Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
статья
"Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
Подготовка ребенка к школе является важной задачей для детского образовательного учреждения, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
(Венгер.Л.А)
Одной из самых главных задач поставленных перед дошкольным образовательным учреждением это подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Готовность к школе – важный итог воспитания, обучения и развития дошкольников в ДОУ и семье, а также результат специальной работы в старших группах образовательного учреждения направленный на готовность детей к освоению учебных предметов. Готовность к школе это результат всей работы ДОУ по всем направлениям развития детей, во всех возрастных группах. Достижение школьной готовности определяется не просто усвоением системы знаний, умений, навыков, а формированием у ребенка психологических свойств, которые необходимы для успешного начала учебной деятельности.
В настоящее время значительное количество детей достигших семилетнего возраста и имеющиеся у них школьные умения и навыки испытывают большие трудности в учении и адаптации к школе. Основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Подготовка ребенка к школе является важной задачей для детского образовательного учреждения, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Согласно новым стандартам ФГОС ДО одной из приоритетных задач является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Надо учитывать, что преемственность между звеньями образования, в частности между дошкольным учреждением и начальной школ является необходимым условием результативности формирования личности ребенка.
Преемственность между школой и детским садом предполагает направленность работы ДОУ на требования предъявляемые в школе и наоборот, учитель должен учитывать общий уровень развития дошкольника, уровень личностной, волевой сферы ребенка, уровень сформированности нравственного поведения, а также развитие его психических процессов.
Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Меняется характер развития эмоциональной сферы. Выготский Л.С отмечал, что к 5 годам ребенок становится способен к пониманию и объяснению собственных переживаний, а так же к пониманию эмоционального состояния другого человека. Ребенок намного адекватнее реагирует на жизненные обстоятельства, становится способен управлять своим эмоциями. У старших дошкольников появляется такая потребность как поступать в соответствии с правилами и этическими нормами. Изменяются отношения со сверстниками, дети начинают ценить общество друг друга, проявляют в отношениях доброжелательность, появляется понимание справедливо решать конфликты. Возникает дружба. Активно проявляется интерес к коллективным играм ,но в то же время появляется стремление быть первым в игре и других видах деятельности.Старший дошкольный возраст играет важную роль в социальном развитии ребенка: закладываются первые представления о самом себе, формируется самосознание, закладывается осознание социальных и моральных норм, образуются устойчивые формы социального взаимодействия. Так же на этом возрастном этапе закладываются задатки будущей личности, зарождаются новые социальные потребности в уважении,в признании взрослого, появляются желания выполнять «взрослые» дела. Ребенок становится более самостоятельным. Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности осмысливать и анализировать собственные поступки, мотивы, мысли, действия, соотносить их с ожиданиями авторитетных для нее других людей и моральными нормами. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество сверстников , поскольку каждое из обществ по-своему обогащает его социальный опыт . Дети начинают проявлять интерес к будущей школьной жизни. Интерес к школе у детей развивается естественным путем в общении со взрослыми, в совместных делах со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему, посещение школы. У детей развивается общение как вид деятельности ,общение со сверстниками становится внеситуативно- деловым, складываются избирательные предпочтения. Ведущей деятельностью у старших дошкольников по прежнему является игра . Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности ребёнка. Ребенок стоит на пороге еще одной ступени развития и замер около двери, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа. Но чтобы пойти в школу ребёнок должен многое уметь и самое главное быть готовым к тому, чтобы учиться. Ребенок как «плод» должен созреть функционально, чтобы выдержать режим, нагрузки школы, ее мир правил, требований, инструкций , постулатов, ее образовательные программы, межличностные отношения между ребенком и сверстниками, ребенком и учителем .К семи годам системы организма созрели настолько, что уже могут выдержать даже нагрузки необходимые для обучения в школе. Но этот новый уровень развития ребенка имеет только предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо развивать у детей .
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте поэтому в первую очередь используются игры. Значение сюжетно-ролевых в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника. В играх происходит проигрывание дошкольником действий и ситуаций, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Следовательно в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения ,как поступление в школу.
- Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
- Театрализованные игры (проигрывание разнообразных ситуаций)
- Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
- Игра по станциям «Путешествие в страну профессий»
- Сказкатерапия . "Лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.
- Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
- Беседа на тему « Что я знаю о школе?» «А в школе», «Школьные правила»
- Ознакомление с поговорками, с пословицами в которых подчеркивается значение учения и труда, книги.
- Продуктивная деятельность.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Семья – главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского.В частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие семьи и дошкольного учреждения более эффективно, используя как традиционные так и нетрадиционные формы и методы работы. Период подготовки ребенка к школе является для семьи важным этапом в жизни, поэтому задача дошкольного учреждения использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для получения максимально положительных результатов в достижении целей.
Взаимодействие детского сада с семьей осуществляется по нескольким направлениям: просвещение, профилактика, консультирование, диагностика.Формы взаимодействия с родителями: индивидуальные, коллективные, наглядно- информационные.
Индивидуальные: консультации, анкетирование
Консультации на тему «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Подготовка руки к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
Тематические родительские собрания используются для проведения просветительской и профилактической работы с семьей. Участие в тематических собраниях кроме педагогов принимают участие такие специалисты: логопед, медицинский работник, психолог. Такая форма работы с семьей способствует не только распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы .
- Вечера вопросов и ответов
- организация дней открытых дверей в детском саду
- Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе»
- Деловые игры
- Круглые столы
- Участие родителей в конкурсах
- Мастер-классы
Наглядно – информационные формы работы: родительские уголки; информационные стенды; папки-передвижки; видеопрезентации; памятки; организация тематических выставок .
В настоящее время школа решает сложные задачи в воспитания и образовании подрастающего поколения. А для успешного обучения в школе крайне важна уровень подготовленности ребёнка в дошкольные годы.Подготовка к школе результативно проходит, если в дошкольном учреждении учитываются особенности личности ребенка, его физиологические возможности, если родители и воспитатели помнят, что ведущая деятельность дошкольного периода – игра и продуктивная деятельность. Именно в этих видах деятельности впервые развиваются социальные навыки взаимоотношений, возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов. Безусловно , это происходит не само собой, а при контроле деятельностью детей взрослыми, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, вырабатывают нужные навыки и сообщают необходимые знания .Исследования, проведённые в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребёнка к школе должна строиться с учётом психофизиологических закономерностей развития детей 5-7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...
Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и дея...