Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кигимон Маргарита Анатольевна

В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dyhanie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Уважаемые родители!

     Обращали ли Вы внимание на то, как дышат ваши дети? Правильное дыхание-основа полноценного физического развития. Ведь с дыханием связаны: речь, движение, терморегуляция, кровообращение,  обменные процессы в тканях.

     Процесс дыхания состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха. Ребёнок должен уметь делать сильный вдох и плавный равномерный выдох через рот во время говорения. Неправильное дыхание (укороченный выдох, вдох и выдох ртом, произнесение фраз на вдохе)  приводит к монотонности, гнусавости речи, к простудным заболеваниям. Дети говорят нечётко, в ускоренном темпе, с захлёбыванием, без соблюдения логических пауз. Поэтому очень важно научить детей  правильному  речевому  дыханию, через дыхательные игры и упражнения. Дыхательные упражнения   обеспечивают правильное звукообразование, создают условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи, восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, стимулируют работу сердечно - сосудистой системы, улучшают кровообращение головного мозга, повышают сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям.

       При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

-заниматься в хорошо проветренном    

  помещении,

-не заниматься сразу после приёма пищи,

-одежда ребёнка должна быть свободной,

-воздух необходимо набирать через нос,

  плечи не поднимать,

-выдох должен быть длительным,  

  плавным, только через рот, щёки не

  надувать,

-не заниматься с ребёнком, если у него

  обострение заболеваний органов дыхания,

-необходимо следить ,чтобы во время  

  выполнения упражнений не напрягались

  мышцы рук, шеи, живота, груди,

-упражнения проводятся в игровой форме,

- время проведения занятий от 1-2 минут

  сначала  до 5-10 минут в  последствии,

-на одном выдохе произносить не более3-4    

  слов, слова  произносить слитно,

-необходимо дозировать количество и темп

  проведения упражнений.

      Дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания.

                   “Кораблик”

      Бумажный или пластмассовый кораблик опустить  в тазик с водой, чтобы кораблик поплыл ,предложите ребёнку подуть плавно и длительно, не надувая щёк.

                         “Футбол ”

        Взять поролоновый или выполненный из ваты “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами.

                            “Занавес ”

       Ребенок дует на бахрому (выполненную из папиросной бумаги), чтобы узнать, что находится за занавесом. За бахромой расположить мелкие  игрушки из киндер- сюрпризов.

                              “Бабочка ”

      Вырезать из бумаги несколько бабочек, к каждой привязать нитку. Держать бабочек на уровне лица ребёнка. Предложить ребёнку подуть на бабочек длительным,  плавным выдохом - бабочки летают.

                                “Фокус ”

         Положить на кончик носа ребёнка кусочек ватки. Предложить ребёнку высунуть изо рта язык, придав ему форму "чашечки" и подуть на кончик языка так, чтобы ватка полетела вверх.

                       “Снегопад ”

        Положите "снежинки" (сделанные из ваты комочки) на ладонь ребёнку. Взрослый читает стихотворный текст, предлагая ребёнку подуть на "снежинки".

Снег летит, снег летит,

Метель с позёмкою кружит.

                          “Буря ”

       Берётся  стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри "буря в стакане" с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

                      “Трубочка”

       Ребенок дует через соломинку для коктейля (или через трубочку свернутую из бумаги) на пёрышко,  шарик для пинг-понга, лежащих на столе.

                        “Ветерок”

      Взрослый предлагает ребенку подуть на новогоднюю мишуру, пёрышко  или  султанчик, листочки, вырезанные из гофрированной бумаги.

                    "Дождик ”

         Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.

           "Живые предметы ”

        Положите на стол любые лёгкие предметы - карандаш, катушку от ниток, шарик, бумажные фигурки .Предложите ребёнку подуть на предмет.

                        "Свеча”

          Поставить на стол и зажечь свечу. Предложить ребёнку подуть на свечку и загасить её.

            "Запомни, повтори ”

        Поставьте перед  ребёнком 3-5 игрушек, предложите назвать их на одном выдохе. Затем можно убрать игрушки и попросить назвать игрушки по памяти на одном выдохе.

“Повтори пословицу (поговорку)”

         Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), просит ребёнка повторить на одном выдохе.

                   "Гирлянда ”

       Взрослый произносит предложение, просит ребёнка повторить предложение, увеличивая количество слов в нём, как колечки в гирлянде. (Вот машина. Вот большая машина. Вот большая синяя машина. Вот большая синяя легковая машина.) Предложения из 3-4слов произносятся на одном выдохе, более длинные предложения с паузой через 3-4 слова.

                  Желаю удачи!

Рекомендации для родителей

"Дышим правильно – говорим легко"

Подготовила:

             учитель-логопед: Кигимон М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

презентация "Дышим правильно - говорим легко"

В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Дышим правильно - говорим легко и красиво!

Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко».

Дети, страдающие серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.   Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) соп...

Консультация для родителей: «ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО – ГОВОРИМ ЛЕГКО»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем,...