспомнить.
Я назову вам первую часть слова, а вы дополните его и назовите целое слово.
Итак, что любит «Нюша»:
ГРУ…ШИ,
ЛАП…ШУ,
КА…ШУ,
ВИ…ШНЮ,
КАРТО…ШКУ,
ЛЕПЁ…ШКИ.
Слова логопеда подкрепляются показом картинок. - Игра «Нелепицы»
Логопед: После пикника «Нюша» решила почитать журнал. Правда она очень невнимательная, поэтому постоянно всё путает. Нам придётся её исправить. Согласны?
Я буду читать вам неправильные предложения, а вы должны их исправить:
КАША ЛЮБИТ ПШЁННУЮ МАШУ.
У МИШИ ПЛЮШЕВАЯ ДАША.
МАШИНЕ КУПИЛИ НОВОГО ПАШУ.
У ШТАНИШЕК НОВЫЙ МИШКА.
ШУБА НАДЕВАЕТ ЛЁШУ.
МЫШКА ПОЙМАЛА КОШКУ.
УШИ МОЮТ ЛУШУ.
ПЫШКА НАПЕКЛА БАБУШЕК.
ОКОШКО СИДИТ НА КОШКЕ.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Помогли «Нюше» исправить ошибки. Поэтому «Нюша» награждает вас «смайликами».
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вам понравилась прогулка с «Нюшей»?
Нюше тоже очень понравилась ваша компания.
Она благодарит вас, но просит напомнить все слова со звуком [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, при этом логопед подсказывает с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Ребята, вы сегодня очень внимательно слушали, помогали «Нюше» в трудных ситуациях.
А какой звук мы учились правильно произносить в словах и предложениях?
Мы выполнили все задания правильно?
Мы научились произносить звук [Ш]?
Список литературы
- З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи». С-П. «Детство-Пресс» 2012 г.
- С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в разитии». С-П. «Детство-Пресс» 2012 г.
- «Дошкольная академия». Хабаровск 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
«Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»
Презентация «Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Автоматизация звука Ш в словах и предложениях "В гостях у Нюши" (презентация)
Презентация "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"...
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи «Автоматизация звуков С -Ш»
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи «Автоматизация звуков С -Ш»...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш. "В гостях у Нюши"
Занятие на автоматизацию звука Ш, изолированно, в слогах, словах и предложениях....