Конспект фронтального логопедического занятия (по развитию лексико-грамматического строя речи) "Путешествие по Москве"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Радионова Елена Александровна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по Москве". На занятии дети знакомятся с достопримечательностями  города Москвы, знакомятся с историей возникновения. Используются приемы - художественное слово, беседы, презентация. Происходит формирование элементарных представлений о прошлом и настоящем своей Родины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию

лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема:
«Путешествие по Москве»

Составила:  Радионова Елена

Александровна,

учитель-логопед

Цель: Сформировать у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о Москве;
  • Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

Коррекционные:

  • активизировать словарь по теме.
  • закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • развивать умение согласовывать прил. с сущ.
  • закрепить понятие «родственные слова»
  • закрепить умение образовывать сущ. во мн.ч.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Оборудование: карта Москвы; иллюстрации с изображением: Кремля, зоопарка, Речного вокзала, Храма Христа Спасителя, Курского вокзала, станции метро; портрет Юрия Долгорукого; изображение Москвы деревянной, белокаменной; картинки с изображением животных, живущих в зоопарке; фонограммы звуков: метро, электропоезда, бой курантов, звон колоколов.

Предварительная работа:

познание (рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах художников); коммуникация (беседа «История Москвы в пословицах и поговорках»); чтение художественной литературы (ознакомление со стихами о Москве); музыка (слушание песен о Москве), работа с родителями (фотографии детей, побывавших в Москве).


Этапы деятельности

Ход деятельности

Речь и действия детей

Примечания

1.

2.

3.

Орг. момент.

Основная часть

Физ. Минутка.

Подведение итогов.

- Ребята кто мне скажет, в какой стране мы живём?

- Да всё верно наша страна называется Россия, а как называется главный город России?

- Да, столица нашей Родины Москва. И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по Москве, я буду вашим экскурсоводом, а вы все будете экскурсанты, а поедем мы с вами на специальном автобусе, кто мне скажет, как он называется, если автобус предназначен для экскурсий?

- Верно, мы поедем с вами на экскурсионном автобусе, занимайте свои места, и мы отправляемся в путь.

- Пока наш автобус едет, давайте поговорим с вами об истории возникновения Москвы. Основал Москву Юрий Долгорукий, вот он посмотрите.

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

Как вы думаете, Москва всегда была такая как сейчас?

- Всё верно, сначала она была вот какой, посмотрите и называли её Москва деревянная, как вы думаете почему?

Её называли так, потому что все дома были сделана из дерева, потом она стала вот такой и её стали называть Белокаменная. Почему?

А сейчас Москва — это очень большой город, посмотрите, пожалуйста, на карту, здесь изображена вся Москва с её парками, Храмами, площадями. Видите, этот маленький темный прямоугольный кусочек на карте, это всего лишь та часть Москвы, которую составляет наш маленький город Саяногорск.

- И начинается Москва с Кремля, куда мы с вами и приехали, мы находимся вот здесь в центре Москвы, на главной площади - это красная площадь. Посмотрите, вот она Красная площадь, почему она так называется?

-Да, а ещё слово красная, в древности означало КРАСИВАЯ. Посмотрите, на кремль и скажите, что вы видите - красного?

- Молодцы, но нам пора отправляться дальше, занимайте места в автобусе и снова в путь.

Дальше мы отправимся в зоопарк. Вот он какой - Московский зоопарк. Давайте скажем, кого много в зоопарке? (Показ слайдов, с изображением животных)

А еще в московском зоопарке живут животные очень редкие и необычные. Посмотрите.

- Обезьяны хотят, чтобы мы с ними поиграли, поиграем?

Вставайте возле стульчиков

Координация речи с движением «Обезьяны»

Мы, ребята,- обезьяны

И живём мы в жарких странах

Любим мы жевать бананы,

Бросать кокосы,

Качать лианы.

Открывать по - шире рот

И дразнить честной народ

Показать руками ушки

И пошлёпать по макушке,

На носочках прыгнуть вверх,

Что-то крикнуть громче всех

- Молодцы вам понравилось в зоопарке?

- Ну а теперь нам пора отправляться дальше

- Занимайте места в автобусе.

И вот мы приехали с вами на речной вокзал. Кто мне скажет, почему он так называется?

А как называется река, которая протекает через всю Москву?  

- Да это Москва-река, в честь неё и город назвали Москвой.

- Дальше мы продолжим наше путешествие на речном трамвайчике. Кто скажет, почему трамвай называется речной?

- Речной, река - какие это слова?

- Верно, назовите мне ещё родственные слова к слову река.

- Молодцы, и пока мы разговаривали, мы доплыли с вами до одного из самых красивых храмов Москвы, Храм Христа Спасителя. Посмотрите на него какой он красивый, скажите, что вы видите на картине?

- Ну а теперь, нам пора отправляться домой. Но сначала, нам надо добраться до железнодорожного вокзала. Мы поедем на метро. Кто мне скажет, что такое метро?

- Вот мы спустились с вами в метро, посмотрите, стены в метро сделаны из гранита, они какие?

-Пол сделан из кафеля, он какой?

- Колонны сделаны из мрамора, они какие?

- Скульптуры сделаны из глины, они какие?

- а ещё скульптуры сделаны из бронзы, значит они какие?

- Молодцы, и вот мы с вами приехали на Ярославский вокзал, здесь мы сядем в электропоезд и вернёмся в наш родной город, который называется?

- Вот мы и вернулись домой, вам понравилось наше путешествие?

- Давайте вспомним, где мы были?

- Что вы видели в Москве?

- Ребята из дома принесли фотографии тех мест в Москве, где они побывали с родителями, давайте они нам расскажут и покажут это.

-Мы живём в России.

Дети стоят полукругом на ковре

- Москва

- Экскурсионный

Дети рассаживаются на стульчики.

Рассматривание портрета

- Нет.

Рассматривание картины Москва деревянная

- Ответы детей

Рассматривание картины

- Все дома были сделаны из белого камня.

Фонограмма «Бой курантов»

- Показ на карте.

Иллюстрация Красная площадь.

- Всё сделано из красного кирпича.

- Красные стены, красные башни, красный забор…

- в зоопарке много слонов, много тигров, жирафов, обезьян….

Полуприседания, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты.

Сжимать, разжимать пальцы перед ртом.

Имитация броска

Поднять и опустить руки

Широко открыть рот

Вытянуть и убрать язык

Тянуть руками себя за уши

Легко стучать себя по макушке

Прыжки на месте

Громко выкрикнуть ууу

-Да

 

- Потому что стоит на реке.

- Москва-река

- Плывёт по реке.

- Родственные

- Речушка, речка, реченька…

Фонограмма «Звон колоколов»

- Золотые купола, белые колонны, белые стены.

- Транспорт, который едет под землёй.

Фонограмма «Звуки метро»

Рассматривание иллюстрации            

 «Станции метро»

- Гранитные

- Кафельные

-Мраморные

- Глиняные.

- бронзовые

Изображение Курского вокзала

Фонограмма «Звуки электрички»

- Саяногорск

- Ответы детей.

- Работа с картой и фотографиями:

Наклеивание фотографий на карту Москвы.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙДЫ 8 - 9

СЛАЙДЫ 10 -14

СЛАЙДЫ 15 - 20

СЛАЙД 21

СЛАЙДЫ 22

СЛАЙД

23 - 24

СЛАЙДЫ 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе Тема «Сад. Фрукты»

Конспект для проведения фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря детей старшей группы на тему "Сад.Фрукты". В конспекте пр...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....