Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье»
консультация по психологии

Светлана Николаевна Жевакина

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется.Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье создаёт в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок. От отношения к ребёнку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или агрессивные реакции).

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Черепашка»

Консультация

«Роль семьи в воспитании ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья в семье»

http://1sp.detkin-club.ru/images/custom_1/img13_5ba4c0598b6b1.jpg

Жевакина С.Н.

педагог - психолог

г. Радужный

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально – экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.http://146.detirkutsk.ru/upload/146/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/i.jpg

В 1980-1990-е г.г. в России принимаются международные документы: «Декларация прав ребёнка», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Декларация о правах инвалидов», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993 г) и создаются законодательные документы: «Конвенция о правах ребёнка», Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребёнка с отклонениями в развитии здоровья, и появляются новые возможности решения их проблем.

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество.

Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально – психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.https://estalsad44.edumsko.ru/uploads/3000/2227/section/142757/.thumbs/120x0/dobrota.gif

Для семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка.
Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.

  • Рассмотрим основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:
    Рождение ребёнка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким людям.
  • Дошкольный возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами, принятие решения о воспитания ребёнка.
  • Школьный возраст взаимодействие со специалистами, принятие решения о форме школьного обучения, организация учёбы, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребёнком.
  • Подростковый возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами, привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, решение проблемы изоляции ребёнка. http://gouspopat.ucoz.ru/novie/18582_original.jpg

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояние здоровья и индивидуальных особенностей. Это – то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребёнке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представление о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы.

Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье создаёт в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок. От отношения к ребёнку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или агрессивные реакции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...

Консультация с родителями на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Консультация с родителями на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Основные направления организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в семье)

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства...

Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.Неуклюж, порою странен, добродушен и открытМир «особого» ребёнка. Иногда он нас с...

Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

О роли и значении мужчины в воспитательном процессе, сейчас говорят очень многие. Сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка, без мужского влияния.Одним из главных этапов...

Консультация для родителей. "Роль сказки в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное...