Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проведения занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Цель: инициировать составление описательных рассказов по картине.
Задачи:
- Научить составлять рассказы по картине.
- Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.
- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения.
- Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное).
- Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие.
Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Форма проведения: фронтальная.
Основные понятия: живопись, пейзаж, репродукция, художник.
Материалы и оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», листы белой бумаги А-4 на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.
Предварительная работа: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).
№ | Этапы | Действия воспитателя | Действия детей | Время |
1 | Вводный | Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой-то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю. Тише, тише, тишина В гости осень к нам пришла… Осень не простая, осень золотая. Краски яркие, цветные С собой осень захватила. В парке, в роще, и в лесу – Всюду видим красоту. Красота поры осенней - Ты - источник вдохновенья.
Воспитатель: Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года. Листик приглашает вас к себе в гости. Как вы думаете, где живет листик? Хотите отправиться в путешествие? Предлагаю сделать это на ковре-самолете. Присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки. Итак, представим, что мы летим высоко над землей. Звучит музыка. (В это время воспитатель раскладывает листья на пол, открывает мольберт с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»). Наш ковер-самолет пошел на снижение. Открываем глазки. Воспитатель: Куда же это мы прилетели? А это что такое? Похоже, что листик хочет познакомить нас с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, ведь это именно его картина. (Дети садятся в полукруг) | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос | 5 мин |
2 | Основной | Воспитатель: Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж) – Верно, пейзаж. Как бы вы назвали эту картину? – Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Кто знает, что значит слово «репродукция»? Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин? (Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее). – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана. Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз (выполняется стоя) Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения глазами) Слева сосны, справа дуб. (взгляд налево-направо) Дятел сверху, тук да тук. (вверх-вниз) Глазки ты закрой, открой, Поиграли мы с тобой.
(На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев). – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени? (это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые, а в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях. – А как в народе называют середину осени? (Золотая осень). – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень». – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые и образные выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ. (Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес).
Высокое).
Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез? На что похожи листья берез? (на золотые монетки, на разноцветных мотыльков, на летающих желтых бабочек).
(можно добавить ответы детей образными выражениями, прилагательными: золотая осень, пёстрые луга, кромка леса, багряный цвет и др.) Воспитатель: Каждый художник, прежде чем рисовать картину, заранее продумывает, как она будет выглядеть, где, что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, какими красками будет рисовать, то есть продумать композицию картины. А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу». С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на переднем плане картины. А теперь то, что расположено дальше, на заднем плане картины. Воспитатель: Чтобы добиться нужного цвета, оттенка, художники смешивают краски.
Воспитатель: Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое осеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой золотой осени и хотел нам об этом рассказать. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка (на выбор) 1. Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте) Машет жёлтой кистью ( Движения руками) Ветерок сгребает в кучи Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди). И они, забывши ветви, Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх). Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны) В жёлтом сарафане. 2. Мы листики осенние, (руки вверх) На веточках висели. (покачать кистями рук) Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны) Мы летели, мы летели, (покружиться) И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки) Ветер снова набежал (встаём) И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх) Закружились, полетели (качаем руками) И опять на землю сели. (садимся на корточки) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать красивые, образные выражения.
При возникновении затруднений, воспитатель предлагает план составления рассказа:
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам задание (творческое задание на развитие воображения): Представьте, что вы оказались внутри картины. Давайте встанем и пройдемся по осеннему лесу. Что вам захотелось сделать, находясь в нем? Что вы слышите? Какие звуки? А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них. (пахнет лесом, грибами, речкой, опавшей листвой). Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы. Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас. | Ответы детей. Выполняют гимнастику Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы Смотрят в «подзорную трубу» и перечисляют предметы, расположенные на переднем и заднем планах картины Отвечают на вопросы Дети выполняют движения по тексту . Ответы детей | 20 мин |
3 | Заключительный | Воспитатель:
Тогда я предлагаю вам создать свою картину об осени, и мы сделаем творческую выставку «Осенняя природа». Картину можно нарисовать в группе или дома с родителями. А сейчас вы можете ещё раз посмотреть на репродукцию картины художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». | Дети отвечают на вопросы и делятся своими впечатлениями | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели""...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине....
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"
Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...
Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».
Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...
Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине
Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине...