Консультация для педагогов: "Семейное воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»
консультация по психологии

Самородова Наталия Николаевна

Что такое задержка психического развития?

В последние годы значительно расширился круг специалистов, занимающихся изучением детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына, Г.А. Бутко, Т.Н. Волковская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, С.Г. Шевченко и др). В научно-методической литературе активно обсуждаются вопросы обучения и воспитания детей данной категории. Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий. Возможная «обратимость» возникших нарушений при условии проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей и делает эту категорию детей одной из перспективных для сознания родителей.

Задержку психического развития может определить только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Под ЗПР у детей понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций: моторики, сенсорики, воли, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebyonka_s_zpr.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛОБНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ САХНОВА ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВИЧА

141730,  Московская область,

г. Лобня, ул. Аэропортовская, д.1        

тел./факс:8(495) 579-43-43

e-mail: lobn_sh6@mosreg.ru

ОКПО 45066671                 ОГРН 1025003081861            ИНН/ КПП 5025009727/ 502501001

Консультация для педагогов.

на тему: «Семейное воспитание ребёнка с ограниченными

 

возможностями здоровья (задержка психического развития)»

Подготовила: педагог-психолог

 Самородова Н.Н.

Оглавление

Что такое задержка психического развития?        3

Особенности и причины.        4

Диагностика задержки психического развития.        5

Роль семьи.        6

Важность дифференцированного подхода.        9

Помощь врачей ребёнку с ЗПР.        10

Список литературы.        11


Что такое задержка психического развития?

В последние годы значительно расширился круг специалистов, занимающихся изучением детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына, Г.А. Бутко, Т.Н. Волковская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, С.Г. Шевченко и др). В научно-методической литературе активно обсуждаются вопросы обучения и воспитания детей данной категории. Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий. Возможная «обратимость» возникших нарушений при условии проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей и делает эту категорию детей одной из перспективных для сознания родителей.

Задержку психического развития может определить только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Под ЗПР у детей понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций: моторики, сенсорики, воли, речи.


Особенности и причины.

Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:

  • низкий уровень работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • невнимательность;
  • невысокий уровень произвольной памяти;
  • несформированное мышление;
  • неправильная речь;
  • необычное поведение;
  • скудный словарный запас;
  • неумение контролировать себя;
  • незрелая эмоционально-волевая сфера и пр.

В основе таких особенностей лежит чаще всего не грубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:

  • нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
  • разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
  • поражения ЦНС разной степени тяжести.

Диагностика задержки психического развития.

Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша, учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.

На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их ребенок. Несформированность игровой деятельности — первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.


Роль семьи.

Воспитание малыша с ЗПР — это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия.

Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.

Особенностями семейного воспитания ребенка с ЗПР являются:

  • Создание условий для правильного развития ребенка с ЗПР: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
  • Развитие познавательных интересов ребенка с ЗПР (слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
  • Оказание помощи в организации домашнего труда.
  • Минимизация родителями недостатков в воспитании.

Воспитательная функция семьи с ребенком с ЗПР имеет 3 аспекта:

  1. Формирование личности ребенка с ЗПР; развитие его способностей и интересов; передача накопленного социального опыта; выработка мировоззрения, высокого нравственного отношения к труду; привитие чувства коллективизма; потребности и умения быть личностью; соблюдать нормы поведения и обогащать интеллектуально-эстетическое развитие; содействие физическому совершенствованию, укреплению здоровья; наработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.
  2. Систематическое воздействие семьи на ребенка с ЗПР в течение всей жизни.
  3. Постоянное влияние ребенка с ЗПР на родителей, побуждающее их активно заниматься совместной деятельностью.

Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии.

  1. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
  2. Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха.
  3. Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями.

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте во многом зависит от оценки окружающих его людей.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный.

Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в не учебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.


Важность дифференцированного подхода.

Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР — это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.

Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания

Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.


Помощь врачей ребёнку с ЗПР.

Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга.

Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно:

  • он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него,
  • может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка,
  • нормализовать сон,
  • активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.


Список литературы.

  1. Если в семье ребёнок с задержкой психического развития | Материнство – беременность, роды, питание, воспитание – https://materinstvo.ru/art/6766
  2. Особенности воспитания детей с ЗПР: как заниматься с ребёнком – https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/vospitanie-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html
  3. Статья: «Семейное воспитание детей с задержкой психического развития» | Образовательная социальная сеть – https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/11/02/semeynoe-vospitanie-detey-s-zaderzhkoy
  4. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса  к  изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...

Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных  проживающих там....

Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих ...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, о...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...

Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) . Квест-игра «Испечем печенье к чаю»

Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе)  с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) .Квест-...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...