«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
статья (подготовительная группа)
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детский Сад» Солнышко» .
Павлоградского муниципального района
Омской области.
Доклад из опыта работы: «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Подготовила:
воспитатель
Кириченко Марина Викторовна.
Р.П Павлоградка 2021 год.
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
«Дети будут слушать нас тогда,
когда увидят, что мы их слушаем»
(Джейн Нелсен)
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Проблема готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.
Многие ученые-практики, такие как Л.И. Божович, Н.К. Абраменко, К.А. Климова и др., указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации. Каждая группа при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою "Образовательную программу" и материально-техническую базу.
Основной целью специальной дошкольной организации является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Организация деятельности определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы.
Дидактические и сюжетно-ролевые игра как способ подготовить ребенка с ЗПР к школе.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) воспитателем, быть одним из занимательных элементов на прогуле, может представлять собой и основной вид деятельности.
Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи - развитие пассивного словаря.
2) Назови - развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
- Какое время года недавно закончилось?
- Какое время года сейчас?
- После, какого времени года приходит весна?
- С какого времени начинается год?
Расставь картинки и назови по порядку все времена года.
Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
Игра: « Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т.д.)
- Выбери предметы, которые должны находиться вверху.
2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: « Угадай, что у меня»
Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.
вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
1. Загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит.д.
2. Дети сами составляют згадки-описания.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
«Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Цель: расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе
Задачи:
- Уточнить знания детей о профессии учителя, директора, библиотекаря, медсестры, буфетчицы.
- Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события, учить подчинять всех играющих общей игровой цели. Осуществлять скрытое управление игрой, приняв на себя роль директора.
- Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
- Продолжать обучение умению ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
- Формировать мотивационную готовность к школе.
Предварительная работа:
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
- За несколько дней до игры воспитатель (педагог) организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.
- Беседа о школьных принадлежностях.
- Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
- Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.
- Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.
- Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».
- Показ мультфильма о школьной жизни.
- Беседа по картине «На уроке».
- Рисование «Наша школа»
- Ручной труд: подготовка атрибутов для СРИ
Оборудование: колокольчик для подачи звонка, оправа для очков, атрибуты для игры в школу, в больницу, буфет, магазин, семью, мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс», конфеты «Школьные» (сюрпризный момент)
Данная работа направлена:
1. развить логику и мышление;
2. развить мелкую моторику;
3. научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
4. осознать и придерживаться правил;
5.тренировать память и внимание.
С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.
Выводы.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушений должны осуществляется как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна, т.к. без осуществлении коррекции познавательных процессов у ребенка с задержкой психического развития невозможно полноценное усвоение программы детского сада, а затем и школы.
Индивидуальный подход реализуется в процессе игры, а также индивидуальных занятий воспитателя, целью которых является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.
Благодаря систематической коррекционной работе мы достигнем положительных результатов. И дети вы пустятся с хорошей подготовкой к школьному обучению.
Список литературы.
1.Баряева Л.Б. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде»- С-П- «Каро» 2006;
2.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О .«Программа воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью» -С-П.- «Каро» 2007;
3.Басилова Г.А. Александрова Н.А. «Как помочь малышу со сложным нарушением развития» -М- «Просвещение» 2008;
4. Источник: https://saytpozitiva.ru/tsitaty-pro-detey.html
5.https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17028
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....
Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...
"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....