Лексико-грамматические упражнения по теме: «Посуда»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал по расширению и активизации словаря по теме "Посуда"с детьми 7-го года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya_po_teme_-_posuda.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматические упражнения по теме: «Посуда»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.
Игры и упражнения рекомендуется проводить с использованием натуральных предметов в бытовых ситуациях на кухне, так же можно использовать картинки.
Словарь (слова, которые необходимо использовать в процессе игр и в бытовых ситуациях):
Предметы: ведро, кастрюля (дно, стенки, крышка, ручки), сковорода, бак, чан, чайник (носик, донышко, крышка, стенки, ручка), половник, дуршлаг, ковш, сито, таз, самовар, фляга, противень, тарелка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз; повар; Гжель, Хохлома, Жостово и др.
Действия: мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, сервировать, наливать, готовить, варить, жарить, тушить, солить, кипятить, резать, угощать, покупать, разбивать, беречь и др.
Признаки: кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, глиняная, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная и др.
«Назови и покажи какую посуду ты знаешь»
Цель: расширение и активизация словаря.
Ложка, вилка, нож, тарелка, ….
«Наведи порядок»
Цель: активизация словаря, образование относительных прилагательных.
- Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.
Кухонная – кастрюля, сковорода, половник, чайник…
Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…
Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…
Игра «Я накрываю на стол»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже.
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай?
Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу…
- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать?
Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.
«Часть и целое»
Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
- Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.
- Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.
- Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.
«Для чего нужна посуда»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
- Скажи, для чего нужна посуда.
В посуде готовят, жарят, варят, заваривают, хранят еду
Что делают с посудой? – Посуду покупают, моют, вытирают, разбивают, убирают, ставят (на стол)…
«Кто больше подберет слов»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря, словаря признаков.
Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…
Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…
Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…
То же с другими предметами посуды.
«Подбери слова и закончи предложение»
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Мама суп … (варит, наливает, ест)
Бабушка котлеты … (жарит, готовит)
Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)
Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)
«Из чего делают посуду?» «Какая посуда?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Моя вилка из металла. – Она металлическая.
Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.
Моя тарелка из глины. – Она глиняная.
Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.
Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.
«Подбери слова»
Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.
- Про какую посуду можно сказать «стеклянный», «стеклянная», «стеклянное»?
Стеклянный – стакан, бокал, чайник
Стеклянная – ваза, чашка, тарелка
Стеклянное – блюдо, блюдце
- Про какую посуду можно сказать «металлический», «металлическая», «металлическое»?
Металлический – нож, стакан, чайник, половник
Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка
Металлическое – блюдо
То же с другими словами – признаками.
«Было и нет»
Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.
Я убирал(а) со стола. На столе нет тарелки, нет чашки, нет ложки, нет кастрюли….
В магазине было много посуды. Я пришел(а) и все купил(а). И теперь в магазине нет тарелок, нет ложек, нет вилок, нет чашек, нет кастрюль….
«Большой – маленький»
Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Я назову большую посуду, а ты маленькую.
Чашка – чашечка
ложка – ложечка
половник – половничек
блюдце – блюдечко
кастрюля – кастрюлька
нож – ножичек
«Один – несколько» (с использованием парных предметов или картинок)
Цель: образование и употребление имен существительных во множественном числе.
Покажи, где кастрюля. – Вот кастрюля.
Покажи, где кастрюли. – Вот кастрюли.
Скажи, что это? – Это тарелка.
Скажи, что это? – Это тарелки.
«Один – много» «Договори слово»
Цель: образование и употребление имен существительных в родительном падеже во множественном числе.
Посмотри, на столе одна ложка, а на полке много … ложек.
Посмотри, на столе одна вилка, а на полке много… вилок.
Посмотри, на столе один нож, а на полке много…. ножей.
«Посчитай от 1 до 10 и обратно»
Цель: согласование имен существительных с числительными.
• один чайник, два чайника, … , пять чайников, ….
• одна глиняная ваза, две глиняные вазы, … , десять глиняных ваз.
И т.д.
«Прятки»
Цель: употребление в речи предлогов.
Где нож? – Нож в ящике, на столе
Где суп? – Суп в кастрюле, в тарелке, в ложке
Где чайник? – Чайник на столе, в буфете
И т.д.
«Расскажи о мебели»
Цель: развитие связной речи.
Составление рассказов о посуде, называть части посуды, материал из которого сделана посуда, какую посуду используют на завтрак, на обед, на полдник, ужин и для каких целей.
План рассказа
Назови что это.
Назови части.
Из какого материала сделана?
Для чего используют?
Это чайник. У чайника есть носик, ручка, крышка, стенки и донышко. Чайник сделан из стекла. В нем заваривают чай.
ЗАГАДКИ
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(ложка)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(самовар)
Он пыхтит как паровоз,
Важно держит кверху нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(чайник)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(самовар, чайник)
Деревянная темница,
А в ней хлеб всегда
храниться.
(хлебница)
Сделаны они все из стекла
Предназначены для чая, сока, молока.
(стаканы)
Вся макушка в дырках мелких,
Горечь горькая в тарелках.
(перечница)
Новая посуда,
А вся в дырках.
(дуршлаг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему "Посуда"
В данном материале представлен подробный конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической строны речи детей старшего дошкольного возраста....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...
Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”
Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....
Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....
Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения
Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения...
Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Посуда»
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда»....