Проектная деятельность в работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по логопедии на тему

Голубева Елена Геннадьевна

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление творческих и познавательных способностей детей.  Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Актуальность

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление творческих и познавательных способностей детей.  ФГОС ДО предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания ребёнка с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном образовательном пространстве актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми инновационных форм и методов обучения. Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей данной категории в дошкольном учреждении.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Что же такое «проект»? На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 — 1952). «Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской и других. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

Особую ценность данный метод представляет для учителей-логопедов, работающих в условиях логопункта. Технология проектной деятельности является одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.   

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка.

Во всех проектах, реализуемых с детьми с ОВЗ, решаются основные логопедические задачи (образовательные, развивающие, коррекционные).

Выводы

Таким образом, проектный метод является актуальным и эффективным средством обеспечения сотрудничества с педагогами и родителями, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников. Использование проектного метода в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, в значительной степени способствует, помогая ему социализироваться в обществе сверстников. В процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности. Таким образом, проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС ДО и полностью соответствует заложенному в нем деятельностному подходу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...

Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технологи...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...

Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос...