Эффективные формы сотрудничество с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семейный логопедический тренинг.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, результаты коррекционной работы с ребёнком не могут быть достигнуты в полной мере. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей.
В сотрудничестве с семьёй педагоги используют разные формы. Одной из них является логопедический тренинг.
И в своей работе я предлогаю вариант тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_gotovyydokument_microsoft_office_word.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №31»
Эффективные формы сотрудничества с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
Семейный логопедический тренинг из опыта работы.
Подготовила: Суцкая Т.Ю.
воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №31»
Пояснительная записка.
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, результаты коррекционной работы с ребёнком не могут быть достигнуты в полной мере. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей.
В сотрудничестве с семьёй педагоги используют разные формы. Одной из них является логопедический тренинг.
Сценарий семейного логопедического тренинга из опыта работы.
«Эффективные формы сотрудничества с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
Воспитатель: Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Ведь для того чтобы заниматься развитием речи ребенка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем.
Ведущий предлагает участникам тренинга познакомиться и проводит игру "Знакомство", где каждый называет себя так, как хотел бы, чтоб к нему обращались.
После приветствия и знакомства с семьей, логопед начинает передавать по кругу маленький комочек семейного тепла. (Каждый член семьи передает воображаемый комочек соседу, наполняя его своим теплом).
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи ребенка заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка».
Воспитатель: Мышка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, маленькая, серая...
Воспитатель: Что еще бывает пушистым?
Родитель: Вата, облако, кошка...
Воспитатель: Какая еще бывает кошка?
Родитель: Рыжая, разноцветная, злая..
Воспитатель: Кто еще может быть злым?
Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д.
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Игра "Наоборот", ведущий бросает мяч, членам семьи, называя слог, а они должны сказать его наоборот. (СА-АС).
Игра "Рифмы". Предлагается поиграть в рифмы. Один участник называет слоги, например, са-са-са, следующий придумывает рифму к данным слогам.
Пояснение для родителей: Игры "Наоборот", "Рифмы" направлены на автоматизацию звука [c] в слогах.
"Назови необычно". Участники достают из волшебного мешочка предмет и придумывают ему необычное название.
Пояснение для родителей: данное упражнение направленно автоматизацию звука в слове и на развитие воображения.
"Сказка по - кругу". Ведущий начинает рассказывать, а каждый из участников добавляет предложение, чтобы получилась законченная сказка, желательно использовать как можно больше слов со звуками [c, сь]. ("Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед: )
Пояснение для родителей: Упражнение "Сказка по кругу" проводится для автоматизации звука в предложении.
Сегодня дети поиграли, а родители играя научились работать со звуками [с, сь]. Звуки человек слышит и произносит, а сейчас мы предлагаем сделать букву С, букву можно написать, нарисовать, выложить из крупы и ниток, слепить из пластилина и сделать аппликацию. Участникам предлагаются различные материалы для изготовления буквы.
Пояснение для родителей: цель данного упражнения закрепить графический образ звука.
Заключительная часть:
Подведение итогов:
Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?
- Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
- Читайте художественные произведения.
- Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
- Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Рефлексия
В заключение нашей встречи ещё раз хочу попросить продолжить фразу: (Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало)
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…-
-я научился…
-я попробую…
Предлагаю детям и родителям украсить поляну цветами различных цветов.
Красный, розовый - занятие понравилось, узнали что то интересное, новое.
Зеленый, синий - занятие не понравилось, узнали мало интересного и нового.
-А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
В заключении нашей встречи мы хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...
Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВАС СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯДанилова Наталия Ивановна, учитель-логопедНиколаиди Виктория Олеговна, педагог-психологмуниципальн...
Доклад «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения»...
Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье»
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется.Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ...