Лексико-грамматические упражнения по теме: «Мебель»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал для активизации и расширения словаря по теме «Мебель» с детьми 7-го года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya_po_teme_-_mebel.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматические упражнения по теме: «Мебель»
Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.
Словарь:
Слова-предметы:
мебель, стол (ножки, столешница),стул(ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.
Слова-признаки:
деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.
Слова-действия:
покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.
ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
«Какая бывает мебель?»
Из какого материала делают мебель?
Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная
Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная
Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая
Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая
«Для чего, для кого предназначена мебель?»
Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол
Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол
Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол
Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол
Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф
Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф
Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф
Мебель для детей (какая?) – Детская мебель
ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
«Один – несколько»
- Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)
стол – столы
шкаф – шкафы
стул – стулья
полка – полки
диван – диваны
кресло – кресла
комод – комоды
табуретка – табуретки
«Один – много» «Договори слово»
У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).
У меня один диван, а в магазине много … (диванов).
У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).
У меня одна полка, а в магазине много … (полок).
У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).
«О чем ты думаешь?»
- Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.
Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …
Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
«Большой – маленький»
- Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.
Большой шкаф – маленький шкафчик
Большой стул – маленький стульчик
Большая кровать – маленькая кроватка
Большой диван – маленький диванчик
«Договори слово»
У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики
У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки
У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки
У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
«Выполни действия» «Скажи, где находиться»
" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .
Куда ты положил кубик?
– Я положил кубик на стол.
- Я положил кубик под стул.
- Я положил кубик в ящик.
- Я положил кубик перед диваном.
" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …
Откуда ты взял кубик?
– Я взял кубик со стола.
- Я взял кубик из ящика.
- Я взял кубик из-под стула.
РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ
1. «Кто больше подберет слов»
Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.
УПРАЖНЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В МУЖСКОМ, ЖЕНСКОМ, СРЕДНЕМ РОДЕ.
Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…
Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …
Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …
2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»
Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.
Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница
Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки
Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.
Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.
3. «Подумай и ответь»
У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.
У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.
У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
«Для чего нужна мебель?»
Для чего нужен шкаф?
- В шкаф складывают одежду.
- В шкафу хранят посуду.
- В книжном шкафу хранят книги.
Для чего нужен стул?
- На стуле сидят.
Для чего нужен диван?
- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.
Для чего нужен стол?
- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.
«Наведи порядок»
Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.
Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.
Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.
Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).
Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.
Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.
«Расскажи о мебели»
Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).
План рассказа:
Назови что это.
Назови части.
Из какого материала сделана?
Для чего нужна?
Что с ней можно делать?
Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.
«Придумай загадку о мебели»
Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?
Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?
ЗАГАДКИ
В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
(вешалка)
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки.
(стол)
С ногами, а без рук,
с боками, а без бедер,
С сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы.
(кресло)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется … .
(буфет)
Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен
Я посуде всякой рад,
Называюсь я … .
(сервант)
Меня в комнате
Всякий приметит,
А открыв меня,
Зиму и лето встретит.
(шкаф)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать,-
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(диван)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы: формирование лексико-грамматических средств языка по теме: «МЕБЕЛЬ»
Тема: «Мебель» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора детей. Усвоение названия мебели, знакомство с различными видами помещений квартиры. Интеграция образовательн...
Развитие лексико-грамматического строя речи (Загадки)тема: Мебель
Развитие лексико-грамматического строя речи(Загадки)тема: Мебель...
Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Мебель"
У Маши и Оли много мебели в комнате. Однажды у них сломался стульчик.......
Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....
Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения
Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения...
конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...