Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»
методическая разработка по теме

 

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию адекватной полу модели поведения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 40 « РОМАШКА»

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте:

« Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шишкина Ю. В.

г. о. Электрогорск 2011 год

Пояснительная записка

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию адекватной полу модели поведения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Новизной исследуемой темы следует считать проведённую диагностическую работу на всех уровнях образовательного процесса в условиях  дошкольного  учреждения: с детьми, педагогическим коллективом и родителями, с помощью таких форм работы как интервью и анкетирование.

Цель данной работы проследить динамику развития по формированию у детей 5-7- летнего возраста – полоролевой идентификации, у педагогического коллектива и родителей – уровня осведомлённости по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей в условиях ДОУ и семьи и сравнить показатели за два года работы по внедрению эксперимента по гендерному воспитанию.

В разработке исследования были использованы такие источники как:

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. -- М., 1975 - 205 с.

Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981 № 2. - С. 47-57.

Чекалина А. А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: «Ось – 89», 2006

Шелухина И .П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2008

Данный материал будет интересен педагогам – психологам дошкольных учреждений и воспитателям, которые в своей работе дифференцируют образовательный процесс, с учётом психолого- физиологических особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Интервью полоролевой идентификации для детей 5 - 7 – летнего возраста (Чекалина А.А.)

(см. Приложение № 1)

Анкетирование педагогического коллектива:

« Полоролевое воспитание детей в условиях ДОУ»

( см. Приложение № 2)

Анкетирование родителей:

« Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи»

(см. Приложение № 3)

Приложение № 1

 В 2008- 2009 уч. году интервью проводилось с детьми старшей группы. Опрашивалось 20 человек. Интервью составляло 21 вопрос.

Цель: выяснить насколько правильно дети оценивают свою половою принадлежность, какими, по их мнению, качествами должны обладать представители обоего пола.

Вопросы:

1. Как тебя зовут? Твоё имя мужское или женское?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Хочешь быть мальчиком (девочкой)?

4. Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?

5. Когда вырастешь, будешь дядей или тётей?

6. В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие девочкам?

7. Если бы волшебник мог превратить в самого сильного или в самого красивого, кем бы ты захотел стать, самым сильным или самым красивым?

8. Если бы волшебник превратил тебя в мальчика (девочку), как бы ты стал (а) себя вести?

9. На кого ты похож, на маму или на папу? На кого ты хочешь быть похожим? Почему?

10. Когда вы играете в «семью», какая роль тебе достаётся?

11. Хочешь, чтобы воспитателем в вашей группе был мужчина? Почему хочешь? Почему не хочешь?

12. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

13. Кто в твоей семье самый сильный?

14. Кто в твоей семье самый главный?

15. Кто в твоей семье самый красивый?

16. С кем интереснее играть, с мамой или папой?

17. Кому интереснее помогать, маме или папе?

18. Кто у вас в группе самый сильный?

19. Кто у вас в группе самый красивый?

20. С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?

21. С кем интереснее дружить, с мальчиком или девочкой?

Выводы: По данным интервью можно судить о том, что все дети, верно, идентифицируют себя по половой принадлежности, хотят быть того пола, каковым и являются. Похожими быть хотят девочки, в основном на маму, мальчики – на папу. Играть и дружить ребята почти все предпочитают с представителями своего пола. Знания и представления о социальной роли в будущем, качествах, присущих мальчикам и девочкам, игр и занятий, свойственных их полу составляло в целом на 2008 -2009 уч. год у детей 50 %.

Рекомендации: Продолжить внедрение гендерного подхода в воспитание мальчиков и девочек. Через игру, общение, личный пример, физическое развитие прививать девочкам и мальчикам важные для их пола качества.

За два года участия в городском эксперименте по гендерному подходу в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физкультуре, было проведено ряд мероприятий по развитию у мальчиков и девочек качеств, свойственных представителям их пола, такие как:

- Проведение открытых занятий в группах старшего дошкольного возраста.

« Каким должен быть мужчина», « Богатыри Земли Русской», посвященные 23 февраля;

- Проведение праздничных утренников « Наши мамы», посвященные 8 марта;

- Занятия по изобразительной деятельности.

« Моя семья», « Любимая профессия», « Портрет мамы»;

- Провели в подготовительной к школе группе совместно с родителями спортивный праздник « Папа, мама, я – спортивная семья»;

- В работе с детьми использовались дидактические, строительные,

 театрализованные игры, и конечно, сюжетно – ролевые: «Детский сад», «Скорая помощь», «Гараж», и т.д.;

- На занятиях по развитию речи воспитатели знакомили детей с произведениями русских писателей, с пословицами, поговорками о смелости, о ласке, о доброте, о героизме и т.д.;

- В летне – оздоровительный период проводился конкурс рисунков на темы: « Моя лучшая подруга», « Мой лучший друг»;

- Создавали предметно – развивающую среду в группах с учётом интересов мальчиков и девочек.

