Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей.
У детей с общим недоразвитием речи кроме нарушений фонетико-фонематического восприятия страдает и лексико-грамматический строй речи.
Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольноговозраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности.
Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А. П. Усупова, В. Н. Аванесова и другие специалисты. Один из выдающихся русских психологов Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику детской игры.
Практика логопедической работы показывает, что для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи лучше использовать игры и игровые упражнения, которые позволяют развить связную речь, пополнить и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Игры, которые предлагаются вашему вниманию , могут быть использованы как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми, воспитателями и родителями.
Игра "Прятки".
Цель: учить детей правильно употреблять предлоги: за, в, под.
Ход игры.
Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку с изображением дерева и разных зверюшек, которые захотели поиграть с детьми в прятки. Они спрячутся, а дети их будут искать и называть, кто где спрятался. (Дети произносят: "Зайка спрятался за кустиком и т. д.")
Игра " На поляне".
Цель: учить детей внимательно вслушиваться в стихотворный текст и находить в нём предлоги.
Ход игры.
логопед размещает на фланелеграфе картинки с изображением дуба, ёлки, сосны, берёз, речки, солнышка и животных: птиц, зайчика, лисы и ежа.
Логопед читает стихотворение по частям( по 2 строчки). Дети слушают и называют предлоги, которые встречаются в стихотворении.
На поляне
На поляне, средь берёз
Старый дуб у речки рос.
Солнце лучиками грело,
Ласковую песню пело.
Птички стайкой прилетели
И на ветках посидели.
Зайка мимо пробегал,
От лисы он убегал.
И зайчишка наш косой
Спрятался за той сосной.
Ёж тихонько подошёл,
Он под ёлкой гриб нашёл.
Положил его в лукошко
И понёс к себе в сторожку.
Ну-ка, дети, подскажите
И предлоги назовите!
Игра "Кто кем становится"
Перед игрой следует провести беседу о домашних животных и их детёнышах.
Цель: накапливать и активизировать словарь по теме "домашние животные"; учить детей вслушиваться в стихотворный текст и продолжать предложения.
Ход игр.
Логопед демонстрирует изображения детёнышей животных. при этом читает стихотворный текст. Дети должны правильно подобрать рифму и картинку с изображением взрослого животного или детёныша.
Жил один щенок-
Он рос и рос,
А теперь он не щенок,
А взрослый ...(пёс).
Котёнок всё играл,
Незаметно подрастал.
Стал красивым он...(котом).
Жеребёнок с каждым днём
Становился кем?(Конём).
Этот взрослый сильный бык
В детстве был ...(телёнком).
С этой курочкой дружил,
А она была...(цыплёнком).
Н. В. Киреева, учитель-логопед, г.Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 4-5 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопеда ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 3-4 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Методическая разработка использования лексико-грамматических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников с ОНР
В данной методической разработке дана характеристика речи дошкольников с ОНР, раскрыт вопрос формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и направления работы, приведены лексико-грамма...