Программа дополнительного образования "Сочиняй-ка синквейн"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Данная программа направлена на развитие речвого творчества детей и связхной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinsoft_word_2.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования по теме
«Сочиняй-ка синквейн».
учитель – логопед
I квалификационной категории
Романенкова Е.В
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
«Кто ясно мыслит — тот ясно излагает» Античная поговорка
Описывая характерные особенности речи детей, многие авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением (65% детей 5-7 летнего возраста), проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.
Инновационность – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.
Вариативность в применении метода синквейн:
- Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- По прослушанному рассказу или сказке;
-Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):
-Составление синквейна к одному слову-предмету по лексической теме.
-Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна
-Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка.
Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.
Формы работы с родителями:
-тематическая консультация;
- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;
- семинар-практикум.
Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.
И важно то, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.
Исходя из вышесказанного, основной целью, данной программы является:
развития лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего возраста посредством составления синквейна.
Задачи:
- обогащать, актуализировать словарный запас;
- закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
- учить распространению предложений;
- уметь формулировать свое отношение к предметам и явлениям;
- развивать умение составления краткого рассказа;
- развивать ассоциативное мышление, критическое мышление ;
- развивать творческие способности;
Основные принципы при разработке программы:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Тип программы: образовательная
Вид программы: авторская
Уровень программы: коррекционно – развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Программа рассчитана для детей 6-7 лет, на один год.
Результаты коррекционно–развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
Ожидаемые результаты:
-дети проявляют интерес к учебной деятельности;
- овладевают исследовательскими навыками;
- умеют самостоятельно рассуждать, классифицируют, обобщают, делают выводы;
- обогащается словарный запас, закрепляются в речи обобщающие понятия;
- учатся устанавливать межпредметные связи;
- грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений.
Календарно-тематический план
Месяц | Лексическая тема | Синквейн |
Сентябрь | 1-2 неделя-обследование детей 3 «Осень». 4.«Деревья нашей полосы» | Мониторинг Осень Лист, береза, рябина |
Октябрь | 1.Овощи 2.Фрукты 3.Грибы 4.Игрушки | 1.огурец, помидор, морковь, свекла. 2.яблоко, слива, вишня. 3.подберезовик, боровик, маслята, подосиновик. 4.машина, кукла |
Ноябрь | 1.Части тела 2.Одежда 3.Головные уборы 4.Обувь | 1.Сердце, живот, голова, ноги, руки 2.Шуба 3.Шапка 4.Сапоги, валенки, туфли |
Декабрь | 1.Дом 2.Мебель 3.Электроприборы 4.Зима | 1.Дом 2.Диван, стул, стол 3.Телевизор, пылесос 4.Снежинка, санки, мороз, снеговик |
Январь | 1 неделя – 2неделя-Новогодние каникулы 2.Зимующие птицы 3.Дикие животные 4.Домашние животные | 1.______ 2______ 2.Воробей, снегирь, синица 3.Еж, белка, лиса, заяц, медведь, волк 4.Собака, корова, кошка, лошадь, коза |
Февраль | 1.Домашние птицы 2.Животные жарких стран 3.Рыбы 4.День защитника Отечества | 1.Гусь, утенок, цыпленок, петух, утка, курочка 2.Крокодил, жираф, тигр, обезьяна, бегемот, лев, зебра 3.Сом, кит, гуппи, золотая рыбка, щука 4.Танкист, пограничник, матрос, летчик |
Март | 1.Семья 2.Посуда 3.Продукты питания 4.Весна | 1.Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат 2.Чайник, ножик 3.Салат, сахар, чай, масло, пирог, молоко, хлеб, котлета, сосиска, пирог, конфета 4.Ручей, солнце, дождь |
Апрель | 1.Перелетные птицы 2.Город 3.Транспорт 4.Профессии, инструменты | 1.Скоречник, лебедь, журавль, соловей, ласточка 2.Город 3.Машина, самолет, поезд 4.Парикмахер, повар, художник; лопата |
Май | 1.Цветы 2.Лето 3.Школа 4. | 1.Цветы 2.Ягоды, ромашка, малина, божья коровка, муха, бабочка, жук, пчела, муравей, комар 3.Школа, портфель, ручка, карандаш, пенал, книга 4.Мониторинг |
Используемая литература:
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
- Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
- Е.А. Трифонова«Развитие критического мышления «учебное пособие-хрестоматия)» в сборнике «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.
Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»?», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
- Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
- 3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Журнал «Логопед». – 2005. – №5.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
- Шульгина Е.В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Компьютерные интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...