 В  2009-2010 уч. году интервью проводилось с (теми же детьми) подготовительной к школе группы. Опрашивалось 20 человек. Интервью составляло 21 вопрос.

Вопросы остались те же.

Цель: выяснить насколько правильно дети оценивают свою половую принадлежность, какими, по их мнению, качествами должны обладать представители обоего пола. Сравнить показатели за два года работы по внедрению эксперимента по гендерному воспитанию.

Выводы: По данным интервью можно судить о том, что все дети идентифицируют себя по половой принадлежности, хотят быть того пола, каковым и являются; чётко осознают свою социальную роль в будущем; девочки выбирают игры, которые развивают в них хозяйственность, доброту, заботу, мальчики – силу, выносливость, мужество. На то, чтобы воспитателем в группе был мужчина, согласились 1% девочек, и 50% мальчиков, которые видят в этом ряд преимуществ. Дружить и играть дети предпочитают с представителями своего пола. Широкий спектр игр и занятий, выдают как девочки, так и мальчики. На вопрос о том, что было бы, если волшебник превратил тебя в девочку (мальчика) все дети полностью отрицают возможность данной ситуации, отказываются верить в то, что это возможно. Знания и представления о социальной роли в будущем, качествах, присущих мальчикам и девочкам, игр и занятий, свойственных их полу составило на 2009- 2010 уч. год у детей в целом уже 90 %.

Таким образом, можно проследить динамику развития, которая связана не только с тем, что дети стали старше, но и с тем, что на протяжении всего периода с мальчиками и девочками проводилась работа по развитию и воспитанию качеств важных для их пола.

Рекомендации: продолжать работу по сбору « Банка данных»: конспекты, статьи, игры, занятия с учётом гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Приложение № 2

Анкетирование проводилось в 2008 – 2009 уч. году. В опросе принимали участие 15 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физкультуре.

Анкетирование составляло 11 вопросов.

Цель: выяснить уровень осведомлённости педагогического коллектива по вопросам гендерного воспитания, отношение педагогов к данной проблеме.

Вопросы:

Укажите, пожалуйста, Вашу должность, педагогический стаж работы________________________________________________________

Выберите по соответствию понятия: половое воспитание, полоролевое, гендерное воспитание:

        - комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребёнка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственных представителям его пола;

        - комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребёнка, направленных на формирование представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям « мужское» и «женское»;

        - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.

3. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься гендерным воспитанием детей, (нужное подчеркнуть)

        - родители

        - воспитатели

        - учителя школы

        - друзья

        - специальные службы

        - другое (укажите)___________________________________________

4. С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей?_____________________________________________________________

5.Какой вид обучения и воспитания в школе Вы считаете наиболее рациональным:

        - раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях)

        - совместное

6. Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие – либо виды деятельности в условиях ДОУ, отдельно с мальчиками и отдельно с девочками?_______________________________________________________

7. Испытываете ли Вы, затруднения в работе, связанные с решением вопросов гендерного воспитания детей?___________________________________________________________

8. Какие из перечисленных форм работ с родителями детей дошкольного возраста по вопросам гендерного воспитания, Вы, считаете наиболее эффективными:

        - родительское собрание

        - индивидуальные или групповые консультации

        - беседы

        - наглядная агитация

        - другое (укажите)___________________________________________

9. Какие черты характера следует формировать у девочек?_________________________________________________________

10. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?_______________________________________________________

11. Считаете ли, Вы, тему данного исследования актуальной и почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: Практически все педагоги, верно, дифференцируют понятия: половое воспитание, полоролевое воспитание, гендерное воспитание. По их мнению, заниматься гендерным воспитание детей должны как родители и педагоги, так и специальные службы в городе. Согласились с тем, что в условиях ДОУ необходимо проводить мероприятия, способствующие гендерному воспитанию детей.

Все педагоги считают наиболее рациональным совместное обучение и воспитание, как в детском саду, так и в школе.

Характер затруднений воспитателей и специалистов заключается в недостатке знаний по данному вопросу. Уровень представлений о работе с детьми с учётом их гендерных особенностей на 2008- 2009 уч. год в целом составляло 50%.

Рекомендации: продолжить дальнейшее изучение данной темы; подготовить ряд лекций для педагогов по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

За два года участия в городском эксперименте по гендерному подходу в  воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста заместителем заведующей по УВР, педагогом – психологом был проведён ряд мероприятий по повышению уровня знаний педагогов по данной проблеме.

