Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.
Форма совместной деятельности: Квест – игра.
Форма организации: подгрупповая.
Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prodelki_snezhnoy_korolevy.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических компонентов речи
с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Тема: «Проделки Снежной Королевы»
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.
Форма совместной деятельности: Квест – игра.
Форма организации: подгрупповая.
Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творчества.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и активизация словаря по теме «Зимние забавы детей».
Развитие умения подбирать родственные слова.
Закреплять навык умения делить слова на слогии соотносить их со схемой.
Расширять активный словарь за счёт подбора слов-синонимов.
Развивать навык согласования существительных с прилагательными.
Развивать навык составления простых распространенных предложений с опорой на картинно-графический план и вопросы.
Развивать умение подбирать рифмы, составлять с ними двустишия.
Коррекционно-развивающиеся.
Развивать творческое воображение на основе использования элементов ТРИЗ-технологии.
Развиватьслуховоевосприятие, образное мышление, память.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать навыки коллективного сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Создать условия для проявления индивидуальности и инициативности детей.
Воспитывать умение решать возникающие проблемы.
Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой, познавательно-исследовательский, двигательный, восприятие художественной литературы и искусства, формирование целостной картины мира.
Применение методик и технологий в области коррекционного образования.
Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Технология развития связной речи с элементами ТРИЗ». Приём «Составление рифмованных текстов».
Используемый материал:Мультимедийная презентация, книга Г.Х.Андерсена, зеркало, весёлая и грустная снежинка, лучики к снежинке, с картинки родственных слов, слоговые схемы, картинки снеговиков, оленя, снегиря, зимних детских игр, картинно-графические схемы предложений, сундучок, блокнот для записи нелепиц.
Оборудование:моноблок, магнитная доска с набором магнитов, столы, стулья.
Предварительная работа:
- Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр мультфильма.
- Дидактические игры, направленные на развитие умения подбирать родственные слова, слова – признаки: «Чудо-дерево», «Словечки на пальчиках».
- Развитие навыка составления распространённых предложений по картинно-графическому плану и вопросам во время проведения индивидуальных занятий.
- Устные речевые игры «Добавь словечко», «Рифмушки-складушки», «Поэты».
Планируемый результат:
Дети научились подбирать родственные слова к слову «снег» и слова-синонимы, правильно согласуют прилагательные с существительными.
Владеют навыком деления слов на слоги разной слоговой структуры и соотносят их со схемой.
Свободно составляют предложения по картинно-графической схеме и вопросу.
Проявляют творчество при подборе рифмы к словам, составляют с ними двустишия – нелепицы.
Сотрудничают в коллективе, проявляют инициативу при решении игровых задач.
№ | Последователь ность образовательной ситуации | Педагогические приёмы, стимулирующие ребёнка к проявлению инициативы и творчества | Деятельность детей | Деятельность педагога |
1. | Организационный момент, привлечение детей к деятельности | Я сегодня для вас принесла книгу сказок. Вспомните, какую сказку мы читали?Кто написал эту сказку? А хотите посмотреть мультфильм? | Дети проявляют интерес. | Педагог задаёт положительный эмоциональный настрой. |
2. | Сообщение детям игрового задания, мотивация на совместную деятельность | Я повелительница льда! Да! Книгу вашу я взяла! Держитесь, нелегко придётся вам, Я очень трудные задания Вам дам! Чтоб зеркало моё собрать, Подсказки нужно вам искать Когда подсказки вы найдёте, Осколки мигом соберёте, Тогда и книгу сказок вы найдёте. | Дети слушают, проявляют заинтересованность. | Включается эпизод мультфильма, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки и произносит речь. |
3. | Игровая ситуация, побуждающая интерес детей | Вы хотите вернуть книгу? Согласны выполнить все задания Снежной Королевы? Первую подсказку найдёте, отгадав загадку: С неба падают пушинки, Распушив лучи-ворсинки. Резные, узорчатые… (Снежинки) | Дети отгадывают загадку. Ищут в группе подсказку. Находят снежинку без лучиков. | Ведёт диалог с детьми, загадывает загадку. |
4. | Подбор родственных слов к слову снег | Какая странная снежинка к нам прилетела! Какая она? Как вы думаете, почему она грустная? Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово – слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть – это слово «снежинки». Давайте продолжим. Комочки из снега … (снежки) Человечек из снега… (снеговик) Снег падает…(снегопад) По снегу катится… (снегокат) Внучка Деда Мороза… (Снегурочка) Зимующая птица-… (снегирь) Посмотрите, теперь снежинка какая? Справились мы с заданием? Мы выполнили задание у нас появился осколок. | Высказывания, рассуждения детей. По образцу педагога дети прикрепляют лучики к снежинке, образуют родственные слова. Дети находят осколок. | Педагог задаёт вопросы, поощряет детей ответом. При затруднении логопед предлагает словосочетания, способствующие подбору родственных слов. |
5. | Слоговой анализ слов. Активизация словаря. | С одним заданием справились. Следующая подсказка:вам нужно найти предмет. На нём любили кататься зимой Кай и Герда? Задание:А на чём любят кататься зимой современные дети? Слова на слоги разделите, к нужной схеме положите. Подумайте, какая картинка лишняя? Ой, что-то в коробке ещё лежит! | Ищут подсказку. Дети отвечают на вопросы, перечисляют предметы для зимних забав детей. Высказывания детей. Деление слов на слоги и соотнесение со схемой. Дети находят осколок. | Предлагает новое задание квеста. |
6. | Подбор синонимов. | Следующая подсказка. Нужно найти кого-то, кто в сказке помогал Герде? Он чёрный и летает. Задание: Чтобы осколок вам забрать, нужно на каждый узелок Похожие слова-признаки подобрать! Чистый снег-белый снег Резная снежинка-узорная снежинка Рыхлые снежки-мягкие снежки Милая Снегурочка – Красивая Снегурочка Крепкий снеговик- твёрдый снеговик Огромный снегокат –большой снегокат Мощный снегопад-сильный снегопад Алогрудый снегирь-красногрудый снегирь. В сундучке находится осколок. | Дети отвечают. Ищут подсказку. Дети развязывают узелки, называют слова-синонимы. Открывают сундучок, в которой находится осколок. | Задания предлагаются дифференцированно. |
7. | Составление предложений по вопросам и картинно-графическим схемам | Следующую подсказка. Это животное живёт на севере, у него есть рога. Задание. Хочу помочь я вам, Задание простое дам. Я схемы в помощь вам даю, Потом осколок подарю. Снежная королева зашифровала предложения. Расшифруйте их. Какая наступила зима? Наступила холодная снежная зима. Чего много выпало? Выпало много снега. Что кружится в воздухе? В воздухе кружатся белые пушистые снежинки. Кого лепят дети? Дети лепят крепкого снеговика. На чем катаются дети? Дети катаются на большом снегокате. Кто приходит к детям на Новогодний праздник? На Новогодний праздник к детям приходиткрасивая Снегурочка. Кто прилетели с севера? С Севера прилетели красногрудые снегири. Что бывает зимой? Зимой бывает сильный снегопад. | Предположительные ответы детей. Дети подходят к мольберту по одному и составляют предложения по картинно-графическим схемам и вопросам. Дети находят осколок. | Педагог предлагает задания в соответствии с индивидуальными возможностями детей. |
8. | Подборрифм к слову. | Следующаяподсказка.Человечек из снега. Кто это? Он без варежек, у него есть пуговки. Вместо ведра шляпа. Задание. Чтоб осколок нам забрать Нужно рифмы к словуснежинка подобрать, а потом стишки написать. | Дети высказываются, анализируют. Дети подбирают рифмы к слову снежинка по образцу. | Задания предлагаются по образцу. Логопед зарисовывает вокруг снежинки картинки |
9. | Развитие умения сочинять двустишия. | А сейчас по картинкам придумайте стишки для Снежной королевы. А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет! | Дети составляют двустишия и чётко проговаривают получившиеся стихи.Дети находят последний осколок. | Педагог даёт модель сочинения двустиший. |
10. | Рефлексия. | Появляется на экране Снежная Королева со словами: «В пути вы зеркало собрали, и чары мои все пропали. А вот и книга, забирайте, и следующую сказку в ней читайте!» Но почитаем мы её вечером. Какие вы молодцы! Справились с заданиями Снежной королевы? Удалось нам вернуть книгу? Что необычного вы узнали? | Дети передают свои впечатления. | Педагог хвалит детей. |
11. | Открытость. | Дома вы можете сами научить сочинять стишки своих родителей? А теперь нам пора идти на прогулку. На улице поиграйте в зимние игры. | Дети идут в раздевалку одеваться на прогулку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Тема: «Звуки Т-ТЬ»Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.Задачи.Коррекционно-образовательные:Уточнение и активизация словаря по теме «Животные&raqu...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»
Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Пти...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.
Тема: «Предлог НАД»Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемо...