ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данилова Наталия Ивановна, учитель-логопед
Николаиди Виктория Олеговна, педагог-психолог
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
В последние время актуальной проблемой стало сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с каждым годом она становится все более острой. Количество детей с ОВЗ неустанно растет.
Само рождение ребенка с нарушениями в развитии для семьи является огромным стрессом. А проблема развития и воспитания такого ребенка становится причиной
социальной дезадаптации всей семьи. На родителей ложится тяжелая ноша, которую самостоятельно не все семьи могут выдержать. Родители данной категории детей испытывают тревогу, эмоциональное напряжение, чувства вины, обиды, находятся в постоянном стрессе. Нагрузки, ложащиеся на родителей, и проблемы не всегда удается преодолеть самостоятельно, поэтому необходимо оказывать всестороннюю помощь и поддержку таким семьям.
Дети с ОВЗ имеют различные отклонения психического и физического плана, которые мешают вести полноценную жизнь и обуславливают нарушения общего развития. Классификация таких нарушений обширна: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т.д. [1, 2].
На базе нашего учреждения создано четыре логопедические группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые обеспечивают индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений. Основная задача – доступность «без барьерной» образовательной среды для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации, а также организация плодотворного сотрудничества с семьей воспитанника.
Здесь основным направлением наши педагоги выбрали выработку и становление активной родительской позиции в воспитательно-образовательном и коррекционном процессе своего ребенка. Ведь от того, как настроена семья, в каком она находится эмоциональном и психологическом состоянии, как тесно выработаны связи между цепочкой «педагог-родитель», и зависит дальнейший успех не только ребенка, но и всех семьи в целом.
Фундаментом в нашей работе является «вооружение» необходимыми знаниями и умениями в области психологии и педагогики для развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Хорошей традицией в детском саду стало ежемесячное проведение конференций и дискуссионных площадок, в том числе и на онлайн площадках в дистанционном формате. Организаторами таких мероприятий стали педагог-психолог и учителя-логопеды дошкольного учреждения.
Первые заседания всегда проводит педагог-психолог, который помогает сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании. Выстроенной идеей оказалась акция «Неделька» – каждый день родитель должен был замечать достижения своего ребенка, но и педагог тоже должен был отмечать результаты и даже самые мелкие изменения. На последующих встречах, кто-то желал в индивидуальном формате, кто-то был расположен к массовой встрече, педагог и родитель обсуждали полученные результаты. И каково же было удивление родителей, когда педагог раскрывал перед ними все то, что они даже и не замечали, что у их детей есть свой «особенный» потенциал, который нужно помочь раскрыть. После таких мероприятий у родителей повысился интерес, активность, а самое главное менялся взгляд на их проблемы и переживания, появилось понимание своих возможностей и возможностей ребенка [3].
Параллельно встречи проводят и учителя-логопеды. Во время таких бесед повышается компетенция родителей и даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Основную часть занимают практические приёмы работы с ребенком. Когда каждый вопрос рассмотрен в простой и доступной форме, у родителей появляется чувство уверенности в собственных силах. Большая часть уделена индивидуальным консультациям. Ни одна семья ребенка не остается без внимания и детальной проработки их вопросов.
Онлайн конференции пользуются популярностью у родителей, но все же большая часть отдает предпочтение живым встречам и реальному общению. Иногда не возможно полностью раскрыться для семьи перед экраном, а вот живое общение наполнено энергией, силой и уверенностью, что все у них будет хорошо, что со всем мы поможем справиться.
Данный вид работы приносит положительные результаты – каждая семья раскрывается для себя с неожиданной стороны, от этого улучшаются результаты наших деток, что способствует компоненту «педагог-родитель-ребенок» работать на все 100%.
Взаимодействие с родителями – это процесс сложный и трудоёмкий, требующий большой подготовки и четкого планирования совместной деятельности. И только тогда, когда в дошкольном учреждении выстроена поэтапная и последовательная работа, тогда и удастся вывести отношения с семьей на новый уровень [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями : учебное пособие / О. Л. Зверева. – Ростов на Дону : Феникс, 2020. – 157 с.
2. Танцюра, С. Ю. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ : методические рекомендации / С. М. Мартыненко, Б. М. Басангова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2021. – 64 с.
3. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 254 с.
4. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. – Москва : Издательство «Юрайт», 2022. – 181 с.