  Индивидуальные и групповые консультационные работы по темам:

                - « Развитие гендерного самосознания у детей дошкольного возраста»;

        - « Профилактика агрессивного поведения младших дошкольников с позиции гендерного подхода»

        - « Половая дифференциация. Межличностные отношения в детской группе»;

               - « Различия в психике и поведении мальчиков и девочек».

Была разработана информационная страничка: « Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность»;

Был подготовлен и зачитан доклад на педагогическом совете на тему:

« Здоровье - сберегающие технологии с учётом гендерных особенностей детей дошкольного возраста».

В мае 2009 года воспитатели и педагог – психолог посетили областную конференцию « Преемственность в гендерном воспитании и обучении детей в системе адаптивного образования» в педагогической академии последипломного образования в г. Москва. На конференции были представлены доклады « Проблема учёта гендерных особенностей детей в свете ценностей адаптивного образования», « Медико – педагогические аспекты гендерного подхода в воспитании и обучении детей», « Здоровье - сберегающие технологии с учётом гендерных особенностей детей» и др.

Во второй части конференции проходила работа по секциям, на которых участники и слушатели конференции могли увидеть реализацию данной темы на практике. Были показаны фрагменты занятий, был дан содержательный мастер – класс « Гендерный подход в нравственном и речевом развитии дошкольников», узнали о реализации программы в условиях клубной работы.

В 2009- 2010 уч. году проводилось то же анкетирование, в котором принимали участие 13 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, учитель – логопед, инструктор по физкультуре. Анкетирование состояло из 11 вопрос. Вопросы остались те же.

Цель: отношение педагогов к данной проблеме; уровень сформированных представлений педагогического коллектива в вопросах воспитания детей дошкольного возраста с учётом их гендерных особенностей. Сравнить показатели за два года работы по внедрению эксперимента по гендерному подходу в воспитании.

Выводы: Все педагоги, верно, дифференцируют понятия: половое воспитание, полоролевое воспитание, гендерное воспитание. Все педагоги считают тему актуальной и нужной. Заниматься гендерным воспитанием детей необходимо, по мнению педагогов с раннего возраста и продолжать в школе. Из форм работы с родителями педагоги выделяют родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы. Считают, что у девочек следует развивать такие черты характера как бережливость, трудолюбие, женственность, заботливость. У мальчиков – мужество, твёрдость характера, силу воли. Уровень знаний и представлений работы с детьми дошкольного возраста с учётом гендерных особенностей у педагогического коллектива на 2009- 2010 уч. год составил 80- 90%.

Таким образом, можно сказать о том, что наблюдается динамика уровня осведомлённости педагогов в вопросах гендерного воспитания. Но есть вновь пришедшие на работу в ДОУ педагоги, с которыми требуется индивидуальная консультативная работа по данной теме.

Рекомендации: продолжать дальнейшее изучение данной темы; подготовить материал для  проведения индивидуальных и групповых консультаций по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Приложение № 3

Анкетирование проводилось в 2008 – 2009 уч. году. В опросе принимало участие 20 родителей. Анкетирование составляло 11 вопросов.

Цель: определить уровень осведомлённости родителей детей дошкольного возраста по вопросам полоролевого воспитания, отношение родителей к данной проблеме.

Вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)__________________________________________________

Кто, по Вашему мнению, должен научить ребёнка нормам поведения, свойственным представителям его пола:

        - родители

        - воспитатели

        - учителя школы

        - друзья

        - специальные службы

        - другое (укажите)______________________________________

3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребёнка, направленным на овладение им нормам поведения, свойственным представителям его пола?__________________________________________________________

4. Какой вид обучения и воспитания в школе, Вы, считаете наиболее рациональным:

        - раздельное (мальчики и девочки учатся в разных заведениях)

        - раздельное (мальчики и девочки учатся в разных классах)

        - совместное

  5. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении, Вы, считаете наиболее рациональным:

        - раздельное (отдельно в разных группах)  

        - совместное

  6. Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие – либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребёнка, связанные с решением вопросов полового воспитания, с учётом его пола?_____________________________________________________________

8. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей считаете наиболее приемлемыми для Вас:

