Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Мебель"
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
У Маши и Оли много мебели в комнате. Однажды у них сломался стульчик....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mebel.docx | 170.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию лексико-грамматической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема: МЕБЕЛЬ. В комнате у Маши и Оли.
Цель: формировать лексико-грамматический строй речи у детей
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить составлять описательный рассказ о предметах мебели с опорой на схему;
- формировать навыки употребления предлогов в предложениях;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в словообразовании: существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, навыки пространственной ориентировки;
- активизировать словарь по теме «Мебель»
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели;
- учить выслушивать ответы друг друга, самостоятельно выполнять задание.
Оборудование: доска, фигурки детей, фигурки мебели и игрушек (мишка, мяч), дидактическое пособие «Мебельный магазин», мяч, мнемотаблица для составления описательного рассказа.
Ход:
- Вводная часть
- Ребята, поздоровайтесь с гостями, которые пришли к нам сегодня на занятие.
Давайте поиграем в игру «Всё мы можем показать»
Садитесь за столы. У меня для вас задачка. Посмотрите на ряды предметов. В каждом ряду нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к этой группе предметов. Отвечать нужно полным предложением.
1) шапка, носки, шкаф, шуба
2) свёкла, стул, помидор, фасоль
3) яблоко, лимон, кровать, банан
4) полка, кукла, машинка, мяч
- Давайте перечислим, предметы, которые мы выделили. Как одним словом все эти предметы называются? Правильно, это мебель. Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, поговорим о мебели: о том, что мебель различается по внешнему виду, величине, материалам, из которых она сделана. А скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель? А что было бы, если бы у нас не было мебели? Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, есть, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.
Сегодня в свою комнату нас приглашают две сестрёнки Маша и Маленькая Оля (логопед выкладывает на доску фигурки девочек) , знакомьтесь.
- Основная часть
- Закрепление названий предметов мебели
- Скажите, Оля стоит справа или слева? А как вы узнали? Правильно. Девочки пригласили нас в свою комнату, где много разной мебели. Я буду выкладывать предметы мебели, а вы называйте (дети перечисляют предметы мебели, которые выкладывает логопед). А теперь назовите мебель, которой нет в комнате Маши и Оли, которая стоит в других комнатах их дома (дети по цепочке перечисляют мебель, которую они запомнили из предыдущих занятий).
2. Активизация глагольного словаря
- Скажите, что делают за письменным столом?
- Что делают за кухонным столом?
- Для чего нужен диван?
- Для чего нужен платяной шкаф?
- Для чего нужен книжный шкаф?
- Для чего нужна кровать?
3. Упражнение в употреблении предлогов
- Маленькая Оля любит играть с игрушечным мишкой. Только она его постоянно теряет. Давайте поможем Оленьке найти мишутку. (логопед передвигает фигурку медвежонка по доске под стол, на кровать, за шкаф и т.п., а дети отвечают где он лежит «Мишка лежит на кровати», «Мишка упал под кровать» и т.п.
А Маша любит играть мячиком. Он у неё тоже всегда укатывается. Маше тоже нужно помочь. (аналогично дети составляют предложения со словом мяч. Можно вызывать некоторых детей и предлагать выложить мяч в заданное место)
4. Закрепление навыков словообразования
- Мы тоже любим играть с мячом.
1) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы мне возвращайте много мебели, например: полка – полки.
2) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы возвращайте мяч, называя мебель ласково, например: полка – полочка.
5) Ориентировка в пространстве, закрепление понятий «слева-справа»
- Вы сказали, что Оля стоит справа, это её сторона комнаты. Назовите мебель, которая находится справа по отношению к вам. Правильно, а теперь предметы мебели, которые находятся слева. Давайте немного отдохнём и споём песенку про «Лево и право»
6) Динамическая пауза
Песня «Лево-право» (серия обучающих мультиков «Синий трактор»)
(пока дети поют, логопед выставляет картинку сломанного стула на доску, а картинку с целым стулом убирает)
7) Беседа с детьми. Упражнение в образовании относительных прилагательных.
- Маша и Оля вместе с нами развеселились и разбаловались, что не заметили, как напроказничали. Посмотрите внимательно, что у них случилось? Да, в их комнате появился сломанный стульчик. Вы не знаете, кто его сломал? (ответы детей) А почему вообще портится и ломается мебель? (дети отвечают, а логопед дополнительными вопросами подводит к пониманию того, что мебель сама себя не ломает и как правило она портится от неправильного пользования ею) Скажите, сломанная мебель это приятно? Как же мы можем помочь нашим новым друзьям? (ответы детей) Давайте сходим за новым стулом в продуктовый магазин? Нет? А в каком магазине продают мебель? Правильно, в мебельном магазине. Давайте посмотрим, какую мебель можно купить в мебельном магазине. (перед детьми выставляются картинки с предметами мебели различных фактур, размеров, материала).
- Сколько разных видов мебели продают в магазине! Давайте рассмотрим. Мебель отличатся по цветам, по размерам и даже по материалам, из которых изготавливается.
Если кровать сделана из железа - …. то она какая?....
Шкаф из дерева - …
Обивка дивана из кожи, значит он - …
Бывает даже мебель из соломы, она - ….
Дверцы шкафа из стекла – они …
этажерка из пластмассы - …
8. Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему
- Вот мы и пришли в зал, где предлагаются стулья. Давайте выберем стульчик для Оленьки. Какой у неё был стульчик? Давайте составим описание стульчика, которое мы скажем продавцу. Нужно будет рассказать о размере стула, о материале, из которого он сделан, о цвете и назначении.
Примерный рассказ: У Оли был маленький стульчик желтого цвета, деревянный, гладкий. Оле он нужен для того, чтобы сидеть за столом.
А какие стулья вы видите в магазине (логопед помогает детям составить рассказы о других стульях, изображенных на картинках).
9. Работа на карточках
- Мы вернулись из магазина и принесли Оле стульчик. Предложите Оленьке сесть за стол и позаниматься.
Ребята, я приготовила для вас карточки, посмотрите на них. Сейчас нужно будет внимательно меня слушать и самостоятельно выполнять задания. Возьмите карандаш.
Нарисуйте на столе вазу.
В шкафу нарисуйте книгу.
Под креслом мячик.
Слева от стула нарисуйте кошку.
Придумайте, что можно нарисовать на диване?
III. Заключительная часть
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вы правильно отвечали, выполняли задания, вы запомнили много различных предметов мебели и знаете, для чего они предназначены.
- Дайте Маше и Оле советы, что нужно делать, чтобы мебель в их комнате не портилась и всегда была чистая, целая. (ответы детей)
- Я хочу вас отметить такими весёлыми смайликами, потому что мне было очень интересно и увлекательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР
Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...
- Мне нравится (1)