Доклад «Телесно-ориентированные техники в обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»
статья по логопедии
«Телесно-ориентированные техники в обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_galanina_e.a.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Сказка»
Сообщение на тему;
«Телесно-ориентированные техники в обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»
Подготовил:
учитель-логопед Е.А.Галанина
«Ходьба оживляет и воодушевляет мысли. Оставаясь в покое, почти невозможно думать; необходимо, чтобы тело находилось в движении, тогда и ум тоже начинает двигаться…» - высказывание Жан-Жака Руссо выражает всю актуальность проблемы ограниченности в движении нынешнего поколения. Воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители дома – все в один голос требуют от детей: не крутись, не ерзай на стуле, не дрыгай ногами… Огромных усилий стоит детям с ограниченными возможностями здоровья, а особенно с синдромом гиперактивности, находиться в неподвижном состоянии. Взрослые сами даже и не подозревают, что психологически блокируют нормальное развитие ребенка. Подавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, возникновению различных психосоматических заболеваний.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.). Установлено, что нарушение психического развития обязательно отражается на двигательной сфере ребёнка и наоборот отставание в развитии физических качеств приводит к отставанию в умственном развитии.
Вся двигательная сфера детей с ограничеснными возможностями здоровья имеют некоторые особенности:
- отставание в физическом развитии, в формировании общей и мелкой моторики
- недостаток координированности, пластичности;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- нарушение произвольной регуляции движений;
- трудности при выполнении движений по словесной инструкции
- несформированность техники выполнения движений и др.
В основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому работа ведется в тесной взаимосвязи со всеми специалистами.
Телесно-ориентированная техника включает в себя:
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Рассмотрим каждое направление телесно-ориентированной техники.
- Преимущества биоэнергопластики для детей с ОНР:
•Оптимизирует психологическую базу речи.
•Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
•Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
•Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой.
• Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность.
•Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
•Учитывать индивидуальные особенности детей.
•Подключать руки ребёнка только при полном
освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
•Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
•Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
•Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
Выполнение упражнений биоэнергопластики требует от ребёнка:
•Максимальной концентрации зрительного и слухового внимания.
•Сформированной пространственной ориентировки.
•Точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
С целью повышения заинтересованности ребѐнка в таких упражнениях применяются, стихи, счѐт, «Волшебные перчатки». Сильная мотивация с применением игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
- Растяжки - это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
III, Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Начинаем упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаем мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата. Так воспитывается мышечное чувство, необходимое для целенаправленного расслабления. В работе с заикающимися дошкольниками используются упражнения на эмоциональное расслабление.
Для педагогов, начинающих использовать в своей работе с детьми релаксационные упражнения, хотелось бы поделиться несколькими несложными советами:
1.Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2.Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3.Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
4.Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5. Повторяйте упражнения не более 2-3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
6.Разучивайте с детьми новые релаксационные упражнения планомерно.
Все эти несложные, но такие необходимые правила использования таких упражнений дает в процессе работы положительный и эффективный результат., так же как продуманное применение музыки, цвета и запахов повышает эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
IV. Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
— насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
— нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-улучшают нервно-психическое состояние;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Все дыхательные упражнения проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках и в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Когда ребенок с ОВЗ сталкивается каждый день со стрессами, перегрузками – равновесие, баланс теряется, тело реагирует зажимами, легко возникает раздражение, а мысли в мгновение приобретают негативную окраску. Телесно-ориентированные методы облегчают все виды обучения, особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...
Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемст...
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "
Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...
Презентация постерного доклада на межрегиональном методическом марафоне "Образовательные инициативы: современные технологии математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – эта одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Для решения этой задачи особенно важным является формиров...