Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffnr.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Попова Вера Анатольевна-

учитель - логопед ГБОУ

детского сада № 2659

СВОУО г. Москвы

В  настоящее время в современной логопедии все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655),  где решение программных образовательных задач  в воспитательно – образовательной работе должна осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей,  основной формой работы с детьми является игра - ведущий вид детской деятельности.

 Считаю,  в дошкольном возрасте  при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использование дидактических игр и игровых пособий, что  способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения,  и средством гармоничного (всестороннего) развития личности ребенка – дошкольника.

Основная цель дидактической игры – решение конкретных обучающих задач. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей  в усвоении различных знаний, в развитии  познавательной деятельности, взаимоотношений.

 Характерным для детей с ФФНР логопункта в нашем детском саду является

- нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка

- недостаточное различение и затруднение в анализе звуков.

Ведущим  при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Основные направления работы по развитию речи детей являются:

-формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Изучив опыт работы Е. М. Косиновой ,Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко ,О.А.Безруковой представляю систему своей коррекционной  работы на логопункте.

Преодоление фонетико - фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи. Необходимо устранить все недостатки в произношении речи фонем (искажения, замены, отсутствие звука).

Помимо проведения артикуляционной гимнастики, артикуляционных сказок в игровой форме, использую пособие по проведению самомассажа  «Поиграем язычком».

      Цель проведения: укрепление мышц  речевого аппарата, подвижности и дифференцированных движений органов артикуляции, принимающих участие в речи.

Для повышения мотивации, автоматизации звуков использую «Звуковые

дорожки».

Работа по развитию фонетической стороны речи проводиться одновременно с работой по различению фонем родного языка, развитию речевого (фонематического) слуха и речеслуховой памяти.

Этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

- Узнавание неречевых звуков.

- Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов.

-Различение близких по звуковому составу слов.

-Дифференциация фонем:

1.Выделение звука в ряду других звуков, слогов и количественный анализ. Своим  детям предлагаю множество разнообразных игр и упражнений при знакомстве с гласными звуками.    Использую игры с мячом Воробьевой Т.А., О.И. Крупенчук ( Подбрось, стукни мячом, если услышишь гласный звук);

2.Повторение цепочек гласных звуков с опорой на фишки (использование символов гласных по Ткаченко)

3.На этапе дифференциации гласных, постановки звуков целесообразно использовать речедвигательную ритмику Мухиной А.Я.   В процессе игр - упражнений речедвигательной ритмики устанавливается связь между слуховым восприятием звука, его зрительным образом, артикуляционным укладом и двигательным ощущением.

 -Дифференциация слогов

-Воспроизведение слоговых цепочек с различными гласными, с одинаковыми согласным ( м а – м у – мо)

-Повторение слоговых цепочек с различными согласными и одинаковой гласной ( м а – на; па- на- на; ба- ба- да)

-Воспроизведение обратных слогов  ( ам - ум)

-Повторение слоговых цепочек с оппозиционными звуками

-Повторение слов, похожих по слоговому составу (паронимов):

Дом – дам - дым; кот - год.

В процессе овладения фонетической стороной речи постепенно в игровой форме включаются упражнения по обучению детей анализу и синтезу звукового состава слова. В свою очередь, развитие умения выделить звуки из разных позиций, помогает выполнить пробел  фонематического развития.

-Формирование фонематического восприятия:

После анализа и синтеза обратных слогов, дети учатся выделять согласный в конце слов. Затем приступают к выделению  начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).    

В игре в «Волшебный мешочек» дети с удовольствием выделяют гласный звук в середине слов.

После указанных упражнений дети овладевают анализом и синтезом прямого слога (типа СА).

Используя игровое пособие «Чудо – дом», вместе с детьми  уточняем артикуляцию гласных звуков, развиваем пространственные представления. Дети закрепляют послоговое чтение, проводится работа по звуко - буквенному анализу.

С целью развития  закреплению навыка послогового чтения, звукового анализа и синтеза, использую игры:

-  «Волшебные квадраты». Дети «идут» пальчиками по индивидуальному маршруту, читают слоги. Для игры используются решетки для раковины.

- игры «Живые звуки»,  «Живые кнопочки».  

Далее дети учатся делить слова на слоги и, овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых  (мак) и двухсложных слов (зубы).

Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слова (стол, кошка).  Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (мак – рак).

У детей  усваиваются термины: слог, предложение, гласный звук,  согласный звук, буквы,  глухие, звонкие, мягкие, твердые  звуки.

 В своей работе для уточнения артикуляции звуков, дифферинциации гласных - согласных, твердых - мягких звуков использую плоскостные и конусные звуки-символы.

Перед школой у ребенка должен быть сформирован:

-линейный анализ слова (т.е. умение  назвать звуки по порядку)

-количественный (по количеству)

-позиционный.

Использую игры с перебрасыванием мяча и определением последовательности, количества звуков в слове, количества слогов в слове.

Предлагаю для детей при знакомстве с буквами  игровое пособие «Город букв», где можно попасть в район гласных и согласных, улицу парных и непарных букв, пройтись по твердой набережной, подойти к озеру Мягкому и оказаться в Немом тупике. Попадая в этот город, можно дать характеристику любому звуку.

С помощью игрового пособия  «Путешествие с лягушкой», дети с удовольствием  закрепляют послоговое чтение, анализируют звуковой состав слога, делят слово на слоги.

В своей работе использую и словесные дидактические игры:

  1. «Звук заблудился». Логопед читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Дети называют правильно и говорят, какими звуками отличаются пары слов.  

Жучка будку (булку) недоела:

Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.

На пальме остался последний баран (банан).

  1. «Необыкновенные превращения». Выбирается слово, затем в нем последовательно заменяют один звук, чтобы получились новые слова : сом – дом – ком – лом – ром.
  2. Интересно проходит игра «Ступеньки», где нужно придумать слова, начинающиеся на ту же букву, но при этом на одну букву длиннее предыдущего. Получается ступенька:  Он

Око

Один

Обруч

Ослики

Орешник

Осьминог

  1. Игра «Из одного слова несколько» тоже очень нравится детям. На каждый звук из слова зебра надо назвать животных: зубр, енот, бобр, рысь, антилопа.
  2. В игре « Неполные слова» дети учатся отгадывать слова по гласным буквам:

_И_А (зима, лиса, пила)

_А_И_А ( машина, малина)

  1. Игра «Спрятавшиеся слова» предлагает детям отыскать слова, которые спрятались в других словах:

Хлев, уточка, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны.

  1. Интересна будет для ребенка игра «Предложение рассыпалось». Ребенок должен составить предложение с правильным порядком слов (Ветке сидит на синица.)

Цель моей коррекционной работы на логопункте - коррекция речи, правильное, четкое произношение.

Игры и игровые пособия способствуют большей эффективности и результативности коррекционной работы.

 С играми обучение познавательно,  интересно, увлекательно и продуктивно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»

«Чудеса в окне» (использование  панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше.Гейне В.С.,Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...

Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть»....

Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.

Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми  с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...

Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя

Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры....