Технологическая карта занятия в логопедической группе «Описательный рассказ о птицах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, учить подбирать точные сравнения, образовывать звукоподражательные глаголы; упражнять детей в четком и правильном произношении звуков [р] и [р'] в словах; развивать связанную речь, память, мышление, слуховое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в логопедической группе

  «Описательный рассказ о птицах»

                         Складнева Диана Александровна, учитель- логопед

                               МБДОУ д/с № 2 «Василек», г. Реутов, Московская область

Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, учить подбирать точные сравнения, образовывать звукоподражательные глаголы; упражнять детей в четком и правильном произношении звуков [р] и [р'] в словах; развивать связанную речь, память, мышление, слуховое восприятие.

Целевые ориентиры: внимательно слушают сказку, дают характеристику героям сказки, передают интонацию в сценке, отвечает на вопросы, рассказывает сказку

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации: иллюстрации птиц (ворон, трясогузка, чайка, дятел, снегирьи др.); мнемотаблица «Птицы».

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Логопед предлагает разгадать загадку:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это … (птица).

- Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких животных называют птицами?

Познавательно-исследовательская: разгадывают загадку.

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Организационно-поисковый

Логопед показывает фотографии (картинки) птиц.

- Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать все по порядку. Назвать птицу. Потом расскажем какой у нее клюв, какие лапки. Расскажем, где она живет.

- Почему птички живут в разных местах, Некоторые птицы умеют плавать — у них лапки с перепонками. Курица ходит по земле, и лапки у нее сильные, а крылья короткие. У воробья лапки короткие, он летает и прыгает.

Логопед предлагает описать птиц по картинкам, используя мнемотаблицу.

?

http://nsc.1september.ru/2004/32/12.gif

http://www.zooclub.ru/skat/img.php?w=300&h=120&img=./attach/sim/4752.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-ijaZEsWHRX0/TubsTkfOTCI/AAAAAAAABDA/63UoD4zAbpI/s1600/bird+nest+drawing+9.jpg

http://pixabay.com/static/uploads/photo/2012/05/02/22/27/baby-46538_640.png

http://refdb.ru/images/863/1724420/f35d92c0.png

— Это чайка. Чайка — красивая и большая птица. У нее белые, как снег, крылья. Клюв у чайки большой, сильный — им удобно рыбу ловить и ракушки раскалывать. Лапки красные, длинные, поэтому она может ходить по земле; между пальцами перепонки, чтобы удобно было плавать. Чайки живут у воды; летая, высматривают в воде рыбу.

- Рассмотрите рисунок. Кантуры каких птиц здесь изображены?

Картинки по запросу клюв рисунок

Физкультминутка «Маму я свою люблю»

– Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «Кар, кар, кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар, кар, кар!»

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали: «Кар, кар, кар».

Прыжки на месте.

Машут руками вверх-вниз.

Выполняют приседания.

- Каких птиц вы еще знаете? На какие группы мы делим птиц? Правильно, перелетные и зимующие птицы. Почему некоторые птицы улетают на юг? Почему некоторые остаются зимовать у нас?

- Ребята, чем отличаются птицы от животных? Верно, их тело покрыто перьями.

- Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать.

С первым снегов на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня . . . (синичка).

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона).

Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей).

Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос. (Сорока).

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел).

Логопед предлагает сравнить зверей и птиц.

Звери бегают, а птицы – ... (летают).

Скворцы поют, а вороны – ... (кричат).

Воробьи не улетают зимой, а дикие утки – ... (улетают на юг).

Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий).

Познавательно-исследовательская: рассматривают иллюстрации птиц, сравнивают клювы и лапы.

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Речевая: составляют описательный рассказ по мнемотаблице.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы

Познавательно-исследовательская: делают вывод, что строение клюва зависит от способа питания, а строение лап – от места проживания.

Познавательно-исследовательская: определяют птиц по контурам.

Речевая: повторяют слова за воспитателем.

Двигательная: активно выполняют упражнения физкультурной минутки.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы

Познавательно-исследовательская: разгадывают загадки о птицах.

Коммуникативная: слушают рассказы своих товарищей.

Речевая: подбирают глаголы к существительным названиям птиц.

Речевая: подбирают прилагательные к существительным названиям птиц.

Рефлексивно-корригирующий

Благодарит и хвалит детей за старание.

Коммуникативная: выражают свои эмоции.

Литература

  1. Арбекова Н. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Издательство «Гном», 2017
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Издательство «Союз», 2005 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с миром природы "Зимующие птицы".

Целью занятия является - познакомить детей с зимующими птицами, уточнить и расширить знание о зимующих и перелетных птицах, а так же продолжить развивать познавательный интерес к окружающему миру...

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине...

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине...

Технологическая карта занятия в старшей группе Домашние птицы

Развитие представлений о внешнем виде, повадках, образе жизни. Формирование обобщающего понятия Домашние птицы.Конспект для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендован для занятий с учителем-лог...