Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffnr.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Попова Вера Анатольевна-
учитель - логопед ГБОУ
детского сада № 2659
СВОУО г. Москвы
В настоящее время в современной логопедии все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655), где решение программных образовательных задач в воспитательно – образовательной работе должна осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, основной формой работы с детьми является игра - ведущий вид детской деятельности.
Считаю, в дошкольном возрасте при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использование дидактических игр и игровых пособий, что способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством гармоничного (всестороннего) развития личности ребенка – дошкольника.
Основная цель дидактической игры – решение конкретных обучающих задач. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений.
Характерным для детей с ФФНР логопункта в нашем детском саду является
- нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка
- недостаточное различение и затруднение в анализе звуков.
Ведущим при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Основные направления работы по развитию речи детей являются:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Изучив опыт работы Е. М. Косиновой ,Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко ,О.А.Безруковой представляю систему своей коррекционной работы на логопункте.
Преодоление фонетико - фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи. Необходимо устранить все недостатки в произношении речи фонем (искажения, замены, отсутствие звука).
Помимо проведения артикуляционной гимнастики, артикуляционных сказок в игровой форме, использую пособие по проведению самомассажа «Поиграем язычком».
Цель проведения: укрепление мышц речевого аппарата, подвижности и дифференцированных движений органов артикуляции, принимающих участие в речи.
Для повышения мотивации, автоматизации звуков использую «Звуковые
дорожки».
Работа по развитию фонетической стороны речи проводиться одновременно с работой по различению фонем родного языка, развитию речевого (фонематического) слуха и речеслуховой памяти.
Этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов.
-Различение близких по звуковому составу слов.
-Дифференциация фонем:
1.Выделение звука в ряду других звуков, слогов и количественный анализ. Своим детям предлагаю множество разнообразных игр и упражнений при знакомстве с гласными звуками. Использую игры с мячом Воробьевой Т.А., О.И. Крупенчук ( Подбрось, стукни мячом, если услышишь гласный звук);
2.Повторение цепочек гласных звуков с опорой на фишки (использование символов гласных по Ткаченко)
3.На этапе дифференциации гласных, постановки звуков целесообразно использовать речедвигательную ритмику Мухиной А.Я. В процессе игр - упражнений речедвигательной ритмики устанавливается связь между слуховым восприятием звука, его зрительным образом, артикуляционным укладом и двигательным ощущением.
-Дифференциация слогов
-Воспроизведение слоговых цепочек с различными гласными, с одинаковыми согласным ( м а – м у – мо)
-Повторение слоговых цепочек с различными согласными и одинаковой гласной ( м а – на; па- на- на; ба- ба- да)
-Воспроизведение обратных слогов ( ам - ум)
-Повторение слоговых цепочек с оппозиционными звуками
-Повторение слов, похожих по слоговому составу (паронимов):
Дом – дам - дым; кот - год.
В процессе овладения фонетической стороной речи постепенно в игровой форме включаются упражнения по обучению детей анализу и синтезу звукового состава слова. В свою очередь, развитие умения выделить звуки из разных позиций, помогает выполнить пробел фонематического развития.
-Формирование фонематического восприятия:
После анализа и синтеза обратных слогов, дети учатся выделять согласный в конце слов. Затем приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
В игре в «Волшебный мешочек» дети с удовольствием выделяют гласный звук в середине слов.
После указанных упражнений дети овладевают анализом и синтезом прямого слога (типа СА).
Используя игровое пособие «Чудо – дом», вместе с детьми уточняем артикуляцию гласных звуков, развиваем пространственные представления. Дети закрепляют послоговое чтение, проводится работа по звуко - буквенному анализу.
С целью развития закреплению навыка послогового чтения, звукового анализа и синтеза, использую игры:
- «Волшебные квадраты». Дети «идут» пальчиками по индивидуальному маршруту, читают слоги. Для игры используются решетки для раковины.
- игры «Живые звуки», «Живые кнопочки».
Далее дети учатся делить слова на слоги и, овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (мак) и двухсложных слов (зубы).
Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слова (стол, кошка). Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (мак – рак).
У детей усваиваются термины: слог, предложение, гласный звук, согласный звук, буквы, глухие, звонкие, мягкие, твердые звуки.
В своей работе для уточнения артикуляции звуков, дифферинциации гласных - согласных, твердых - мягких звуков использую плоскостные и конусные звуки-символы.
Перед школой у ребенка должен быть сформирован:
-линейный анализ слова (т.е. умение назвать звуки по порядку)
-количественный (по количеству)
-позиционный.
Использую игры с перебрасыванием мяча и определением последовательности, количества звуков в слове, количества слогов в слове.
Предлагаю для детей при знакомстве с буквами игровое пособие «Город букв», где можно попасть в район гласных и согласных, улицу парных и непарных букв, пройтись по твердой набережной, подойти к озеру Мягкому и оказаться в Немом тупике. Попадая в этот город, можно дать характеристику любому звуку.
С помощью игрового пособия «Путешествие с лягушкой», дети с удовольствием закрепляют послоговое чтение, анализируют звуковой состав слога, делят слово на слоги.
В своей работе использую и словесные дидактические игры:
- «Звук заблудился». Логопед читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Дети называют правильно и говорят, какими звуками отличаются пары слов.
Жучка будку (булку) недоела:
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран (банан).
- «Необыкновенные превращения». Выбирается слово, затем в нем последовательно заменяют один звук, чтобы получились новые слова : сом – дом – ком – лом – ром.
- Интересно проходит игра «Ступеньки», где нужно придумать слова, начинающиеся на ту же букву, но при этом на одну букву длиннее предыдущего. Получается ступенька: Он
Око
Один
Обруч
Ослики
Орешник
Осьминог
- Игра «Из одного слова несколько» тоже очень нравится детям. На каждый звук из слова зебра надо назвать животных: зубр, енот, бобр, рысь, антилопа.
- В игре « Неполные слова» дети учатся отгадывать слова по гласным буквам:
_И_А (зима, лиса, пила)
_А_И_А ( машина, малина)
- Игра «Спрятавшиеся слова» предлагает детям отыскать слова, которые спрятались в других словах:
Хлев, уточка, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны.
- Интересна будет для ребенка игра «Предложение рассыпалось». Ребенок должен составить предложение с правильным порядком слов (Ветке сидит на синица.)
Цель моей коррекционной работы на логопункте - коррекция речи, правильное, четкое произношение.
Игры и игровые пособия способствуют большей эффективности и результативности коррекционной работы.
С играми обучение познавательно, интересно, увлекательно и продуктивно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»
«Чудеса в окне» (использование панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше.Гейне В.С.,Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...
Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...
Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть»....
Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.
Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...
Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.
Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...
Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры....