Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Звуки Т-ТЬ»
Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и активизация словаря по теме «Животные».
Учить различать согласные звуки Т-Ть по артикуляционным и акустическим признакам.
Познакомить с буквой Т. Учить находить её в ряду неправильно написанных букв.
Развитие умения делить слова на слоги и соотносить их со схемой.
Развитие слогового анализа и синтеза слогов, слов.
Развитие умения определять место звука в слове.
Развивать навык составления простых распространенных предложений с опорой на графическую схему.
Развитие умения отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающиеся.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать навыки коллективного сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Создать условия для проявления индивидуальности и инициативности детей.
Воспитывать умение решать возникающие проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_tt.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности
по формированию фонетико-фонематических компонентов речи
с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Тема: «Звуки Т-ТЬ»
Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и активизация словаря по теме «Животные».
Учить различать согласные звуки Т-Ть по артикуляционным и акустическим признакам.
Познакомить с буквой Т. Учить находить её в ряду неправильно написанных букв.
Развитие умения делить слова на слоги и соотносить их со схемой.
Развитие слогового анализа и синтеза слогов, слов.
Развитие умения определять место звука в слове.
Развивать навык составления простых распространенных предложений с опорой на графическую схему.
Развитие умения отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающиеся.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать навыки коллективного сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Создать условия для проявления индивидуальности и инициативности детей.
Воспитывать умение решать возникающие проблемы.
Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой, познавательно-исследовательский, двигательный, формирование целостной картины мира.
Используемый материал: Мультимедийная презентация, картинки животных, звуковые и слоговые домики.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска с набором магнитов, столы, стулья.
Предварительная работа:
Речевые игры «Живые звуки», «Слоговые и звуковые домики», «Добавь словечко».
Развитие навыка составления распространённых предложений с предлогом по картинке и графической схеме.
Планируемый результат:
Дети научились давать характеристику звукам Т-Ть, различают их на слух и в произношении, знают графическое обозначение.
Владеют навыком деления слов на слоги разной слоговой структуры и соотносят их со схемой, производят анализ и синтез слогов и слов
Дети определяют позицию звука в словах.
Свободно составляют предложения по графической схеме.
Сотрудничают в коллективе, проявляют инициативу при решении игровых задач.
Ход занятия
Психогимнастика.
ЛОГОПЕД: Ребята! Какое сейчас время года? (Осень).
Какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день и в дождливый, хмурый осенний день.А что приготовила для нас осень? (Дети перечисляют). А еще осень приготовила для вас необычные листочки. Это билетики на ваши места. Листочек получит тот, кто назовёт последний звук в слове. (пила, сапоги, топ, какаду, хлоп, мука, носки, зову, сноп). Дети получают листочки и садятся на свои места.
Объявление темы.
СЛАЙД №1.ЛОГОПЕД: Ребята, кажется, Волшебный экран хочет нам что-то сказать. (Включается интерактивная доска. На интерактивной доске картинка Осень) Ребята, я была сегодня в зоопарке и мне пожаловались звери, что они стали мёрзнуть.
Вы животным скорей помогите, все задания решите
В тёплые домики их заселите, а в помощники звуки возьмите.
Что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим) Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). С какими гласными звуками мы познакомились?(А,У,И) Почему их называют гласными? Какие согласные звуки знаем? (П,Пь). Почему их называют согласными?
Что с собой нам нужно взять? (Послушный язычок, внимательные ушки и глазки) Давайте узнаем, какие звуки помогут нам справиться с заданиями.
СЛАЙД №2 (На экране знак вопроса). Вы загадки отгадаете, звук в отгадке вы узнаете.
Загадка:
Маска на мордочке,
Колечки на хвостике,
Возле влажных мест живёт,
А зовут его …Енот. СЛАЙД №3. (На экране появляется картинка енота).
Какой последний звук в слове?(Т)
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный...(Тигр) ЩЕЛЧОК На экране появляется картинка тигра.
Какой первый звук в слове? (Ть). Какие звуки возьмем с собой ? (Звуки [т], [т’]). Умницы.
Характеристика звуков [т], [т’]: Ребята, наверно животным интересно, как произносятся звуки Т,ТЬ? Давайте исследуйте свой ротик, произнесём звук Т. Что делает язычок, когда мы произносим звук Т? (Стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звук Т. (Он не поётся). Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Т. Голосок поёт или спит? (Спит). Вы догадались какой это звук? (Согласный твёрдый, глухой). Каким кружочком мы будем обозначать звук Т? (Синим).
Произнесите звук Ть. Звук [т’] – братец звука Т. Он согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом). В какой домик мы поселим енота? В какой домик мы поселим тигра?
Знакомство с буквой Т:
СЛАЙД №4.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик —
буква Т.(показ). Звук Т сделал себе домик из двух палочек. Давайте смастерим её из пальчиков.На что ещё похожа буква Т?
СЛАЙД №5
Буква "Т" сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик.
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.
-На что похожа буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)
Закрепление графического образа буквы.
Ребята, кто к нам спешит, угадайте?
Он лакает молоко
Любит прыгать высоко.
Полосатенький бесёнок,
Рыжий маленький...(КОТЁНОК).
СЛАЙД №6.
Котенок разбросал все буквы Т. Найдите только правильные буквы Т. (Один ребенок показывает и называет правильные буквы)
Куда мы поселим котёнка?
Развитие фонематического восприятия.
Какое следующее животное надо заселить, отгадайте?
Быстро бегает она,
В Африке уж всем нужна.
Но не хищный это зверь,
Мы-то знаем, уж поверь.
Травку щиплет лишь всегда,
Есть копыта и рога.
А еще бежит галопом,
Кто же это, — ...(Антилопа)
СЛАЙД №7.
Игра «Кнопочки». Кнопку синюю нажимайте, когда звук Т услышите.
Кнопку зелёную нажимайте, когда [Ть] мягкий услышите.
Та, тя, то, тё, ты, ту, тю,ти, ать, ат, танк, телёнок, телевизор, топор, копать, спит, котик, бантик, мост, куст, пять. Куда поселим антилопу?
Слоговой анализ и синтез слов. Следующая загадка:
Кто по веткам скачет ловко?
Ест бананы и морковку.
Кто же эта шалунишка?
А зовут её .....(Мартышка) СЛАЙД № 8
Мартышка загадала слово и раскидала его на части. Помогите собрать слово. тух-пе, ге- бе-мот. А одно слово она разбросала на звуки. К,и,т. Сколько частей в слове кит, петух и бегемот? Какое слово длиннее? Поселите животных в домики. СЛАЙД №9.
А куда поселим мартышку?
Звуковой анализ слогов. Физ.минутка. Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Живые звуки». Игра «Живые звуки». Мне нужны два помощника. Вика ты будешь звуком А, Кирилл будет звуком Т. Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог АТ. Сколько звуков вы сказали? Какой первый звук? Какой второй звук? - УТ-ИТ-ОТ-КОТ
Работа с предложением.
Часами лежит он и ждет,
Когда его жертва придёт.
Вот и добыча, бросок - и она
В объятья стальные заключена.
Выбраться ей не позволит уж он.
Это, ребята, конечно ...(Питон ) СЛАЙД №10
СЛАЙД №11
Что-то здесь зашифровано. Составление предложений по графической схеме с предложенными картинками (со звуками Т, Ть). (Дети составляют предложения). /____ _____ _ ____. В какой домик заселим питона?
Итог. Помогли мы животным. А какие звуки нам помогали? Какой звук Т? Какой звук Ть?
А сейчас вы пойдёте гулять. На прогулке внимательно посмотрите вокруг и найдите предметы со звуками Т,ТЬ а вечером нарисуете их и определите место звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.Форма совместной деятельности: Квест – игра.Форма организации: подгрупповая.Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творч...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности) Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.
Тема: «Предлог НАД»Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемо...