«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»
статья
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_13.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»
2023
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед детьми целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, поэтому очень важно сформировать у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности, такие качества личности, которые помогли бы им успешно адаптироваться в школе, способствовали познавательному и социально-личностному развитию.
Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность и целостность воспитательно – образовательного процесса.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать, это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.
В практике своей работы, большое внимание я отвожу именно игре, так как она ведущий вид деятельности дошкольника, который формирует все качества необходимые для успешной адаптации и обучения ребенка в школе. В игре развиваются все психические качества ребенка – волевые, нравственные, интеллектуальные. Именно в игре формируется у ребенка желание идти в школу. Из своего опыта работы с детьми, через игру совместно с воспитанниками мы учимся общаться: со сверстниками, с взрослыми, с другими детьми. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным, учимся подчинять свои желания правилам игры, формируем новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, потребность в самостоятельности), играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Через различные виды игр у ребенка развиваем мышление, память, воображение, трудолюбие, ответственность, что немало важно для обучения ребенка в школе. В игре дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, дети познают окружающий мир, развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Для подготовки своих воспитанников к школе мы организовываем следующие типы игр: подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические, игры – драматизации, настольные игры, игры с правилами.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослым и сверстниками, это школа сотрудничества, в которой он учится и радуется успеху сверстника, учиться стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таких условиях, игры будут полезны для развития ребенка и успешно подготовят к школе.
При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. Она является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Такие игры как «Ассоциации», «Времена года», «Умные клеточки», «Закономерности» развивают память, мышление, логику, творческое воображение. Такие игры, например, как «Волшебная геометрия», «Буквы», «Звонкий и глухой», «Мои первые часы» и др., формируют элементарные математические представления, знакомят со звуковым анализом слова, подготавливающие руку к овладению письмом, расширяют представления детей об окружающем мире.
На протяжении всего дня дети, играя - обучаются. Например, благодаря подвижным играм развиваются не только физические качества: сила, выносливость, быстрота, поддерживается здоровье детей, но имеются неограниченные возможности для комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.
Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребёнка, его отношение к родителям и близким? Именно, через сюжетно-ролевую игру ребёнок входит в мир взрослых, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании ролей творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Такие сюжетно – ролевые игры как «В гостях» закрепляем культурные навыки, знакомим детей с трудовыми умениями и навыками (уборка комнаты, сервировка стола), «Школа» в ходе игры, знакомимся со школьными принадлежностями, правилами, режимом школьной жизни. В сюжетно – ролевой игре «Библиотека», знакомим с профессией библиотекарь, с правилами пользования книгой, воспитываем интерес, любовь и бережное отношение к книгам. В игре «Супермаркет»», знакомим детей с трудом и профессией менеджера, мерчендайзера, кассира, продавца, имиджмейкера и др., проигрывать различные сюжеты, развиваем фантазию и воображение. Например, сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», в ходе которой знакомим детей с профессией врача (в том числе, разных врачей-специалистов), учим уважать труд медицинских работников, воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми, формируем умение объединяться в игре, распределять роли; сюжетно – ролевая игра «В кинотеатре» закрепляем с детьми правила поведения в общественном месте – кинотеатре, знакомим с профессией: киномеханик, кинооператор, контролёр, кассир, буфетчица.
Сюжетно-ролевая игра очень важна для социализации детей, формирования гражданской позиции, моральных и нравственных качеств, развития культурных и этических качеств.
Работая с детьми, мы очень часто придумываем и инсценируем сказки, обыгрываем сюжет, что немало важно для подготовки ребенка к школе. Участие в инсценировках, дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Драматизация может проявляться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценировка готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, то есть театральная постановка сказки. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают ее сюжет, принимают на себя роли сказочных персонажей, действуют в их образе. Таким образом, игра – драматизация является эффективным средством обучения: развивается речь ребёнка, формируется любовь к чтению, развивается творческое воображение, формируется самооценка, ребёнок приобретает великолепный опыт самовыражения и многое другое, что может дать игра. Благодаря играм дети учатся работать в парах, мини группах, прислушиваться друг к другу.
Для того чтобы был результат хорошей подготовки старших дошкольников к школе, совместно с моими воспитанниками мы проживаем целый день в игре. Организация игры, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкого определения задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими формами обучения. Обязательно каждая игра планируется заранее. Чтобы правильно организовать игру необходимо изучить игровые интересы, индивидуальные особенности и уровень развития своих детей.
Таким образом, игра это важнейшая форма организации детской жизни. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, и это доставляет ему огромную радость. Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который, дети наблюдают у взрослых. Именно игра формирует те умения и навыки, которыми ребенок пользуется в течение всей его жизни. Мне кажется, что именно игра успешно подготовит ребенка к школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
На протяжении многих десятилеий педагоги и психологи решают задачу ээффективного соровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме подготовки...
Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...
Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста". Подготовка ребенка к школе является важной...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы...