Рабочая программа учителя - логопеда для работы с детьми с ФФНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Рабочая программа является программным документом коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной возраста с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_s_ffnr.docx77.19 КБ
Файл prilozh_1_.planirovanie.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинка»

 

Адаптированная  программа

коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда

по развитию речи детей с ФФНР в подготовительной группе компенсирующей направленности

Составлена  учителем-логопедом

МКДОУ д/с «Рябинка»

Пороховой Э.Г.

                                                                             

                                         2015  г

                         Пояснительная записка

"Рабочая программа" является программным документом   коррекционно-развивающей работы для группы  компенсирующей направленности  детей подготовительного возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в МКДОУ д/с «Рябинка».

 Программа составлена в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конвенцией ООН о правах ребёнка,  Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,  приказом № 417 от 26.06.2015 г Управления образования администрации Тайшетского района  «Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей  дошкольного возраста с нарушением речевого развития», специальной  образовательной   программой ДОУ для детей с нарушением речи:  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»,    а также разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа представляет собой интеграцию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и  специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.  Рабочая программа предусматривает интеграцию действий  специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Целью данной программы  - создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, осуществления  коррекционно-логопедического процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Основными задачами программы являются:

  • формирование   полноценных   произносительных   навыков, 
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза,
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением  внимания  к  способам  словообразования,   к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;  употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ФФНР. Это достигается за счёт создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Основными направлениями работы учителя-логопеда  в группах с ФФНР являются:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико–педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей   их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Система коррекционной работы построена с учетом основных принципов: 

  • принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип природоосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей;
  •  принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • онтогенетический принцип,  учитывающий общность развития нормально развивающихся детей и детей с ФФНР;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедический технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип доступности;
  • принцип интеграции. Реализация данного принципа способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает взаимодействие в работе учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

  Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами и воспитателями.

п/п

Образовательные

области

Кто реализует

1

Физическая культура

Воспитатель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед

2

Познавательное развитие

воспитатель, учитель-логопед

3

Социально – коммуникативное

Воспитатель, учитель - логопед

4

Речевое развитие

учитель-логопед,  воспитатель

5

Художественное – эстетическое  развитие

Воспитатель, музыкальный руководитель, другие специалисты

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что непосредственно образовательная деятельность остаётся одной из форм работы с детьми при условии максимального её насыщения игровыми приёмами.

Одним из важных этапов в коррекционной работе является психолого-педагогическая  диагностика ребенка, которая позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения; определить результаты обучения после прогноза; свести к минимуму диагностические ошибки. Диагностика ребенка с ФФНР проводится в начале и в конце учебного года по  направлениям:

- диагностика состояния фонематического восприятия и звукового анализа;

- диагностика уровня активной речи;

- диагностика состояния общей и мелкой моторики.

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.

Таким образом, в устной речи детей, зачисляемых в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, выявляются следующие недостатки произношения:

а)     замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки С и Ш заменяются звуком Ф);

б)     наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в)     нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г)     искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Нарушение фонематического восприятия наиболее отчетливо выражаются в следующем:

а)     нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих-аффрикат);

б)     неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в)     затруднения при анализе звукового состава речи.

Недостатки звуковой стороны речи детей в большей или меньшей степени зависят от структуры дефекта. Так, при дизартрии наиболее выражены нарушения артикуляции звуков, в то время как при дислалии преобладают замены и смешения звуков. Количество нарушенных звуков не всегда являются достаточным основанием для зачисления в данную группу, так как основным критерием является сочетание нарушения фонематического восприятия с дефектами произношения.

Кроме указанных недостатков речи, характерным  для детей, обучающихся в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.

При комплектовании групп учитывается весь комплекс перечисленных недостатков.

Дети, поступающие в подготовительную группу  с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить за 10 месяцев пребывания в них объем основных заданий, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В программе, с целью определения требований по развитию отдельных сторон речевой деятельности, выделяются следующие специальные разделы:

Формирование произношения и навыков звукового анализа;  подготовка к обучению грамоте; развитие лексико-грамматических категорий, словаря и связной  речи.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.

Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

-        формирование произносительных навыков;

-        развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

На скорригированном речевом материале осуществляется:

-        развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;

-  воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

-   развитие связной речи преимущественно путем работы над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

-        развитие словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

-        обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.

Одновременно на занятиях, которые проводит воспитатель в связи с накоплением и систематизацией представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, со знакомством с природными и общественными явлениями, расширяется и уточняется словарь детей, развивается разговорная и описательная, повествовательная речь.

Ожидаемые результаты реализации программы

Главной идеей рабочей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с  ФФНР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Содержание и    организация   коррекционно-развивающей   работы с детьми 6 лет

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФНР  играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Режим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Важно при этом правильно распределить обязанности логопеда и воспитателя.

Режим деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. разрабатывается в соответствии с действующими СанПиНами 2.4.1.2660-10  и   основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

В режиме дня  учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.                

Режим дня

Режимные моменты

  Старшая

Прием детей, осмотр, игры, дежурство

     7.00-8.20

Утренняя гимнастика

      8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-8.50

Игры, подготовка к образовательной деятельности

8.50-9.00

Непосредственно образовательная деятельность взрослого и детей 

9.00-10.40

Игры,  индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда

10.40-11.00

Прогулка

11.00-12.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.25-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные, водные процедуры

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры

15.35-16.10

  Игры ,работа логопеда с детьми во 2 половине дня

15.30-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.00-18.00

Комплектование групп детей с ФФН осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  на основе представления психолого-медико-педагогического консилиума ОУ.

Анализ предоставленных документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со сроком обучения 9 месяцев.

Учебный год в логопедической группе для детей с ФФНР начинается с 15 сентября  и длится до 25 мая. Условно делится на три периода:

I период обучения (сентябрь -ноябрь).

II период  обучения  (декабрь-  февраль).

III период обучения (март - май).

 2 недели сентября  отводится учителем-логопедом для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления плана работы на учебный год.

С третьей  недели сентября начинается организованная коррекционная работа с детьми  по утверждённому плану работы.

Учитель-логопед ежедневно  проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально.  

 Фронтальные занятия  ориентированы на развитие звуковой стороны речи, формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми.    План  коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ФФНР (сентябрь) и корректируется по результатам динамики за полугодие.

Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда:   совершенствованием артикуляционной, тонкой  и  общей моторики;  закреплением   произношения   поставленных   логопедом   звуков; обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в  соответствии с лексическими темами программы;  закреплением  употребления  формирующихся грамматических  категорий;   формированием   связной   речи;   закреплением формирующихся  навыков  звукослогового   анализа   и   синтеза;   развитием фонематического  восприятия;  развитием   внимания,   памяти,   логического мышления.

В основе обучение лежит тематический принцип изучения материала, опираясь на сезонность и социальную  значимость, событийность. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление).  

Основное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР (подготовительная к школе группа)

Первый период обучения (сентябрь –ноябрь).

    Фронтальные логопедические занятия по произношению - 1 раз в неделю, по развитию речи – 2 раза в неделю.

    Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда  -   ежедневно

   Работа воспитателя по  заданию  логопеда  -  ежедневно  

Период

Звуковая сторона речи

Развитие речи 

                Основное содержание работы

  Произношение

Фонематическое восприятие

             

         I

Сентябрь,

Октябрь,

    Ноябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы],

 Знакомство с гласными буквами А, У, О.

т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

  • изолированно;
  • в слогах (воспроизведение
    звуко-слоговых рядов

с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

  ∙ в словах;

   ∙ в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии

с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: изолированно;

  • в открытых слогах (звук в
    ударном слоге);
  • в обратных слогах;
  • в закрытых слогах;
  • в стечении с согласными;
  • в словах, где изучаемый
  • звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий «гласный» (а, у, о)

   

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.    Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  

Закрепление навыка согласования числительных с существительными.

 Составление простых  и распространённых предложений предложений.  

Обучение пересказу небольших рассказов

 Занятий за период

                   

        11                                            

             

  21

Второй  период  обучения  (декабрь -  февраль).

   Фронтальные логопедические занятия по произношению и элементам грамоты  1 раз в  неделю; по развитию  лексики, словаря и связной речи – 2 раз в неделю.

    Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда  -   ежедневно

   Работа воспитателя по  заданию  логопеда  -  ежедневно  

Период

Звуковая сторона речи/обучение элементам грамоты

Развитие речи

                Основное содержание работы

  Произношение

Фонематическое восприятие

II

Декабрь – февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.

 Знакомство со звуками и буквами:

Гласные – И, Э, Ы.

Согласные глухие:

[ф']-[ф],  [х']-[х'],   [п] - [п'], [т] - [т'],[к] - [к']

Согласные звонкие -

[м] — [м'], [н]-[н'],  

 [г]-г|,  [  [г]-г|,  [б]-[бь], [д]-[дь].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

  • изолированно;
  • в открытых слогах (звук в
    ударном слоге);
  • в обратных слогах;
  • в закрытых слогах;
  • в стечении с согласными;

в словах, где изучаемый
звук находится в безударном
слоге.

а также:

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух
    согласных;
  • в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

  • дифференцируемые звуки;
  • определенный заданный звук.
  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
  • осуществление анализа и синтеза прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;

•        выделение гласного звука
в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Галсные а, у, о, и, ы, э.

 Дифференциации на слух и  в  произношении  звуков  по  твердости  - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки [ф']-[ф], [к]-[к'],  [г]-г|,  [х']-[х']

  • в обратных слогах;

•        в слогах со стечением
двух согласных;

в словах и фразах; составление предложений с определенным словом;

анализ двусловного предложения;

•        анализ предложения
с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительными в роде, числе,
    падеже и образования
    относительных прилагательных;
  • согласования порядковых числительных с
    существительными.

Закрепление умения:

  • подбирать однокоренные слова;
  • образовывать сложные
    слова;
  • составлять предложения по демонстрации действии, картине,    

   вопросам;

  • распространять предложения за счет введения
    однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения по картине, серии сюжетных картин, по картинам с проблемным сюжетом
    - пересказывать
    тексты
  • заучивать стихотворенияпо опорной наглядности, а также насыщенные изучаемыми звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Количество занятий за период

                                           12

                   21

                  Третий период обучения (март - май).

Фронтальные логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте и развитию связной речи  - 3 раза в неделю.

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с  детьми, у которых есть  трудности  в  дифференциации  звуков,  усвоении  анализа  и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Работа воспитателя по  заданию  логопеда  -  ежедневно  

Период

Звуковая сторона речи/обучение грамоте

Развитие речи

                Основное содержание работы

  Произношение

Фонематическое восприятие

 

III

Март — май

  • .Закрепить навык употребления  поставленных  звуков  в  самостоятельной

   речи детей

  • Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Знакомство со звуками:

[с]-[с], [з]-[з], [ц], [ш], [ж], [щ], [й], [е], [ё], [ю], [я],[ л]-[л], [р]-[р]

  • Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

[с]-[с], [з]-[з], [ц], [ш], [ж],

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] — [ш], [з] — [ж];
  • [р] - [л];
  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечением трех
    согласных;
  • в словах и фразах;
  •  в стихах и коротких текстах;

закрепление умении, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме

 Выбор графической схемы к соответствующему

слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.

 

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности  при оречевлении предметно-практической деятельности

с соблюдением фонетической правильности речи

работа с синонинами, многозначными словами, словами отличающимися только ударным гласным, составление предложений со сходными словами.

Составление рассказов из личного опыта и по заданной теме.

Количество занятий за период

                     

                                     12

 

                   24

Количество занятий за год

                                       45

66

Календарно – тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности  представлено в Приложении 1

Организация взаимодействия специалистов по коррекционной работе 

В исправлении нарушений речи дошкольников с ФФНР    большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

В группах компенсирующей направленности с ФФНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно–педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и  методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации воспитательно–образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно–развивающей работы строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи  - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно–эстетического развития дошкольника с ФФНР. Система коррекционно–развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка   в специально организованной пространственно – речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами   календарно–тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь,  практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Медицинский работник - изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ФФНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по физическому воспитанию  решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно–развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

   Работа воспитателя в группах для детей с ФФН имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетными операциями и т. п.

Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям старшей группы: пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного опыта и др.

При оценке состояния навыков по этим направлениям следует учитывать общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. Исходя из неоднородности состава детей в группах ФФН, обусловленной различной этиологией нарушения и социокультурными факторами, важно в результате первичного обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, предлагаемого для средней и старшей группы детского сада общеразвивающего вида.   После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоянии навыков каждого ребенка по направлениям: элементарные математические представления, речь, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность, двигательные навыки, музыкально-ритмические способности. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность, и адресовано осуществить индивидуальный подход.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют  друг друга.

Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.

В начале обучения воспитатель использует преимущественно методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Так, широко применяется наглядный метод обучения, например, экскурсии, знакомство детей с теми или иными объектами, показ картин и видеофильмов. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, беседам. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. В то же время во втором полугодии большое внимание уделяется развитию основных типов монологической речи.

       Основные направления работы логопеда и воспитателя по данной программе — формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изменения просодических характеристик самостоятельных высказываний в зависимости от речевых намерений.

                      Работа логопеда с родителями

          Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа  логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут заниматься с ребенком. Логопед предоставляет родителям возможность  изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они  могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания и т.д.  

         В настоящее время в логопедической практике существуют  стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

  • Знакомство с семьей:

- встречи-знакомства

- анкетирование семей

  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

- дни открытых дверей

- индивидуальные и групповые консультации

- родительские собрания

- оформление информационных стендов

- организация выставок детского творчества

- приглашение родителей на детские концерты и праздники

- создание памяток, буклетов

  • Образование родителей:

-семинары, семинары-практикумы

- мастер-классы

- тренинги

- библиотека (медиатека)

- родительский клуб

  • Совместная деятельность:

- привлечение родителей к организации конкурсов,  участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности.

- выполнение заданий с помощью средств ИКТ

           Первая организационная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

  1. необходимость специального направления обучения детей в условиях логопедической группы;
  2. анализ результатов психолого-педагогического обследования детей;
  3. организация логопедической работы в течение учебного года;
  4. информация о содержании логопедических занятий в первый период обучения.

             В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за первое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются  задачи и содержания занятий в последний период обучения, требования к речи детей. Оценивается  роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз, конечного итога логопедической работы.

        Третье родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги  всей коррекционной работы. Дается анализ повторного  обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению.  Организация торжественного выпуска детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи. 

            На протяжении учебного года систематически проводятся беседы и  консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной  коррекционной работы   с ребенком, подчеркивает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.  У каждого ребенка имеется  своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям  объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы  выполнения домашнего задания.  

Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда. Родители получают возможность  следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организации игровой деятельности и т.д.

     Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

 Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. С этой целью разработана копилка методических рекомендаций по развитию артикуляционной моторики, произношения, словаря и связной речи, собранный материал под названием «Домашний логопед» предлагается детям и родителям на флеш-носителе в течение всего учебного года.

              Условия реализации рабочей Программы

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда

  • Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования.
  • Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
  • Доска магнитная.
  • Ноутбук.
  • одноразовые шпатели; салфетки, ватные диски, ватные палочки.
  • Игрушки.

Учебно-методическое обеспечение

Программы:

  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение. – 2014 г.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с «Рябинка»

Технологии:

  • Волосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, Сфера, 2007 г.
  • Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных занятий. Развитие  связной речи  у 6-летних детей. / Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.Сфера. - 2007
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – Москва, Гном и Д, 2004.
  •  Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексическо-семантическим темам: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек. – М.: Гном и Д. - 2006.
  •  Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном и Д. - 2007.
  • Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С-П, Литера, 2001.
  • Лиманская О.Н.  Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.  М.:ТЦ Сфера, 2009.
  • Подрезова Т.И.  Занятия по развитию речи. Москва, Айрис – пресс, 2006 г.
  • Порохова Э. Г. «Звуковой игроград (методическое пособие по развитию фонематического восприятия и звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста»), Тайшет, 2010 г.
  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо - М, Просвещение. - 1986.
  • Ткаченко Т.А. Учебно-методический комплект: фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, слоговая структура слова. Москва, 2008 г.
  • Шумаева Д.Т. «Как хорошо уметь читать»,С-П,  1998 г.
  • Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий в старшей и подготовительной логопедической группе. – М.: Гном и Д. - 2006.
  • Юрчишина «Вижу, читаю, пишу».

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы

  • Пособия и материалы для обследования речи детей.
  • Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
  • Наборы наглядно-графической символики (опорные таблица Ткаченко Т.А, мнемотаблицы)
  • Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
  • Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
  • Пособия по развитию графомоторных навыков.
  • Пособия по развитию мелкой моторики рук.
  • Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
  • Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.

Логопедическая документация:

  • Индивидуальные речевые карты.
  • Индивидуальные программы коррекции.
  • Тетради для индивидуальных логопедических занятий.
  • Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по периодам обучения.
  • Календарное планирование работы логопеда.
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями.
  • Диагностические карты состояния речи детей.
  • Планирование работы с родителями.
  • Планирование работы со специалистами.
  • Отчет логопеда о проделанной работе за год.

                                     

                                         Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  2. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  5. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – «Просвещение», 2008г



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование коррекционной непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с ФФНР

В 1 периоде проводится  в неделю 1 занятие по формированию правильного произношения  и 2 занятия по развитию речи;

во 2-3 периодах проводится 1 занятие  по  подготовке к обучению грамоте и 2 занятия по развитию речи

Неделя

Лексическая тема

№ занятия

Содержание работы на развитие лексико – грамматических категорий, словаря и связной речи

№ занятия

Тема

Содержание работы

Сентябрь                                                                                                                                              по произношению 

3 неделя

Осень. Труд людей в поле

№1

Рассказывание о труде людей в поле по картине «Хлебное поле»

Упражнение в образовании относительных прилагательных – ржаное, пшеничное поле, ржаная мука и.т.д.

Образование сложного слова: хлебороб.

№ 1

Как мы будем учиться?

Сформировать представления о том, зачем нам нужна правильная красивая речь, кто такой «Грамотный» человек.

Уточнить знания правой и левой руки, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа Игра»Муха»

Определение направления звука

Осень разноцветная

№ 2

Сравнение признаков ранней осени и лета.

Составление описательного рассказа об осени.

Выделение признаков осени по картине « Осень в лесу»

Словарь: листопад, золотая, разноцветная, ветренная погода, дождливая, моросит, льет, перелет птиц.

4 неделя

Деревья лиственные

№ 3

Называние видов лиственных деревьев.

Употребление слов-действий, происходящих с листьями осенью: увядают, засыхают, желтеют, краснеют, буреют, облетают, кружатся, шуршат. Образование словосочетаний: сущ + относительное прилагат.

Называние частей дерева (корень, ствол, ветви, листья, почки); словарь – крона, дупло.

Работа с многозначностью слова КОРЕНЬ – корень дерева, корень зуба, корни волос.

Согласование сущ «дерево» с числительными 1-5.

№ 2

Понимание речи.

Слуховое внимание

Учить воспринимать и различать описательную речь, подбирая соответствующие парные картинки; находить в речи грамматические картинки со сходным сюжетом

Работа с «нелепицами»

Подбирать подходящее по смыслу слово – Игра «Звуковые часы»

«Игровой звукоград», мет.разработка., с.12-13

Хвойные (ель – сосна)

№ 4

Подбор определений к слову «Лес»

Работа с пословицами:

И у березы слезки текут, когда с нее кору дерут.

Дрожит как осиновый лист.

Переносное значение слов: ЗАБЛУДИТЬСЯ В 3-Х СОСНАХ.

ПОВТОРЕНИЕ стих «Ели на опушке-до небес макушки».

Составление сравнительного рассказа о сосне и ели (сравнение ствола, расположения веток, размера иголок).

Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи», с. 210-211

Октябрь

1 неделя

Овощи

№ 5

Составление описательного рассказа об овощах по усложненной таблице ( по Ткаченко, Большаковой)

Труд овощеводов: называние слов действий.

Образование слов с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сравнение овощей с союзом А.

№ 3

Развитие интонации, силы и высоты голоса.

Развитие слухового внимания

«Домик звуков»

Произношение фразы с разной интонацией и силой голоса ( по голосовым схемам)

Повторение звуковых дорожек и слоговых цепочек с оппозиционными звуками

Игра «Повтори – не ошибись», «Сколько звуков я сказала»

Повторение органов артикуляции и их роль в произношении.  Повторение основного комплекса статических и динамических упражнений.

Упражнения на дыхание «Листопад»

№6

Пересказ русской народной сказки  «Мужик и медведь» с опорой на наглядность (с элементами драматизации)

О.С. Гомзяк «Развитие связной речи 6-летних детей» с.12.

2 неделя

Фрукты

№ 7

Отработка категорий рода, числа на материале темы.

Образование относительных прилагательных, употребление притяжательных местоимений.

Составление описаний фрукта по схеме.

№ 4

Свистящие звуки

Отработка комплекса упражнений на свистящие звуки: «Блинчик», «Накажи непослушный язычок», «Желобок», «Киска сердится», «Ручеек», «Насосы»

Изолированное произношение звуков (С. З, Ц) через подражание

Повторение слогов со звуками С,З,Ц

Игра «3 корзинки» (дифференциация картинок на 3 группы по звукам)

Скороговорка:

У Сани сани едут сами.

№ 8

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» по серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк «Развитие связной речи 6-летних детей» с.14

3 неделя

Грибы

№ 9

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных сигналов.

Называние грибов (грибок – грибок – грибище, опенок- опеночек – опенище)

Мн. число сущ.

№ 5

 Шипящие

Понятие «Слово»

Дать представление о том, что такое слово, что слово состоит из звуков и что либо обозначает, слово м/б длинным и коротким. Упражнять в различении на слух длины слова «Какое слово длиннее?» (удав- червячок, попугай – утка..)

Отработать упражнения на группу шипящих звуков:

«Вкусное варенье», Качели», «Ступеньки», «Чашечка»

Закрепление изолированного звучания звуков Ш. Ж, Щ

Игра «Отбери картинки на нужный звук»

Ягоды

№10

Чтение фрагмента сказки В. Даля «Война грибов» с додумыванием концовки.

Пересказ сказки «Война грибов и ягод»

Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» с.238

4 неделя

Перелетные птицы.

№ 11

Пересказ рассказа Соколова – Микитова «Улетают журавли»

  О.С. Гомзяк «Развитие связной речи 6-летних детей» с. 18

Словообразование слов- короткохвостая, остроклювый, краснолапый..

№ 6

«Свистим – шипим»

Дифференциация на слух свистящих и шипящих. Преобразование слогов и слов со звуками (са-….ша, сила- шила, сыт- шит..)

Игра «Бабочки» - подвижная, каждый ребенок опускается на цветок с символом звуков (С – насос, З – комар, Ш – змея, Ж- жук) выбирая нужный цветок для своей картинки.

№ 12

Заучивание стих «Лебедь»

Описание птицы по иллюстрации

Ноябрь

1 неделя

Дикие животные леса.

№ 13

Называние диких животных нашего леса.

Употребление слов – названий детенышей

«У кого кто?»

Называние частей тела животных, согласование сущ с прилагательными. «Чей? Чья? Чье?» - употребление притяжательных прилагательных (волчье логово, лисья нора, медвежья берлога..)

Пересказывание  сказки «Хвосты»

№ 7

Речевые звуки. Гласные звуки

Уточнить представления о том, что такое звук речи.

Актуализировать знания о том, какие звуки называются Гласные. Уточнить артикуляцию 6 гласных звуков, соотносить их по схемам звуков.

Различение гласных на слух и по немой артикуляции.

«Какой звук я сказала?»

№ 14

Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» (пересказ с воспитателем в группе)

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

О.С. Гомзяк «Развитие связной речи 6-летних детей» с. 24

2 неделя

Подготовка к зиме( птицы, звери, люди)

№ 15

Чтение и пересказ «Птицы и звери», «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи», с.15, 37

№ 8

Звук и буква А

Интонационное выделение звука А в начале слова, произнесение звука с разной силой голоса и кратко-длительно Игра «Веселая дорожка»

«Вижу, читаю, пишу» Юрчишина,с.9-10

Выкладывание буквы из палочек

Задание «Найди такую же букву в строке»

№ 16

Рассказывание из личного опыта «Как мы готовимся к зиме» с предварительным рассматриванием иллюстраций

Уточнение названий теплой одежды

3 неделя

Домашние животные и их детеныши

№ 17

Составление рассказа по серии картин «Как щенок нашел себе друзей»

Ильякова Н.Е.

Употребление названий домашних животных и их детенышей, составление предложений с предлогом  У, сложные предложения с союзом А.

№ 9

Звук и буква У

Выделение звука из начала слова в ударной позиции. Анализ слогов АУ-УА, печатание слогов, прочтение -

Упражнение «Письмо от Буратино»

Нахождение буквы в ряде.

Предлог «у» в словосочетаниях, раздельное написание.

№ 18

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин;

«Щенок» по серии картин

Гомзяк О.С. «Развитие речи 6-летних детей» с.22, с.69

4 неделя

Человек.

№ 19

Составление рассказа « Я – человек, потому что…..» ( творческий рассказ)

Гомзяк О.С. «Развитие речи 6-летних детей»

С.67

Выделение отличительных черт человека.

Определение половой принадлежности, разделение на возраста.

Подбор определений, слов – антонимов, синонимов.

№ 10

Звук и буква О

Выделение звука в начальной позиции.

Перейти к выделению звука в середине и конце слова.

Несклоняемое существительное «Пальто»

Понятие Ударение. Практическое упражнение в расстановке ударения в словах.

Упражнение на слогоделение.

Интонационные знаки.

Органы чувств. Эмоции.

Поговорим о театре.

№ 20 – № 21

Понятия «обоняние, осязание, слух, зрение»

Согласование сущ с числами 1, 2, 5

Рука – одна рука, 2 руки, 5 рук

Ухо – одно ухо, 2 уха, 5 ушей

Глаз – один глаз, 2 глаза, 5 глаз

Рассматривание и рассказывание по картинам  Ткаченко Т.А. с проблемным сюжетом «Конфета с сюрпризом», «Настоящий друг» - с определением эмоций героев.

Беседа о роли театра в жизни людей, о труде актеров.

№ 11

 «На полянке скороговорок»

Упражнять в четком проговаривании фраз в быстром темпе на материале сохранных звуков (П,Б, Т,Д, С, В, К) с использованием средств ИКТ –   разработанных презентаций Pover Point

Декабрь                                                                                                                                            обучение грамоте

1 неделя

Зима

№ 22

 Выделение признаков зимы по иллюстрациям, на материале  стихов и загадок.

Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует, воет; лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут;

б) образование сложных (снегопад) и родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок) слов;

в) подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются)

№ 1

Звук и буква И

Выделение ударного звука И-ва, И-ра, и-ней

Имена собственные на звук И - игра «Наши имена»

Многозначность слова «кисти». Составление предложений с однородными членами с союзом «и».

Воспроизведение слоговых рядов из 3-4 звуков, выделение места звука в звукоряде.

№ 23

Составление рассказа по сюжетной картине «Зима в лесу»

«Умный словесник» - образование новых слов от слова СНЕГ

2 неделя

Зима. Зимующие птицы.

№ 24

Называние зимующих птиц.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.30

№ 2

Гласные звуки и буквы Ы – Э.

Понятие «Гласный» - закрепление.

Игра «Найди нужную букву», « Подбери букву к картине».

Упражнение на внимание – «Корректурные пробы»

Множественное число существительных с окончанием –ы

Обучение работе с ребусами (Э + кран)

№ 25

Пересказ сказки «Проказы старухи –Зимы»

с опорой на предметные картинки

Подрезова  Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи» с. 76

3 неделя

Зимние забавы

№ 26

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (с образцом рассказа логопеда)

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.28

Называние зимних видов спорта и спортсменов (лыжник, хоккеист, конькобежец, фигурист)

№ 3

Согласный звук п (пь)

Буква П

Выделение первого звука из группы слов (парта, пальто, полка)

Понятие глухой согласный звук.

Различение твердого и мягкого п-пь в словах.

Предлог «по». Родственные слова к слову «путь».

Упражнение в чтении «Ступеньки»

И__________П

И________П

И_____П

№ 27

Пересказ рассказа «Про снежный Колобок»

По «Материал к занятиям по развитию речи» Подрезовой Т.И., с.78

Чтение короткого текста «Снежная баба»

С.81

4 неделя

Новый год.

№ 29

Игра «Доскажи словечко» с.105-106

Упражнение в сочетаемости слов «Новогодняя елка» с. 108

Упражнение «Подбери слово» с.108

Рассказывание по тексту «Елка» , с.106

По «Материал к занятиям по развитию речи» Подрезовой Т.И.

№ 4

Звуки К (Кь)  и буква К.

Звуко-слоговой анализ слова

Преобразование слогов АК –КА, ОК- …., УК ---- .

Развитие внимания «Корректурная проба»

Предлог К (Составление предложений с предлогом К)

Составление звукослоговой схемы слов КОТ - КИТ

Январь

1 неделя

Семья

№ 30

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.40

Вспомнить, как в кругу семьи отпраздновали Новый год

№ 5

Предложение

Уточнить, что такое «Предложение», из чего оно состоит. Членение предложений на слова, с зарисовкой его схемы.

Чтение столбиков слогов (гласные буквы)

Игра «Придумай предложение со словом» (игра с мячом)

2 неделя

Животные жарких стран

№ 31

Уточнить названия животных жарких стран и мест их обитания

Пересказ рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.38

№ 6

Звуки Т (Ть)  и буква Т.

Упражнение в звуковом синтезе «Собери слово»

Узнавание изученных букв в зашумленном и разном написании.

Чтение слогов и слов (ТАК, ПОТ, ТОК, КАК, ТОП, ПОТОП, ТОПОТ)

3 неделя

Инструменты

№ 32

Называние профессий и орудий труда.

Игра «Кому,  что нужно для работы»

«Кто кем работает?»

№ 7

Звуки Х (Хь)  и буква Х.

Различение гласных и согласных, закрепление глухих согласных – работа со звуковыми блокнотами.

Выделение заданных букв в ряде других.

Определение места звука в слове – игра «Птичка»

Игра «Рисуем слово» - составление звуковой схемы к слову ПУХ при помощи окрашивания воды в контейнерах красками.

№ 33

Пересказ рассказа К. Нефедовой «Две косы»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.42

4 неделя

Мебель

№ 34 – 35

Составление рассказа на тему « Как изготавливают мебель»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с32

Игра «какой предмет?» - употребление относительных прилагательных, согласование их с сущ в роде, числе.

№ 8

Звук ф –фь. Буква Ф

Различение твердого и мягкого согласного звука.

Выделение звука в слове в разных позициях.

Анализ слова ФАТА

Февраль

1 неделя

Транспорт.

№ 36

Называние видов водного, воздушного и наземного транспорта.

Определение транспорта наземного и подземного, специальных машин.

Игра на описание «Узнай о чем я говорю»

« У машины есть…» (называние частей)

Название профессий на транспорте.

Отгадывание загадок.

№ 9

Звук и буква М.

Понятие звонкий согласный.

Анализ двусложных слов «МАМА, МУХА» -

Составление схемы слов при помощи прищепок

Нахождение одинаковых слогов – Игра «Найди одинаковые шары на елочке, облака в небе..» Анализ двусложных слов «МАМА, МУХА» -

Составление схемы слов при помощи прищепок

Нахождение одинаковых слогов – Игра «Найди одинаковые шары на елочке, облака в небе..»

№ 37

Составление описательных рассказов  о транспорте.

2 неделя

Поведение на транспорте

№ 38

Рассказывание о правилах поведения на улице, в общественном транспорте

Рассказ о профессии водителя. (по материалам Шорыгиной «Профессии. Какие они?»

№ 10

Звук и буква Н.

Предлоги НА – НАД.

Звуко-буквенный и слоговой анализ слова НОТА

Образование сложных слов - НОСОРОГ.

Упражнение в составление слова из слогов (НА – НИ – Нина, СЫ – НО – Носы…)

Упражнение в составлении предложений с предлогами на – над.

№ 39

Рассказывание на тему «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине

«Случай на улице»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.47

3 неделя

День защитников Отечества

№ 40

Называние военных профессий

Словообразование сложных слов

Рассказывание по иллюстрациям

№ 11

Звуки б –бь. Буква Б

Понятие парный звук.

Сравнение звука б – п.

Оглушение звука б в конце слова.

Преобразование БАБА – ПАПА, БАЛ – ПАЛ, БИТЬ - ПИТЬ

№ 41

Составление рассказа «Собака – санитар» по серии сюжетных картин

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.45

4 неделя

Зима (обобщение)

№ 42

Рассказывание на тему «Как мы провели зиму»

Пословицы и поговорки о зиме.

№ 12

Звонкие звуки Д, Г. Буква Д, Г.

Дифференциация парных звуков.

Выделение на слух звонких из начала и середины слова, дифференциация глухих и звонких на слух, преобразование слогов и слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Март

1 неделя

Весна. Мамин праздник.

№ 43

Составление рассказа о весне по опорным картинкам.

Составление рассказа на тему «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием сюжета

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.51

№ 13

Звук С – Сь,  буква С

Предлог С

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Родственные слова к слову сахар.

Употребление предлога С.

Выделение количества слов в предложении с обозначением цифрой.

2 неделя

Перелетные птицы весной

№ 44

Составление рассказа по серии картин «Скворечник»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.54

Игра «Улетают – не улетают»

№ 14

Звук и буква З. сравнение С-З.

Выделение звука в начале и в середине слова.

Родственные слова к слову «коза». Дифференциация звуков [з]-[зь]. Ребусы.

Различение слов со звуками с- з (игра «Что купили в магазине?»

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.64

Упражнение в словообразовании

3 неделя

Растения и животные весной

№ 45

Рассказывание по картинам «Весна в лесу», «Медвежата»

№ 15

Употребление предлогов из-за, из – под.

Практическое употребление сложных предлогов в речи. Добавление предлога по смыслу.

Схема предложения

№ 46

Пересказ рассказа Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.56

4 неделя

Наша страна. Наш дом.

№ 47

Пересказ рассказа С. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением действующих лиц и добавлением последующих событий

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.59

№ 16

Звуки  в – вь, буквы В.

Дифференциация звуков

Дифференциация В-Ф. Слова с пропущенной буквой. Оглушение звонкого звука В в конце слова.

Видоизменение букв.

№ 48

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.62

Апрель

1 неделя

Времена года

№ 49

Повторение признаков времен года, явлений.

Составление рассказа по 4 картинам «Круглый год»

Заучивание стих.Г. Ладонщикова «Отшумела злая вьюга» ( по опорным картинкам)

№ 17

Звук и буква Ц.

выделение звука на слух в словах, определение места звука в слове.

Сравнение слов Свет- Цвет

№ 50

Пересказ рассказа К. Ушинского « 4 желания»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.50

2 неделя

Космос

№ 51

Игра «Умный словесник»

Словообразование от слова КОСМОС, образование сложных слов – луноход.

Рассказывание «Кто такой космонавт?»

№ 18

Звук и буква Ш(Щ)

Преобразование букв. Выделение нужного звука в слове.

Дифференциация. Чтение. Составление слов. Звуко-слоговой анализ слова Щука  Правописание  Ща, Щу.

№ 52

Чтение текста о космосе.

 3 неделя

Рыбы.

№ 53

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.44

№ 19

Звук и буква Ж

Сравнение звуков Ш-Ж

Оглушение звука Ж в конце слова. Преобразование слогов со звуками Ш-Ж.

Представление о правописании ЖИ-ШИ.

Составление схемы предложения

№ 54

Составление описательных рассказов о рыбах (по выбору)

4 неделя

Лес.

Сад - огород

№ 55

Составление рассказа по серии предметных картинок «Лес весной»

Труд в садах и огородах.

№ 20

Гласные буквы Я, Ю, Е. Ё.

 Познакомить с буквами и их ролью для смягчения согласны,  сравнивать парные гласные в слогах и словах. Преобразование слогов и слов.

Первые цветы

№ 56

Заучивание стих «Одуванчик»

Называние первых цветов.

Май

1 неделя

День Победы

№ 60

Чтение текстов на тему «Что такое День Победы?»

№ 21

Звук и буква Л.

Образование глаголов с разными приставками. Три формы времени глагола «класть». Чтение слогов и слов.

№ 61

Заучивание стихотворения.

2 неделя

Насекомые

№ 62

Словесные игры на тему «Насекомые»

Отработка грамматических категорий мн.ч сущ, рода, падежных окончаний.

Составление сравнительно-описательных предложений с союзом А, сложноподчиненных с союзом «потому что».

№ 22

Звук и буква Р.

Сравнение звуков Л-Р.

Позиция звука Р в слове – игра «Птичка».

Потерялся звук – договаривание слов звуком Р.

Сравнение слов РАК- ЛАК.

Преобразование слогов.

Скороговорки  со звуками Р-Л (презентация POVER POINT)

№ 63

Составление описательного рассказа о пчеле

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.16

3 неделя

Школа

№64

Называние школьных принадлежностей, отгадывание загадок.

Рассказыв)ание о труде учителя (по материалам Шорыгиной «Профессии. Какие они?»

№23-

Обобщение знаний о гласных звуках речи.

 Вспомнить гласные АОУЫЭ.  Дать сведения о том, что у них есть пары – Я, Ё, Ю,И,Е. различение твердых и мягких слогов

Преобразование слов.

Ров – рев

Мал-мял

Мыл – мил

Сыто – сито

№ 65

Рассказывание на тему « Скоро в школу» (на заданную тему)

4 неделя

Лето

№ 66

Называние признаков лета

Отгадывание загадок

Составление рассказа на тему «Про лето и про меня»

О.С. Гомзяк «Развитие речи 6-летних детей», с.74

№ 24

Обобщение знаний о согласных звуках речи и буквах.

Правописание слов с Ь.

Игры «Найди букве свой домик», «Собери букву», «Найди лишнюю букву», «Придумай слово»

Литература :

Гомзяк О.С. «Развитие связной  речи у шестилетних детей», Москва, Сфера,2007 г ( конспекты занятий с демонстрационным материалом)

Ильякова Н.Е. «Конспекты  подгрупповых занятий по развитию речи 5-7 летних детей с ОНР» (демонстрационный материал), Москва, 2006г.

Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи», Москва, Айрис Пресс. 2006 г.

Порохова Э.Г. «Игровой звукоград» (методическая разработка), Тайшет, 2011 г.

Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», Москва, Гном и Д, 2008 г

Шорыгина Т.А. «Профессии. Какие они?», Москва, Гном и Д, 2005 г.

Шорыгина Т.А. «Месяцы. Какие они?» , Москва, Гном и Д, 2008 г..

Яцель О.С. «Учимся употреблять предлоги в речи» (конспекты занятий по обучению грамоте в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР), Москва, 2006 г.

Юрчишина «Вижу. Пишу. Читаю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"

Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...