Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м']. Буква [М ] Новак Татьяна Михайловна учитель-логопед
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал может быть полезен учителям - логопедам а также воспитателям при изучении букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие в подготовительной группе. | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м']. Буква [М ] Новак Татьяна Михайловна учитель-логопед
Разделы: Логопедия
Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.
Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.
Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, мнемотаблицы, индивидуальные зеркала, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика. Мимические упражнения.
– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
Дыхательная гимнастика. Фонетическая ритмика гласных звуков:
[А] – дети разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно,
произнося гласный -а-а-а-;
[О] – плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо
над головой, произнося гласный -о-о-о-;
[У] – руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя, произнося
гласный -у-у-у-, дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и
вниз;
[Ы] – руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти
направлены в стороны., произнося гласный -ы-ы-ы-, дети с усилием
отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»);
[Э] – произнося гласный -э-э-э-, дети плавно сгибают руки в локтях,
поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены (поза хирурга),
одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком;
[И] – руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх,
остальные сжаты в кулачки, произнося гласный -и-и-и-, дети встают на
носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Комплексная артикуляционная разминка на переключение свойств внимания.
- Болтушка - руки вверх трясем (болтаем ) кистями рук и язычком( упр. Индюк для язычка).
- Улыбка - руки в сторону ,большой палец со средним образуют колечко (упр. Лягушка для язычка).
- Трубочка - руки перед собой ладони вместе ( упр. слоник для язычка).
- Рупор - руки перед собой пальчики «здороваются» . ( упр. окошко для язычка).
- Окно – руки над собой смыкаются в квадрате (упр. бегемот для язычка).
- Болтушка - руки в стороны.
- Качели (большие) – руки вперед ,язычок снаружи синхронно ладонями вверх – вниз.
- Качели (маленькие) – руки согнуты в локтях язычок внутри упирается то за верхние, то за нижние зубы.
- Часики или маятник (большой) – руки перед собой ладони то вправо ,
то влево синхронно с язычком (упр. Часики для язычка).
- Часики ( маленькие) – то же руки перед собой но согнуты в локтях язычок внутри (упр. Футбол для язычка).
- Болтушка - руки вниз.
2. Сообщение темы занятия.
– Ребята, отгадайте загадку:
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)
Выставляется картинка “Дом”.
– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.
3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.
– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого)(.Работа по мнемотаблице)
4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].
Игра “Слушай внимательно”
– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.
Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.
5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]
Игра “Посчитай звуки”
– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)
Игра “Давай дружить”.
– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.
6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.
– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми вагончиками.
– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).
Интерактивная игра « Посади на шарики»
7. Физминутка. (Дети выполняют соответствующие движения.)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
8. Развитие фонематических представлений.
Игра “Отгадай словечко”.
Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.
Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак
9. Развитие просодии.
– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:
Мама мыла Милу мылом
Мила мыло не любила.
(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).
10. Знакомство с буквой “М”.
– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.
А. Шибаев.
(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).
– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.
Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.
Интерактивная игра “Магазин» Что купили Мама и Мила.
11. Итог занятия.
– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?
Рефлексия.
Если вы хорошо запомнили букву М , то раскрасьте № звездочки .Если плохо то 2 звездочки
Используемая литература:
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов\ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
- Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое логопедическое занятие "Машин день" (звук и буква М)
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад
В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...
Групповое логопедическое занятие "звуки Б и Бь. Буква Б.
Цель занятия: познакомить со звуками Б и Бь и буквой Б;закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;расширять словарный запас, знания и п...
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...
Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"
Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"...
Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи (взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя)
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп....
- Мне нравится (1)