Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к чтению.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Целесообразная наполняемость групп 8-10 человек, состав детей переменный. Набор воспитанников в кружок свободный.
Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: общее количество часов 72. Продолжительность – 30 минут, 2 раза в неделю во второй половине дня.
Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_detey_k_shkole_abvgdeyka.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 «Родничок»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического заведующий
Совета протокол №1 МДОУ д/с №42 « Родничок»
От «__»__________20__г. _____________ Н.А. Веселова
«___»______________ 20__г.
Рабочая программа
По подготовке к школьному обучению
«АБВГДейка»
для детей 5-7 лет
срок реализации 1 год
составлена:
учителем-логопедом
Власовой Таисией Вячеславовной
2018 г.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Учебно-тематический план……………………………………………9
- Содержание программы………………………………………………12
- Методическое обеспечение программы………………………………25
- Литература………………………………………………………………..26
Пояснительная записка.
Детство – это процесс взросления , это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником открываются двери школы, он вступает в « Эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). Если ребенок ушедший в школу в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает , что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов , из слов можно составить предложение и т.д., то естественно у него возникают трудности. В связи с тем, что существует нерешенная проблема разноподготовленности детей на пороге к школе, существенно затрудняется адаптация детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Образовательная программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы , Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 4-е изд., переработанное – М.: Мозайка-Синтез, 2017.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность программы:
- повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
- изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к чтению.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитываются особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода.
Целью программы - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи программы:
- Обучающие:
- приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
- формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
- развитие мотивации к школьной деятельности.
- Развивающие:
- прививать ответственное отношение к учебе;
- активизировать творческий потенциал
- развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
- развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- формировать культуру общения друг с другом.
Отличительные особенности данной программы: данная программа дополняет государственный образовательный стандарт по реализации в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:
- развитие связной речи;
- расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- воспитание звуковой культуры;
- знакомство с художественной литературой;
- подготовка к обучению грамоте;
- приобщение к нормам речевого этикета.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Целесообразная наполняемость групп 8-10 человек, состав детей переменный. Набор воспитанников в кружок свободный.
Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: общее количество часов 72. Продолжительность – 30 минут, 2 раза в неделю во второй половине дня.
Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: воспитанники к концу обучения должны:
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- выделять слова в предложении, определять их место;
- составлять предложение с заданным словом;
- иметь представление о вопросительном предложении;
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- составлять слова из готовых слогов;
- знать, что в слове один слог - главный, ударный;
- иметь представление о классификации звуков ( гласный –согласный, твердый-мягкий, звонкий-мягкий);
- проводить звуковой анализ слов из 3-4-х звуков;
- понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
- читать простые по звуко-буквенному составу слова;
- иметь представления о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание | ||
Всего (за 6 месяцев) | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1. | Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
2. | Развитие слухового восприятия на речевых звуках. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
3. | Звук и буква У. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
4. | Звук и буква А. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
5. | Звуки и буквы А,У. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
6. | Звуки и буква И. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
7. | Звуки П-ПЬ. Буква П. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
8. | Звук и буква О | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
9. | Звук и буква Т. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
10. | Звук и буква Ы. | 1 | 20 мин. | 10 мин. | |
11. | Звуки П-Т. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
12. | Звук и буква К. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
13. | Звук и буква М. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
14. | Звук и буква Х. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
15. | Звуки К-Х. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
16. | Звуки П-Т-К. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
17. | Звук и буква С. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
18 | Звуки С- СЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
19. | Звук и буква Н. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
20. | Звук и буква З. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
21. | Звуки С-З. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
22. | Звук и буква Б. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
23. | Звуки П-Б. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
24. | Звук и буква В. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
25. | Звук и буква Д. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
26. | Звуки Т-Д. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
27. | Звуки ТЬ-ДЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
28. | Звук и буква Г. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
29. | Звуки Г-ГЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
30. | Звук и буква Э. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
31. | Звук и буква Л. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
32. | Звуки Л-ЛЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
33. | Звук и буква Ш. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
34. | Звуки С-Ш. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
35. | Буква Я. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
36. | Звук и буква Р. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
37. | Звук РЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
38. | Звуки Р-Л. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
39. | Звук и буква Ж. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
40. | Звуки З-Ж. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
41. | Звук и буква Ц. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
42. | Звук и буква Ч. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
43. | Буква Ю. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
44. | Буква Ф. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
45. | Звук и буква Щ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
46. | Звук и буква Й. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
47. | Звуки Ч-Щ-СЬ-ТЬ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
48. | Звуки Ш-Щ. | 1 | 20 мин. | 10мин. | |
Итого часов | 960 мин.(16 ч.) | 480 мин. (8 ч.) |
Содержание программы
Тема | Содержание |
1. «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках». | Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках; развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую моторику детей. Воспитывать умение слушать друг друга. |
2. «Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках». | Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Познакомить с понятием «слово». Развивать фонематическое восприятие детей; развивать слуховое внимание. |
3. «Звук и буква У». | Чёткое произнесение звука. Выделение начального ударного гласного. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа). Знакомство с буквой У. |
4. «Звук и буква А». | Чёткое произнесение звука. Выделение начального ударного гласного (повторение). Анализ звукового ряда из двух гласных. Договаривание предложений, по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах единственного числа). Знакомство с буквой А. |
5. «Звуки А, У». | Чёткое произнесение и сопоставление звуков [А], [У]. Выделение ударных и безударных звуков [А], [У] в начале слова. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в соотнесении с количественными числительными один, одна, одно. |
6. «Звук и буква И». | Чёткое произнесение звука. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а. Развитие внимания и памяти. Знакомство с буквой И. |
7. «Звуки [П] [П’]. Буква П». | Закрепление произношения и различение звуков [П] –[П’]. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип.Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по образцу – согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе. Знакомство с буквой П. Чтение, печатание буквы. |
8. «Звук и буква О». | Чёткое произнесение звука. Выделение звука [О] (под ударением после согласного). Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.). Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа существительных – составление предложений по предметным картинкам со словом много по данному образцу. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной азбукой. |
9. «Звук и буква Т». | Чёткое произнесение звука. Дифференциация на слух Т-Д-К. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п и т.д.) Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит. Воспроизведение слоговых рядов.Составление предложений по сюжетной картинке с помощью вопросов, объединение их в рассказ. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именительном и винительном падежах и существительных. Знакомство с буквой Т, печатание. |
10. «Звук и буква Ы» | Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов без стечения согласных. Воспроизведение звуковых рядов со звуком [Ы].Образование и употребление именительного падежа множественного числа существительных с окончанием –ы. Закрепление образования и употребления притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. Печатание буквы Ы и слогов с нею. |
11. «Звуки [П] – [Т]». | Закрепление произношения и различение звуков. Выделение последнего глухого согласного в слове. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной азбукой, чтение и печатание. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5 и существительных. |
12. «Звуки [К] – [К’]. Буква К». | Чёткое произнесение и различение звуков. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые. Воспроизведение слоговых рядов. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа Существительных. Знакомство с буквой К, печатание, упражнения с разрезной азбукой. |
13. «Звуки М-М. Буква М» | Произношение и различение звуков [М]-[М’]. Звуковой анализ слов типа мак, Тима. Составление схем звукового состава. Большая буква. Преобразование деформированной фразы. Знакомство с буквой М.Печатание слогов, слов с буквой М. |
14. «Звуки [Х] – [Х’]. Буква Х» | Чёткое произнесение и различение звуков, знакомство с буквой Х. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Закрепление понятия мягкий согласный. Развитие внимания, памяти, мышления. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5, 9 и существительных. Закрепление различения существительных по родам – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё. |
15. «Звуки [К] – [Х]». | Произнесение и различение звуков. Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот. Закрепление согласования количественных числительных в косвенном падеже и существительных – договаривание предложений. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание под диктовку слогов и слов. |
16. «Звуки [П] – [Т] – [К]» | Чёткое произнесение и различение звуков. Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Звуковой анализ прямого слова. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, ку под диктовку по следам анализа. Практическое употребление предлогов. |
17. «Звук и буква С». | Закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с буквой С. Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов типа суп. Составление предложения с данным словом по предметной картинке. Закрепление образования множественного числа существительных. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов. |
18. «Звук [С’]» | Закрепление правильного произношения звука [С’]. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (употребление). Согласование прилагательных с существительными в роде. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис). |
19. «Звук и буква Н» | Правильное произношение звука [Н]. Знакомство с буквой. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Печатание слогов по следам анализа. Чтение слогов. Большая буква в именах. Сложные слова (повторение).Закрепление употребления предлогов на, с (со). |
20. «Звук и буква З» | Закрепление правильного произношения звука[ З]. Знакомство с понятием звонкий согласный. Звуко-слоговой анализ слов зубы, тазы, Лиза, ваза;схемы слов. Употребление предлогов за, из-за.Знакомство с буквой З |
21. «Звуки [С] – [З]» | Правильное произношение и различение звуков [С] – [З]. Звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова. Закрепление употребления предлогов за, из-за.Родственные слова (зима, заяц). Закрепление навыка печатания слов. |
21. «Звук и буква Н» | Правильное произношение звука [Н]. Знакомство с буквой. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Печатание слогов по следам анализа. Чтение слогов. Большая буква в именах.Сложные слова (повторение).Закрепление употребления предлогов на, с (со). |
22. «Звук и буква Б» | Правильное произношение звука [Б]. Знакомство с буквой Б. Звуко-слоговой анализ слов бант, бантик, банты. Упражнения с разрезной азбукой: составление слов бант, банты, бантик по следам анализа.Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик. Знакомство с ударением. Соcтавление предложений по опорным словам, распространение их. |
23. «Звуки [П] – [Б]» | Правильное произношение и различение звуков [П]-[Б]. Закрепление употребления предлогов под, из-под. Закрепление понятий звонкий – глухой согласный. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов. Закрепление словообразования слов путём сложения основ. Чтение и печатание слов. |
24. «Звук и буква В» | Правильное произношение звука [В]. Знакомство с буквой В. Сопоставление звука и буквы В. Составление, преобразование, чтение слогов, слов. Составление схем слов квас, звон, звук, буква. Большая буква в начале предложения. Составление предложений по картинкам, деление их на слова. Распространение предложений по вопросам. |
25. «Звук и буква Д» | Закрепление правильного произношения звука [Д], знакомство с буквой Д. Звуко-слоговой анализ слов типа домик, судак, дымок, бидон. Предлоги над, под, из-под. Составление предложений из слов в начальной форме. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик (муж. род). Упражнение в чтении и печатании слов с буквой Д. |
26. «Звуки [Т]-[Д]» | Правильное произношение и различение звуков [Т]-[Д]. Звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в конце слова (повторение).Закрепление употребления предлогов над, под. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. |
27. «Звуки [Т’]-[Д’]» | Правильное произношение и различение звуков [Т’]-[Д’]. Образование и употребление приставочных глаголов от глагола ходить. Упражнение в словообразовании названий детёнышей животных. Употребление косвенных падежей единственного и множественного числа (названия детёнышей, животных).Различение лексических значений глаголов надеть-одеть, надевать- одевать. |
28. «Звук и буква Г» | Закрепление правильного произношения звука [Г], знакомство с буквой Г.Закрепление согласования прилагательных с существительными. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (повторение). Звуко-слоговой анализ, схемы слов вагон, бумага, голуби, гамаки, газета. Чтение и печатание слов. |
29. «Звуки [Г] - [Г’]» | Правильное произношение и различение звуков [Г] – [Г’]. Звуко-слоговой анализ слов типа книга, книги, бумага, бумаги.Упражнение в употреблении количественных числительных один, два, пять, в косвенных падежах существительных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов. |
30. «Звук и буква Э» | Правильное произношение звука [Э], знакомство с буквой Э. Выкладывание, преобразование, чтение слогов из букв разрезной азбуки. Составление схем предложений. Словообразование относительных прилагательных (материал из которого делается посуда), согласование с существительными. Чтение слов с определением слогового состава и выделением ударного слога. |
31. «Звук и буква Л» | Правильное произношение звука [Л], знакомство с буквой Л. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных Прошедшее время глагола (преобразование настоящего времени в прошедшее по образцу). Родственные слова (белка, волк, слон, галка).Чтение и печатание слов. |
32. «Звуки [Л] –[Л’]» | Правильное произношение и различение звуков [Л] – [Л’]. Словообразование, употребление притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи. Спряжение глаголов прошедшего времени по образцу. Составление схем предложений. |
33. «Звук и буква Ш» | Закрепление правильного произношения звука [Ш]. Знакомство с буквой Ш. Словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных. Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. Печатание слов. |
34. «Звуки [Ш]-[С]» | Закрепление правильного произношения и различение звуков. Словообразование существительных с суффиксом –ист, обозначающих лиц по их занятиям. Закрепление и употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-. Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений. |
35. «Буква Я» | Знакомство с буквой Я. Закрепление представлений о мягкости согласных. Закрепление навыков чтения и печатания. Составление схемы предложения. Закрепление ударения. |
36. «Звук и буква Р» | Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р. Составление предложений по предметным картинкам, деление их на слова. Закрепление спряжения глаголов в настоящем времени. Упражнение в чтении и печатании слов. |
37. «Звук [Р’]» | Закрепление правильного произношения звука [Р’]. Словообразование отглагольных прилагательных, согласование их с существительными. Составление предложений по предметным картинкам, деление предложений на слова. Закрепление образования относительных прилагательных (от названий овощей, фруктов, деревьев) и отглагольных прилагательных (от жарить, мариновать…). |
38. «Звуки [Р]-[Л]» | Закрепление произношения и различение звуков [Р]-[Л]. Упражнение в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры. Словообразование страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар». |
39. «Звук и буква Ж» | Закрепление правильного произношения звука [Ж], знакомство с буквой [Ж]. Закрепление образования и употребления приставочных глаголов от глагола бежать. Упражнение в спряжении в настоящем времени глагола бежать. Повторение названий детёнышей животных. |
40. «Звуки [Ж]-[З]» | 1. Правильное произношение и различение звуков [Ж]-[З]. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за, из-под, через, между. Словообразование сложного прилагательного железнодорожный. Упражнение в согласовании с существительными прилагательных железнодорожный, -ая, -ое. Упражнение в печатании и чтении. |
41. «Звук и буква Ц» | Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, -иц-, -ц-. Составление схем слов со стечением согласных типа цветы, птенцы. Составление предложений с данным словом. Деление их на слова.Чтение, печатание слов. |
42. «Звук и буква Ч» | Закрепление произношения звука [Ч], знакомство с буквой Ч. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. Словообразование отчеств мужского рода. Закрепление навыков печатания, чтения. Правописание ча, чу. |
43. «Буква Ю» | Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных. Знакомство с буквой Ю. Закрепление ударения. Закрепление навыков чтения, печатания. Составление схемы предложения. Спряжение по образцу. |
44. «Звуки [В]-[Ф]. Буква Ф» | Произнесение и различение звуков [В]-[Ф]. Знакомство с буквой Ф. Закрепление правописания сомнительных согласных в конце слова. Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений. |
45. «Звук и буква Щ» | Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Щ. Образование и практическое употребление в речи действительных причастий настоящего времени. Словообразование существительных мужского и женского рода обозначающих лиц по их профессиям, с суффиксами –щик-, -щиц-. Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных.Развитие навыков чтения и печатания. |
46. «Звук и буква Й» | Закрепление правильного произношения звука и знакомство Упражнения с разрезной азбукой. Составление схемы предложения. Развитие внимания и памяти. |
47. «Звуки [Ш]-[Щ]» | Закрепление произношения и различение звуков [Ш]-[Щ]. Практическое усвоение словообразования страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных существительных. Употребление в речи сложноподчинённых предложений. Обогащение лексики синонимами, родственными словами. Закрепление навыков чтения и печатания. |
Учебно-наглядные пособия
Предметно-развивающая среда по обучению грамоте.
-Предметные картинки на все группы звуков.
-Делим слова на слоги.
-Звуки, буквы в слове.
-Символы моделей артикуляции звуков.
-Собери слово (из разрезных картинок).
-Предметные картинки, схемы звукобуквенного анализа слов.
-Раздаточный материал на определение места звука в слове.
-Раздаточный материал на звукобуквенный анализ слов.
-Раздаточный материал на составление схем предложений.
-Кубики с буквами.
-Касса букв .
-Мозаика букв.
-Чудесный мешочек.
-Магнитная азбука.
-Читалочка. Тексты .
-Карточки «Учим печатные буквы».
-Разрезные буквы алфавита
-Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.
-Раскраски, книги по ознакомлению с буквами.
Диагностический материал
Фамилия Имя ребенка | Теоретические знания | Практические знания | Общие баллы | |||||||||
Умение правильно называть звуки | Умение различать гласные и согласные звуки | Умение делить слова на слоги | Умение определять кол-во звуков в словах | Умение составлять предложения из слов | «Продолжи узор « | «Слова» | «Шифровка» | Выполнение звуко-буквенного анализа слова | ||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 |
Условные обозначения : в - высокий уровень, с - средний уровень, н -низкий уровень
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
Высокий уровень
- Называет гласные и согласные звуки.
- Выделяет заданный звук в слове.
- Составляет предложение из слов.
- Делит слова на слоги.
- Выполняет звуко-буквенный анализ.
- Читает слова состоящие из 3-4 букв.
Средний уровень
- Называет гласные и согласные звуки.
- Выделяет заданный звук в слове.
- Делит слова на слоги.
- Читает слова состоящие из 3-4 букв.
- Составляет предложения из слов.
Низкий уровень
- Называет гласные и согласные звуки.
- Делит слова на слоги.
- Выделяет заданный звук в слове.
ЗАДАНИЯ
Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.
Специалист берет бланк заданий (см. с. 7—8) и акцентирует внимание детей на первом задании.
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.
Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (Специалист показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите — продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.
Специалист наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно не сидеть за столом, а прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнения любого задания, — это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».
Задание № 2. «Слова»
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску. Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.
В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки).
Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы).
Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки... Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.
Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Слова для задания № 3 подбираются специалистом по согласованию с учителем-логопедом и в соответствии с программой образовательного учреждения. Для того чтобы при каждом следующем скрининге (особенно при многоразовом ежегодном проведении подобной работы в данном образовательном учреждении) не происходило «натаскивание» детей педагогами или родителями, можно вместе с логопедом подобрать другие группы слов, но так, чтобы задание представляло для детей одинаковую сложность, в том числе и в написании букв.
Задание № 3. «Шифровка»
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).
В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона–Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур (например, в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой.
Перед началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.
Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике — вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.
Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой знак, заполняйте все фигуры по очереди.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры — показано на образце у них на бланке.
Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.
Список литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Н.Е. Вераксы , Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 4-е изд., переработанное – М.: Мозайка-Синтез, 2017.
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону.
«Феникс»,2008 г.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны
речи у старших дошкольников. Санкт-Петербург,«Детство- Пресс».2004 г.
- Бугрименко Е.А. «Учимся читать и писать» М.»Знание», 1994 г.
- Глинка Г. «Буду говорить, читать, писать правильно» Санкт-Петербург- Москва-Харьков, 1997 г.
- Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Методическое руководство к альбому упражнений №3 по обучению грамоте дошкольника. М. 2003
- Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2005 г.
- Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная группа. М.1978 г.
- Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М. Коноваленко С.В. «Гном-Пресс», 1999 г.
10.Кобзарева Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.
Кузьмина Т.И. ТЦ «Учитель», 2001 г.
11.Левик О.Н. Я учусь грамоте. Пропись раскраска. Краснодар. «Флер»,2007 г.
12.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной
речи .Качество образования. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006 г.
13.Эдигей В. Учись читать малыш. Киев, 1994 г.
14.Справочник по дошкольному образованию. М., 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...
Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Рекомендации для педагогов ДОУ...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста". Подготовка ребенка к школе является важной...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и дея...