Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
статья

Кошелева Светлана Парфентьевна

"Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".

 

           Подготовка ребенка к школе является  важной  задачей для детского образовательного учреждения, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

(Венгер.Л.А)

         Одной из самых главных задач поставленных перед дошкольным образовательным учреждением это подготовка детей старшего дошкольного возраста к  обучению в школе.

        Готовность к школе – важный итог воспитания, обучения и развития дошкольников в ДОУ и семье, а также результат специальной работы в старших группах образовательного учреждения направленный на готовность детей к освоению учебных предметов. Готовность  к школе это результат всей работы ДОУ  по всем направлениям развития детей, во всех возрастных группах. Достижение школьной готовности определяется не просто усвоением системы знаний, умений, навыков, а формированием у ребенка психологических свойств, которые необходимы для успешного начала учебной деятельности.

        В настоящее время значительное количество детей достигших семилетнего возраста и имеющиеся у них школьные умения и навыки испытывают большие трудности в учении и адаптации к школе. Основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.

       Подготовка ребенка к школе является  важной  задачей для детского образовательного учреждения, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

       Согласно новым стандартам  ФГОС ДО  одной из  приоритетных задач  является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

       Надо учитывать, что преемственность между звеньями образования, в частности между дошкольным учреждением и начальной школ является необходимым условием результативности формирования личности ребенка.

        Преемственность между школой  и детским садом  предполагает  направленность работы ДОУ на требования  предъявляемые в школе и  наоборот, учитель должен учитывать  общий  уровень  развития дошкольника, уровень личностной, волевой сферы ребенка, уровень сформированности нравственного поведения, а также развитие его  психических процессов.

        Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Меняется характер развития эмоциональной сферы. Выготский Л.С отмечал, что к 5 годам  ребенок становится способен к пониманию и объяснению собственных переживаний, а так же к пониманию эмоционального состояния другого человека. Ребенок намного адекватнее реагирует на  жизненные обстоятельства, становится способен  управлять  своим эмоциями. У старших дошкольников  появляется  такая потребность как  поступать в соответствии с правилами и этическими нормами. Изменяются отношения со сверстниками, дети начинают ценить общество друг друга, проявляют в отношениях доброжелательность, появляется понимание  справедливо решать конфликты. Возникает дружба. Активно проявляется интерес к коллективным играм ,но в то же время   появляется стремление быть первым в игре и других видах деятельности.Старший дошкольный возраст играет важную  роль в социальном развитии ребенка: закладываются первые представления о самом себе, формируется самосознание, закладывается  осознание  социальных и моральных норм, образуются устойчивые формы социального взаимодействия. Так же на этом  возрастном этапе закладываются задатки  будущей личности,  зарождаются новые социальные потребности в уважении,в признании взрослого, появляются  желания  выполнять  «взрослые» дела.  Ребенок становится  более самостоятельным. Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности осмысливать и анализировать  собственные поступки, мотивы, мысли, действия, соотносить их с ожиданиями авторитетных для нее других людей и моральными нормами. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество сверстников , поскольку каждое из обществ  по-своему обогащает его социальный опыт . Дети начинают проявлять интерес к будущей  школьной  жизни. Интерес  к школе у детей  развивается естественным путем в общении со взрослыми, в  совместных  делах со школьниками,  сюжетно-ролевые игры на школьную тему, посещение школы. У детей развивается общение как вид деятельности ,общение со сверстниками становится внеситуативно- деловым, складываются  избирательные предпочтения. Ведущей деятельностью у старших дошкольников по прежнему  является  игра . Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности ребёнка. Ребенок стоит на пороге еще одной ступени развития  и замер около двери, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа. Но  чтобы пойти в школу ребёнок должен многое  уметь и самое главное   быть готовым к тому, чтобы учиться. Ребенок как «плод» должен созреть функционально, чтобы выдержать режим, нагрузки  школы, ее мир правил, требований, инструкций , постулатов, ее образовательные  программы, межличностные отношения между ребенком и сверстниками, ребенком и  учителем .К семи  годам системы организма созрели  настолько, что  уже могут выдержать даже  нагрузки необходимые для обучения в школе. Но этот новый уровень развития ребенка имеет  только предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо развивать у детей .

       Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте  поэтому  в первую очередь используются  игры. Значение сюжетно-ролевых в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника. В играх происходит проигрывание дошкольником действий  и ситуаций, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Следовательно в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения ,как поступление  в школу.

  • Сюжетно-ролевые  игры «Школа», «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
  • Театрализованные  игры (проигрывание разнообразных  ситуаций)
  • Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
  • Игра по станциям «Путешествие в страну профессий»
  • Сказкатерапия . "Лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.
  •  Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
  • Беседа на тему « Что я знаю о школе?» «А в школе», «Школьные правила»
  • Ознакомление с поговорками, с пословицами в которых подчеркивается значение учения и труда, книги.
  • Продуктивная деятельность.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

          Семья – главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского.В частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

        Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие семьи  и дошкольного учреждения более эффективно, используя как  традиционные так и  нетрадиционные  формы и методы работы. Период подготовки ребенка к школе является для семьи  важным этапом  в жизни, поэтому задача дошкольного учреждения   использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для  получения максимально положительных результатов  в достижении целей.

Взаимодействие детского сада с семьей осуществляется по нескольким направлениям: просвещение, профилактика, консультирование,   диагностика.Формы взаимодействия с родителями:  индивидуальные, коллективные, наглядно- информационные.

        Индивидуальные: консультации, анкетирование
Консультации на тему  «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Подготовка руки  к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу». 

       Тематические родительские собрания используются для проведения просветительской  и профилактической работы с семьей. Участие в тематических  собраниях кроме педагогов  принимают участие такие  специалисты: логопед, медицинский работник, психолог. Такая форма работы с семьей способствует не только распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы .

  • Вечера вопросов и ответов
  • организация дней открытых дверей в детском саду 
  • Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе»
  • Деловые игры
  • Круглые столы
  • Участие родителей в конкурсах
  • Мастер-классы 

Наглядно – информационные формы работы: родительские уголки; информационные стенды; папки-передвижки;   видеопрезентации; памятки; организация тематических выставок .

           В настоящее время школа решает сложные задачи в воспитания и образовании подрастающего поколения. А  для  успешного обучения в школе крайне  важна уровень  подготовленности  ребёнка в дошкольные годы.Подготовка к школе результативно  проходит,  если  в дошкольном учреждении учитываются особенности личности ребенка, его физиологические возможности,  если родители и воспитатели  помнят, что ведущая деятельность дошкольного  периода – игра  и продуктивная  деятельность. Именно в этих видах деятельности впервые  развиваются социальные навыки взаимоотношений, возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов. Безусловно , это происходит не само собой, а при контроле деятельностью детей взрослыми, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, вырабатывают нужные навыки и  сообщают необходимые знания .Исследования, проведённые в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребёнка к школе должна строиться с учётом психофизиологических закономерностей развития детей 5-7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...

Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .

Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...

«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

   Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы...

«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и дея...