Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"
консультация на тему
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"
Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования Кандратьевой Н.Н., Николаевой С.Н. и др. приобретают качество системности и последовательности.
Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направлять на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектирования исследовался Бедерхановой В.П., Зуйковым М.Б., Евдокимовой Е.С. и др.
Содержание проектной деятельности включает в себя компоненты экологического образования:
1. Познавательный компонент. В понятие природы входят объекты живой и не живой природы, живые организмы – единое целое.
2. Ценностный компонент. Природа – источник условий жизни для человека, дающий питание, дыхание, труд: отдых, красоту и творческую деятельность. Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды.
3. Нормативный компонент. Отношение детей к окружающей природной среде. Нормы и правила поведения в окружающей среде. Позитивные и негативные поступки детей и взрослых в природе, отношение к этим поступкам.
4. Деятельностный компонент. Природа – объект трудовой деятельности: Сочетание труда с играми. Пропаганда идей охраны окружающей природной среды.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвитие детей. Участники проекта становится и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами.
При разработке и реализации проектов учитывается ряд требований:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта:
- Детская самостоятельность (при поддержке взрослого).
- Сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
- Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Данная проблема, являясь комплексной, в практике дошкольного учреждения была реализована через: мини-лаборатория, библиотека для детей, акции, конкурсы, мероприятия к знаменательным датам экологического календаря, занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, игры, тренинги, гимнастики, драматизации, этюды и др.
Разработаны примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды: «Усатый, хвостатый, полосатый», «Лекарственные растения», «Пернатые друзья», «Лес - наше богатство», «Мир насекомых», «Окружающий мир». Они в свою очередь являются фундаментом создания проекта «Красная книга Кировской области» для детей подготовительной к школе группы.
Проект является познавательно – игровым, долгосрочным. Цель-результат для всех участников проекта
Дети учатся с уважением и любовью относиться к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, инсценировках).
Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, способами ее приобретения. Поддерживают у детей интерес к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам, помогают осуществлять поиск необходимой информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах. Развивают внимание детей к миру живых организмов. Показывают, как связаны живые организмы Родного края с живыми организмами Российской Федерации. Уважают и поддерживают авторитет педагога в семье, осознают ценность его помощи. Оказывают помощь детскому саду в организации встреч-вечеров, экскурсии в библиотеку, акции, конкурсы.
Итак, такое отношение вполне может быть сформировано, если систематически на протяжении нескольких лет знакомить детей с разнообразием природы, вовлекать в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдать за различными проявлениями в благоприятных условиях. Экологически ориентированное проектирование позволяет дошкольникам овладеть умениями экологически целесообразно вести себя в природе, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит в каких-либо условиях, эмоционально откликаться, радоваться проявлениям природы. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.- Волгоград. 2007.- с. 98
3. Оберемок С.М. Методов проектов в дошкольном образовании. Новосибирск 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе, природоохранного сознания необходимо вос...
"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...
Внедрение проектной деятельности в работу с детьми старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность по здоровью сберению....
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов из опыта работы....
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
Консультация для педагогов "Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста...