Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"
проект по логопедии (средняя группа) на тему

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_pravilno_dyshim_-_pravilno_govorim.docx663.79 КБ

Предварительный просмотр:

         ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

        «ПРАВИЛЬНО ДЫШИМ – ПРАВИЛЬНО ГОВОРИМ»

        

                                                               Автор: Дильман Изабелла Алексеевна

                                                                           учитель – логопед

                                                                        филиала №2 «Солнышко»

 МДОУ детский сад «Родничок»

с.  Турочак 2018

Актуальность
  Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является достаточно хорошее владение ребенком устной речью, возможность использования речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, возможность выделять звуки в словах, складывающиеся предпосылки грамотности.

Но достигнуть целевых ориентиров ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» достаточно сложно, так как в последние годы резко возросло количество детей с проблемами звукопроизношения. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше.

В последнее время специалисты логопедических пунктов повсеместно сталкиваются с проблемой,  во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;  во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии); в – третьих, с трудностями взаимодействия логопеда с воспитателями групп, которые в первую очередь нацелены на реализацию в работе образовательной программы ДОУ.

           По результатам речевого обследования в филиале №2 «Солнышко» в 2017 году в логопедической помощи нуждаются 84% детей в возрасте 4 – 7 лет, что превышает количество детей, которых учитель – логопед может сразу охватить логопедической помощью. Из них 20% составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. Наблюдается тенденция к росту количества детей  4- 5 лет, которым необходима безотлагательная помощь специалистов.

   Используя такой метод работы,  как педагогический проект, учитель – логопед сможет охватить своевременной специализированной помощью детей, которые по Положению о дошкольном логопедическом пункте на данном этапе не могут быть зачислены на логопедический пункт в силу существующей очереди.

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся   как часть занятия по развитию речи или как игра во второй половине дня .

Паспорт проекта:

Образовательная область - «Речевое развитие».

Тип проекта - игровой.

По числу участников- групповой.

По времени продолжения - долгосрочный, 1 год

По характеру контактов - в контакте с семьей.

Участники   проекта -  дети средней группы «Радуга»,  воспитатели   группы,  учитель-логопед, родители.

Место реализации:  филиал №2 «Солнышко»  МДОУ детский сад  «Родничок» с. Турочак

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижне - диафрагмальное дыхание.

Задачи:

  1. Развивать дифференцированное речевое дыхание у детей.
  2. Развивать сильный, плавный, направленный выдох без участия речи.
  3. Развивать сильный плавный выдох:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

                         

                         ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

                          Мероприятия

Сроки

                           I. Организационный этап

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

Сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы над формированием правильного дыхания.

Октябрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

Октябрь

                               II. Практический этап

                               Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

Октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха

Ноябрь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

Декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

Январь

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале  звуков, слогов, слов и предложений

апрель, май

                         Работа с родителями:

1.

Консультация - тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»

Ноябрь

2.

Оформление папки - передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

Декабрь

3.

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

4.

Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

Февраль

                        Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

Ноябрь

2.

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»

Декабрь

3.

Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей

Февраль

                                   III. Итоговый этап

1.

Участие детей в весенних утренниках.

март, май

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

Апрель

                         

                              ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Сентябрь

«Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

 Октябрь

 «Подуй   на листочки»

«Мыльные пузыри»

«В лесу»

Ноябрь

«Веселая   вертушка»

«Буря в стакане»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

Декабрь

 

 «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя метель»

Январь

 

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

Февраль

«Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

Март

«Подуй на чай»

«Надуем шарики для мамы»

«Чья птичка дальше улетит»

Апрель

«Плыви, кораблик»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

Май

 «Футбол»

«Подуем- пошумим »

Вывод

  Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работу по выработке воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.  При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература  

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М:, 2010
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М:,2005
  3. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М:, «Школа – пресс», 1999.
  4. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М:,Знание 1987.
  5. Симкина Л.П.,Титаровский Л.В. Азбука здоровья М:,Амрита – Русь, 2006

        

ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1.Упражнение на формирование  нижне - диафрагмального дыхания

         В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка, расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой, опять непроизвольный выдох животом и т. д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин. Это упражнение проводиться ежедневно, после пробуждения.

Игровое задание «Мячик – ямочка». 

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.

2. Упражнения, направленные на развитие правильного носового дыхания.

 Игра «Подуем на листочки»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Педагог показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

 Игра «Надуем пузырь»

Цель: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление. Дети приседают, проговаривают слова:

Надувайся, пузырь,

Надувайся большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох. Повторить 4-5 раз.

 Игра «Вот какие мы большие!»

Цель: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.

 3.Упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.

 Упражнение «Наслаждаемся запахами цветов».

Цель:  формирование спокойного, короткого вдоха и свободного, плавного, удлиненного выдоха.

Оборудование: искусственные цветы

 Нюхать цветы, вдыхая через нос и ровно, медленно выдыхая через рот.

 Игра «Футбол». 

Цель: формирование спокойного, короткого вдоха и свободного, плавного, удлиненного выдоха.

Оборудование: маленькие футбольные ворота

Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»

4.Упражнения на развитие силы выдоха. 

Игра «Капелька» 

Цель: активизировать целенаправленный сильный ротовой выдох

Оборудование:  коктейльные трубочки, краски. 

Педагог капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге

Игра «Подышим – пошумим»

Цель: активизировать целенаправленный сильный ротовой выдох.

Оборудование:  праздничные «язычки». 

Педагог напоминает детям о том, что нужно дуть сильно, плавно, тогда язычок не только развернется, но и зазвучит.

Игра  «Плыви, кораблик».

Цель: Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер«П-п-п.» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

 Упражнения,  направленные на  развитие рационального, экономного выдоха в процессе произнесения звуков.

Упражнение «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

Упражнение «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

Упражнение «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

  Упражнение  «Звуки вокруг нас»

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Педагог: В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет«А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит«О-о-о!» Самолет в небе гудит«У-у-у!» А пароход на реке гудит«Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

презентация "Дышим правильно - говорим легко"

В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".

В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....

Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков те...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...