        - родительское собрание

        - индивидуальные консультации

        - групповые консультации

        - беседа

        - наглядная агитация

        - другое (укажите)______________________________

9. Какие черты характера следует формировать у девочек?_____________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?__________________________________________________________________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: Практически все из опрошенных, считают, что воспитывать и учить детей нормам поведения, свойственным их полу должны родители, 2% считают, что воспитатели и учителя школы. Многие родители считают, что заниматься воспитанием ребёнка, направленным на овладение им нормам поведения, свойственным представителям его пола необходимо с раннего возраста. Все родители считают наиболее рациональным совместное обучение, как в школах, так и в ДОУ. Многие родители из форм работы считаю наиболее приемлемыми родительские собрания, беседы. Все родители считают, что у девочек нужно воспитывать такие качества как: аккуратность, нежность, трудолюбие, вежливость, а у мальчиков -    смелость, мужественность. Лишь 3% из опрошенных родителей, считают тему данного исследования актуальной. Уровень осведомлённости родителей по вопросам полоролевого воспитания детей дошкольного возраста на 2008- 2009 уч.год в целом составил 40%.

Рекомендации: продолжить изучение данной темы; подготовить информационный материал работы с родителями по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

За два года участия в городском эксперименте по гендерному подходу в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста заместителем заведующей, педагогом – психологом, воспитателями, музыкальными руководителями был проведён ряд мероприятий по повышению уровня знаний по данной проблеме.

Родительские собрания на темы:

        - « Мальчик и девочка – два разных мира»

        - « Физиологический пол и что это значит»

Индивидуальные и групповые консультации:

        - « Игры мальчиков, игры девочек»

        - «Гигиена мальчика, гигиена девочки»

        - « В семье растёт сын (дочь)»

        - « Дети - наше зеркало»

Оформление фотомонтажей:

        - « Мой папа – солдат»

        - « Моя семья»

        - « Самая лучшая в мире – моя мама»

Дни открытых дверей:

        - « День мужества»

        - « Мамин праздник»

Оформление в «Уголке для родителей» информации по вопросам воспитания сына (дочери).

Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении коллективных панно по темам:

        - « В мире профессий»

        - « Мой любимый литературный герой»

Участие родителей в организации праздников, развлечений.

В 2009 – 2010 уч. году проводилось то же анкетирование. В опросе принимало участие 20 родителей. Анкетирование состояло из тех же вопросов.

Цель: определение уровня сформированных представлений родителей в вопросах полоролевого воспитания детей дошкольного возраста с учётом особенностей их пола.

Выводы: Все родители считают, что учить детей нормам поведения, свойственным представителям их пола должны родители, воспитатели и учителя школы. Практически все родители считают, что заниматься воспитанием ребёнка, направленным на овладение им нормам поведения, свойственным его полу необходимо с раннего возраста. Все опрошенные родители считают наиболее рациональным совместное обучение, полагая, что эффективнее всего усвоение  норм поведения детей, свойственных представителям их пола происходит в сюжетно – ролевых играх.

Формы работы  по вопросам полоролевого воспитания наиболее эффективными родители считают индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники и развлечения, совместная деятельность с детьми и педагогами. Все из опрошенных родителей считают, что у девочек нужно формировать такие качества как: доброту, сдержанность, аккуратность, порядочность, а у мальчиков – смелость, заботу, ответственность, патриотизм, выносливость.

 Затруднений в воспитании своего ребёнка, связанных с решением вопросов, с учётом его пола у многих родителей не возникает. Но 3% сталкиваются с проблемой полоролевого воспитания ребёнка в связи с отсутствием отца в семье и 5% в связи с занятостью отца на работе, в семье, где растёт мальчик.

Данную проблему исследования уже многие считают актуальной, в связи с учащением случаев насилия в семье, разводов и разрушением институтов брака в России. Уровень знаний и представлений в вопросах полоролевого воспитания у родителей на 2009 – 2010 уч. год в целом составил 80%.

 Таким образом, можно наблюдать динамику развития уровня осведомлённости родителей по вопросам полоролевого воспитания детей дошкольного возраста и заинтересованностью данной проблемой исследования.

Рекомендации: продолжить дальнейшее изучение данной темы; готовить информацию «Уголка для родителей», для индивидуальных и групповых консультаций по вопросам гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в семье, а также для использования новых форм работы с родителями: клуба «Мир семьи», проведении тренингов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты для детей дошкольного и младшего школьного возраста

ВулканСделайте конус из картона с отрезанной макушкой, затем вставьте в него пустую баночку из-под мыльных пузырей (емкость внутри вулкана), облепите пластилином так, чтобы было похоже на гору. ...

Опыты и эксперименты для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Интересные и познавательные опыты,которые можно проводить в ДОУ и родителям дома....

Опыты и эксперименты для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Опыты и эксперименты для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Доклад «Телесно-ориентированные техники в обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»

laquo;Телесно-ориентированные техники в обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ»...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...