Рабочая программа для работы с детьми с ФФНР на логопункте
рабочая программа по логопедии на тему
Пояснительная записка
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на один год.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы является основная общеобразовательная программа детского сада и программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ФФНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ФФНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_podgruppoy.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
детского сада № 59 «Умка»
__________________ Гуторова И.В.
Рабочая программа
для работы с детьми с
ФФНР на логопункте
учителя-логопеда Головлёвой Н.В.
Пояснительная записка
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на один год.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы является основная общеобразовательная программа детского сада и программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ФФНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ФФНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Особенности психоречевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.
Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.
Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).
Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ФФНР.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя – логопеда, родителя и воспитателя.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ФФНР.
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.3049-13.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Учитель-логопед:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
· фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
· экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
· беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ФФНР.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ФФНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы:
1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Обеспечение мотивации к учению. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5. Концентрический принцип. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.
Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, помощником воспитателя, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, старшим воспитателем, заведующей и другими специалистами.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1).
Алгоритм логопедической работы с детьми с ФФНР
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы |
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ФФНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 2).
Таблица 2.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ФФНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
Учебная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Подготовительная группа (ФФНР)
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни
с ФФНР.
Фразовая речь.
Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.
Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.
Понимание речи.
У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
Словарный запас.
Словарный запас детей значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно.
Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
Грамматический строй речи.
Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.
В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.
Звукопроизношение.
Встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. . У них могут быть различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура.
Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
Фонематическое восприятие.
У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
Организация обучения и воспитания детей 7-го года с ФФНР
Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:
Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми проводится от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и индивидуальных особенностей детей.
Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.
Фронтальная непосредственная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю.
Количество занятий в зависимости от периода обучения:
Количество фронтальных логопедических занятий – два в неделю, по периодам они распределяются следующим образом:
1-й период (сентябрь, октябрь) – 14 занятий.
2-й период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) – 33 занятия.
3-й период (март, апрель, май, июнь) – 25 занятий.
Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 30 минут.
- Приложение № 1. Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе с ФФНР.
- Приложение № 2. Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной логопедической группе с ФФНР.
- Приложение № 3. Календарно-тематическое планирование занятий в подготовительной логопедической группе с ФФНР.
Литература.
Приложение №2
Перспективное планирование
коррекционной работы на учебный год в подготовительной группе для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Недели | Звуки, буквы | Звуко-слоговой анализ, грамота | Грамматический строй | Лексика активная | Лексика пассивная,темы | Связная речь | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 период Сентябрь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Обследование | Знакомство с детским садом, школой (экскурсия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Обследование | Овощи, фрукты (экскурсия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 4 | У
А И ППь | Выделение начального ударного гласного Анализ звукового ряда из двух гласных Анализ звукового ряда из трех гласных Выделение последнего глухого согласного. Анализ обратного слога ап | Договаривание предложений по картинкам (именительный и винительный падежи единственного числа существительных) Договаривание предложений по картинкам (другие косвенные падежи единственного числа существительных) Именительный падеж множественного числа существительных на И, А Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | Утюг, удав, улитка, утенок, ухо, удод, умывальник, паук, буквы, дуб, дудка, кухня, петух, губы, губка, бублики, бубен, пух, будильник Автомат, альбом, айва, антенна, аллея, автомобиль, ателье, автомоход, танк, мак, вата, ванна, панама, аптека Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья | Хлеб (экскурсия на хлебозавод, в хлебный магазин) Семья. Дом
| Рассматривание картины В. Васнецова «Аленушка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Т ПТ ККь О Й – Л Х – Хь К –Х Ы Ы - И М
| Звуковой анализ обратного слога ут. Воспроизведение слогового ряда (ат-ут-ит) Выделение последнего глухого согласного в слове Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слогового ряда Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного Воспроизведение слоговых рядов Мягкие согласные Выделение начального согласного перед гласным Звуковой анализ слов: так, тук, ток,кот Выделение ударного гласного после согласного Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов мак, кит | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов Притяжательные прилагательные на –ин. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом «много» Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить) Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя) Согласование количественных числительных и существительных Именительный падеж множественного числа существительных Притяжательные прилагательные на –ин. Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) | Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кот, бинт, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапка, калитка, карта, лифт, билет, конфета Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник Конь, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, альбом, клюв, клюква, калина, клетка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олененок Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха Маяк, белье, лейка, копейка, майка, юбка, клей, линейка, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, бегония, попугай, тюбетейка, баян, петунья Кухня, хлеб, муха, петух, охотник, хобот, ухо, хек, хоккей, яхта, мох Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы, существительные на Ы во множественном числе Мак, майка, комната, муха, альбом, мойка, маяк, автомоход, автомат, панама, дом, дым | Детские игрушки (экскурсия в магазин) Ранняя осень Цветы (экскурсии в парк) Ранняя осень. Деревья. Грибы Животные домашние и дикие (экскурсия на станцию юннатов)
| Рассказ по сюжетной картинке «Тома и Толя» Рассказ по сюжетной картинке «Котенок» Рассказ по сюжетной картинке «Каток» Рассказ по сюжетной картинке «Помогаем маме» Рассказ по сюжетной картинке «Тут будет сад» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
II период Ноябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | С Сь С - Сь
Н З З – Зь С – З
Б Б – Бь П - Б | Определение места звука в слове Деление слов на слоги Звуко-слоговой анализ слов суп, сом, гуси Звуко-слоговой анализ слов сети, сани Деление слов на слоги. Место звука в слове Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, зонт, Зина. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные. Звуко-слоговой анализ слов бант, бинт Схемы слов Мягкие и твердые согласные | Составление предложений с данным словом. Притяжательные прилагательные на –ин. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными Предлоги с, на. Словообразование сложных слов Сомнительные согласные в конце слова (таз, воз, нос). Согласование прилагательных с существительными (зеленый, -ая, -ое, зимний, -яя, -ее) Предлоги за, из-за Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ок, ек, -ик. Ударение. Предлоги под, из-под. Деформированная фраза | Сом, сук, суп, самолет, самокат, весы, усы, песок, носки, лес, пылесос, апельсин, сосиски, такси, колесо, коса, аист, спутник, письмо Прилагательные: осенний, весенний, сосновый, ясеневый Сложные слова: листопад, снегопад, самолет, вездеход, сенокос, садовод, лесовод, автомоход, медонос, нефтебаза. Завод, замок, зубы, земляника, газета, магазин, знамя, гнездо Бант, бинт, губы, зубы, кубики, билет, батон, бидон, ботинки, будильник, медведь, альбом, хобот, банан, автобус, бублики, соболь, буквы, азбука, бусы, бумага, беседка, бинокль | Осень. Перелетные птицы. (Экскурсия в парк) Осень в картинах русских художников Транспорт Поздняя осень (предзимье) | Рассказ по сюжетной картинке «Соня и собака», «Лиса и гусята» Рассказ по сюжетной картинке «Осень». Рассматривание картин Левитана, Остроухова, Грабаря Рассматривание сюжетной картины «Транспорт на нашей улице». Рассказ «Дорога в детский сад» Рассказ по сюжетной картинке «Листопад» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | В Д Т – Д Ть Ть –Дь Г Г – Гь Г – К Э Е Ё
| Работа с разрезной азбукой (составление и преобразование слогов и слов): квас, звон, стук, дубы, дубок Упражнение с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов: диван, голуби, бумага Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова Звуко-слоговой анализ. Схемы слов: утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа Звуко-слоговой анализ слов: это, этот, эти, дети Чтение и печатание предложений | Распространение предложений. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Правописание согласных в конце слов Косвенные падежи существительных (детеныши животных) Глаголы надеть, одеть, надевать, одевать Приставочные глаголы (ходить). Подбор предметов к признакам. Сложные предлоги Правописание сомнительной согласной. Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными. Предлоги под, над, из-под, из-за, за Образование прилагательных. Согласование с существительными. Ударение. Большая буква в начале предложения | Завод, овод, клюв, вата, ванна, венок, весы, ваза, вафли, василек, два, валенки, умывальник, вагон, сова, ива, диван, тыква, совы, квас, буквы, клюква Дом, дым, дыня, ягоды, блюдо, дудка, звезды, фундук, сундук, дуга, гнездо, бидон, посуда, зуб, дуб, завод Тень, пять, костюм, сеть, утюг, телефон, паутина, котенок, ботинки, утята, девять, лебеди, медведи, будильник, диван, дети, гвозди, гвоздика, дельфин, индюк Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, кегли, гамак, ягоды, газета, книга, магазин, снег,губка, гвоздь, гвоздика, попугай Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, кегли, гамак, ягоды, газета, книга, магазин, снег,губка, гвоздь, гвоздика, попугай
| Зима, изменения в природе (экскурсия) Зима, зимующие птицы (экскурсия) Бумага. Изготовление, виды, применение (экскурсия в библиотеку) Посуда. Виды. Материал | Рассказ по сюжетной картинке «Зима» Рассказ по серии сюжетных картин «Синичка», «Гуси» Рассказ «В библиотеке» Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | КАНИКУЛЫ | Зима. Зимние забавы и развлечения | Рассматривание сюжетной картины «Зимние развлечения» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 3 4 | Л ЛЛь Ш С-Ш Я | Звуко-слоговой анализ и схемы слов:стол, стул, волк, белка, волки Упражнения с разрезной азбукой. Печатание, чтение слов: лиса, белка, волк Преобразование слов (миска-мишка). Составление схем, чтение, печатание. Правописание ши Составление схем слов по индивидуальным картинкам | Ударение. Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье. Согласование прилагательных с существительными Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу Словообразование существительных (лиц по их занятиям). Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ушк-,- юшк-, -ышк-. Сложно-подчиненные предложения | Лото, лук, луна, ландыш, пила, калоши, пол, клубника, лампа, клубок, лодка, флажок Шина, уши, мешок,катушка, бабушка, пушка, кукушка, шляпа, шуба, дедушка, шахматы, душ, кошка Сом, сук, суп, самолет, самокат, весы, усы, песок, носки, лес, пылесос, апельсин, сосиски, такси, колесо, коса, аист, сова | Дикие животные и птицы Дикие животные и птицы Комнатные растения Одежда, обувь, головные уборы. Знакомство с тканью | Рассказы Л.Н. Толстого «Хотела галка пить», «Белка и волк» Сказка К.Д. Ушинского «Бишка». Придумывание сказки по аналогии Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Р Рь Р-Рь Р-Л Р-Л Рь-Ль Ж Ж-З Ж-Ш | Самостоятельное составление схем слов. Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры Схема предложения. Печатание, чтение предложений. Слова сложной звуко-слоговой структуры | Составление предложений по картинкам, деление на слова. Родственные слова (ворона, воробей, волк).образование отглагольных прилагательных Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные. Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование) Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. Спряжение глагола бежать. Правописание жи, ши. Родственные слова Предлоги за, из-за, под, из-под, между, через. Родственные слова. Ударение. Сомнительные согласные в конце слова | Жарить, парить, варить, морозить, тушить, солить, мариновать, сушить, печь, вялить, коптить, консервировать Физкультура, спортсмен, электричество, раскладушка, карнавал, оркестр Жаба, жук, ножи,одежда, художник Завод, замок, зубы, земляника, газета, магазин, знамя, гнездо, жаба, жук, ножи, одежда, художник | Зимующие птицы Домашние и дикие животные (повторение) Животные наших лесов. Домашние животные (повторение) Хищные и травоядные животные | Сказка Л.Н.Толстого «Ворона и рак». Серия сюжетных картинок «Кормушка для птиц» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар» Рассказ К.Д. Ушинского «Рыжик» Рассказ В. Бианки «Купание медвежат» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
III период Март
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Ц С-Ц Ч Ю Ч-Ть Ч-Сь Ф | Составление схем слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Твердые и мягкие согласные Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение | Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ец-,-иц-,-ц-. Составление предложений с данным словом Словообразование существительных женского рода с суффиксами –иц-, -ниц-. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Приставочные глаголы (от мчаться). Словообразование существительных (профессии, отчества мужского рода). Словообразование притяжательных прилагательных. Правописание ча, чу Глагол хотеть. Приставочные глаголы движения Родственные слова (грач). Сложноподчиненные предложения Притяжательные прилагательные Словообразование существительных мужского рода (по их занятиям, профессиям, качествам). Родственные слова (учить, читать). Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительная согласная в конце слова | Сом, сук, суп, самолет, самокат, весы, усы, песок, носки, лес, апельсин, сосиски, такси, колесо, коса, аист,цапля, цепь, пуговица, конница, мельница, мыльница, яйцо, овца, синица, гусеница, солнце Чайка, чеснок, очки, кирпичи, летчик, обруч, часы, скворечник, спички, свеча, расческа, кисточка, снегурочка, часовой, цепочка Чайка, чеснок, очки, кирпичи, летчик, обруч, часы, скворечник, спички, свеча, тачка, качели, бабочка, зайчик Сом, сук, суп, самолет, самокат, весы, усы, песок, носки, лес, пылесос, апельсин, сосиски, такси, чайка, чеснок, очки, кирпичи, летчик, обруч, часы, спички, свеча, расческа, часовой | Ранняя весна. Первоцветы Восьмое марта. Семья Перелетные птицы Почта. Профессии | Описательный рассказ «Букетик фиалок» Коллективное придумывание сказки «Где мой домик?» Рассказ «Грачи». Рассказ Чарушина «Волчишка» Рассказ по серии сюжетных картин «Почта» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Щ Щ-Сь Й Щ-Ч Щ-Ть Щ-Ш Щ-Ч Сь-Ть | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Степени сравнения прилагательных и наречий. Образование отглагольных существительных Степени сравнения прилагательных и наречий. Образование отглагольных существительных Словообразование существительных женского рода (профессии). Сложноподчиненные предложения. Родственные слова Страдательные причастия прошедшего времени. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. Составление вопросов к прослушанному тексту | Щавель, щепки, щука, ящик, площадь, щипцы, плащ, овощи Апельсин, письмо, Вася, васильки, беседка, щавель, щепки, щука, ящик, щипцы, овощи, плащ Грач, авторучка, перчатки, чай, мяч, качели, тачка, чайник, бабочка, зайчик, щавель, щепки, щука, ящик, площадь, овощи Чайка, чеснок, очки, кирпичи, летчик, обруч, часы, скворечник, спички, свеча, кисточка, щавель, щепки, щука, ящик, овощи | Строительство (экскурсия) Рыбы Лес, сад, парк Птицы | Придумывание конца сказки «Как козочка и волк разговаривали». С.Баруздин, «Кто построил этот дом?» Описательные рассказы: «Щука», «Карась» Рассказ Пришвина «Золотой луг» Рассказ И.С. Тургенева «Воробей» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 | Шипящие и свистящие звуки Мягкие и твердые согласные Гласные звуки Глухие и звонкие согласные | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схемы предложения Работа над техникой чтения Работа над техникой чтения Работа над техникой чтения | Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение). Предложения с однородными членами Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения Правописание безударных гласных. Ударение (повторение) Сложные предложения различной конструкции. Правописание сомнительных согласных (повторение) | Описательные рассказы «Ласточка», «Бабочка». Чтение и пересказ сказки В.Бианки «Приключения муравьишки» Дидактические игры: «Почему так говорим?», «Назови машины одним словом», «Мы спортсмены» Диалогическая речь. Беседа о книгах. Чтение и пересказ отрывков из любимых книг Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания». Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Беседа о временах года | Птицы, насекомые Транспорт. Физкультура. Спорт Книги Времена года |
Приложение №3
Календарно-тематическое планирование занятий
в подготовительной группе для детей с ФФНР
Первый период (сентябрь, октябрь)
Занятие 1. Звук и буква У
Занятие 2. Звук и буква А
Занятие 3. Звук и буква И
Занятие 4. Звуки П-Пь. Буква П
Занятие 5. Звук и буква Т
Занятие 6. Звуки П-Т
Занятие 7. Звуки К-Кь. Буква К
Занятие 8. Звук и буква О
Занятие 9. Звуки Й-Ль
Занятие 10. Звуки Х-Хь
Занятие 11. Звуки К-Х
Занятие 12. Звук и буква Ы
Занятие 13. Звуки М-Мь. Буква М
Второй период (ноябрь, декабрь, январь, февраль)
Занятие 1. Звук и буква С
Занятие 2. Звук Сь
Занятие 3. Звуки С-Сь
Занятие 4. Звук и буква Н
Занятие 5. Звук и буква З
Занятие 6. Звуки З-Зь
Занятие 7. Звуки С-З
Занятие 8. Звук и буква Б
Занятие 9. Звуки Б-Бь
Занятие 10. Звуки П-Б
Занятие 11. Звук и буква В
Занятие 12. Звук и буква Д
Занятие 13. Звуки Т-Д
Занятие 14. Звуки Ть-Дь
Занятие 15. Звук и буква Г
Занятие 16. Звуки Г-Гь
Занятие 17. Звуки Г-К
Занятие 18. Звук и буква Э
Занятие 19. Буква Е
Занятие 20. Звук и буква Л
Занятие 21. Звуки Л-Ль
Занятие 22. Звук и буква Ш
Занятие 23. Звук и буква Ш
Занятие 24. Звуки Ш-С
Занятие 25. Буква Я
Занятие 26. Звук и буква Р
Занятие 27. Звук Рь
Занятие 28. Звуки Р-Рь
Занятие 29. Звуки Р-Л
Занятие 30. Придумывание сказки по образцу и предложенной ситуации
Занятие 31. Звук и буква Ж
Занятие 32. Звуки Ж-З
Занятие 33. Звуки Ж-Ш
Третий период (март, апрель, май, июнь)
Занятие 1. Звук и буква Ц
Занятие 2. Звуки С-Ц
Занятие 3. Звук и буква Ч
Занятие 4. Пересказ в лицах сказки «Где мой домик?»
Занятие 5. Буква Ю
Занятие 6. Звуки Ч-Ть
Занятие 7. Звуки Ч-Сь
Занятие 8. Звуки Ф-В. Буква Ф
Занятие 9. Звук и буква Щ
Занятие 10. Сказка «Как козочка и волк разговаривали»
Занятие 11. Звуки Щ-Сь
Занятие 12. Звук и буква Й
Занятие 13. Звуки Щ-Ч
Занятие 14. Звуки Щ-Ть
Занятие 15. Звуки Ч, Щ, Сь, Ть
Занятие 16. Звуки Ш-Щ
Занятие 17. Составление описательного рассказа по предметной картине «Ласточка»
Занятие 18. Выборочный пересказ сказки В.Бианки
«Приключение муравьишки»
Занятие 19. Мягкие согласные
Занятие 20. Дидактическая игра «Назови машины одним словом»
Занятие 21. Дидактическая игра «Мы спортсмены»
Занятие 22. Моя любимая книга
Занятие 23. Моя улица
Занятие 24. Беседа о лесе
Занятие 25. К.Д. Ушинский «Четыре желания»
Литература
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 2002.
- Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., Просвещение, 1986.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – М., 1998.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М., 1995.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,1989.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – С-П., 1997.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. С-П., 2007.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. С-П., 1996.
- Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,
Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи....
Особенности работы с детьми ОНР в условиях логопункта
Особенности работы с детьми ОНР в условиях логопункта...
Рабочая программа учителя - логопеда для работы с детьми с ФФНР
Рабочая программа является программным документом коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной возраста с ФФНР...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.
Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....
Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектам...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.
Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекцион...
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта".
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта"...