"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
план-конспект урока (младшая группа) на тему
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_rabote_s_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 156.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
г.ОЛЁКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЁКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
678100 г.Олёкминск, ул. Мелиораторов, д.18, тел . 8 411-(38)- 4-08-60,
E-mail: nadezhda-teremok@rambler.ru
Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста |
Мельничук Оксана Вадимовна -воспитатель |
г. Олёкминск - 2015 |
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….3
- Актуальность……………………………………………………………….3
- Проблема……………………………………………………………………4
- Цели и задачи……………………………………………………………….5
- Примерная последовательность проектов для детей 3-4 лет……………6
- Заключение…………………………………………………………………8
Приложение
- Сценарий итогового мероприятия - развлечения
«Разноцветные краски»…………………………………………………….9
- Сценарий итогового мероприятия
развлечения « В гости к Айболиту»…………………………………….11
- Список использованной литературы……………………………………15
Введение
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Актуальность
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.
Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Проектная деятельность способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
- развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Проблема:
На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, недооценивая её возможности.
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием на практике методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста.
Проблема: как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими.
Цель:
- Внедрить в практику один из эффективных методов обучения детей – проектную деятельность;
- привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Задачи:
Для детей:
- Создать условия для формирования у детей познавательного интереса..
- Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Для педагогов:
- Способствовать использованию метода проекта в работе с родителями.
Для родителей:
- Привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
- Выставка творческих работ родителей.
Примерная последовательность проектов для детей 3-4 лет.
Срок реализации | Вид и тема проекта | Задачи | Реализация проекта | ||
1 этап - подготовительный | 2 этап - внедренческий | 3 этап -итоговый | |||
Осень | Краткосрочный «Цветная неделя» | Поиск и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду |
| Проведение игр-занятий «Желтый день» «Зеленый день» «Синий день» «Красный день» | Развлечение «Разноцветные игры» |
Зима |
Информационно-игровой «Дорога к доброму здоровью» | 1. Формировать начальные представления о ценности ЗОЖ: 2. Развивать культурно-гигиенические и навыки самообслуживания у детей. 3.Развивать коммуникативные умения и задатки исследовательской деятельности. | Совместная творческая работа детей и родителей. Выставка в уголке ЗОЖ | Проведение игр-занятий «Почему надо чистить зубы?» «Витамины - наши помощники». «Микробы- враги». | Совместное с родителями развлечение-викторина: "В гостях у Айболита", Создание альбомов: с рисунками, фотографиями |
Весна |
Информационно-игровой «Ребенок на улице». | 1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе. 3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники. | Совместная творческая работа детей и родителей. Разработка конспектов ООД, сценариев КВН, заседаний детско-родительского клуба | Проведение игр-занятий «Дорога в детский сад». «Незнакомые люди и предметы, детская площадка». «Бездомные животные». | КВН. С участием родителей. «Колесо безопасности» |
Лето |
Творческий «Ребенок дома» | 1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении. 2. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. 3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники. | Совместная творческая работа детей и родителей. Разработка конспектов ООД, сценариев КВН, Предварительное разучивание ролей дома. | Проведение игр-занятий «Если в дверь позвонили» «Опасности в доме». «Наши помощники(электроприборы)». «Огонь-друг, или враг?» | Подведение итогов: инсценировка сказки (отрывок) «В гостях у Буратино» |
Заключение
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между воспитателем, ребенком и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Дети выпускаясь с дошкольной организации в школу будут уметь размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем если ввести в практику метод проектной деятельности с младшей группы.
Приложение 1
Разноцветные краски
(Развлечение во второй младшей группе)
Под музыку дети входят в зал.
Ведущий:
Смотрите, повсюду чудесные краски
Давайте рассмотрим их поскорей
Сколько в мире разных красок,
Синий, желтый, зеленый, красный,
Знаем все цвета с тобой.
А сейчас мои ребятки,
Отгадайте-ка загадку:
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну подскажите как звали ее?
Дети: Красная Шапочка!
Красная Шапочка: Я скажу про красный цвет,
Лучше цвета в мире нет.
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры красные ребятки.
Красные листочки за окном горят
И нам ребята, с вами станцевать велят!
Танец Красной Шапочки и детей (в красных костюмах)
Ведущий: Пожелтело все вокруг:
Лес, поляны, поле, луг.
Листья желтые летят,
Осыпается наш сад.
Выходите цыплята на полянку.
Дети исполняют песню «Вышла курочка гулять».
Игра «Солнышко и дождик».
Солнце желтое сияет и зовет цыплят гулять, с желтым лучиком играть!
Желтые цыплята с солнышком играли, среди желтых одуванчиков зернышки искали.
Раз зерно, два зерно – очень вкусное оно.
Солнце спряталось за тучу, гром гремит и дождь идет.
Эй, цыплята, не зевай! Где наш желтый домик? Прячься, убегай!
Ведущий: Вот зеленая полянка,
Выходите поплясать,
На ней скачет кузнечик,
Зеленый весь, как огуречик!
Танец «В траве сидел кузнечик»
Ведущий: Мы синие платочки в ручки возьмем.
Весело попляшем, платочками помашем!!!
Пляска с платочками
Ведущий: Вот как весело плясали,
И ни сколько не устали.
Быстро сели в паровоз и поехали вперед!!!
Приложение 2
В гости к Айболиту.
Развлечение во второй младшей группе.
Участвуют: Доктор Айболит,
Лиса,
Заяц.
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о том, что здоровье зависит от нас самих, что каждый должен заботиться о своём здоровье самостоятельно.
- Вспомнить и закрепить знания об элементарных правилах гигиены каждого человека.
- Дать понятие о том, что ежедневная гигиена тела залог крепкого здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!
Ведущий: Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Входит Айболит.
Айболит: Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?
Ведущий: Здравствуй, доктор Айболит! Спасибо тебе за заботу, но у нас нет больных.
Айболит: Не может быть, я должен проверить (достаёт трубку, слушает детей, осматривает)
У кого живот болит? И есть ли у вас девочки чумазые? Кто из вас мыла боится? Так – так, всё в порядке. А зарядку по утрам делаете? Ну – ка, на зарядку становись!
Ведущий: стоп – стоп – стоп! Какая утренняя гимнастика? Ведь сейчас не утро, а скоро вечер!..Уважаемый доктор Айболит, у нас есть лягушата, которые делают свою гимнастику и утром, и вечером. Вот на них мы можем посмотреть. Милости просим, лягушата!
«Танец лягушат».
Айболит: Молодцы! Теперь я знаю, что зарядку вы делаете. Все здоровы, и я могу возвращаться в больницу к своим зайчатам, лисятам. А вы знаете, что я лечу и домашних, и диких животных? Вот они здесь собрались и ждут своей очереди. И домашние, и дикие… Ай – ай – ай! Перепутались… помогите мне, ребята. С кем вы из домашних животных знакомы?
Аттракцион «Назови домашних животных»
Айболит: Молодцы! И за всеми из них ухаживает человек? А диких зверей знаете? А правда, что дикие животные живут в лесах, пустынях, джунглях? И за ними никто не ухаживает?
Аттракцион «Назови диких животных».
Входит Лиса, делает вид, что плачет. Она трёт глаза.
Ведущий: Здравствуй, Лисичка, почему ты плачешь и трёшь глаза своими лапами? Ой, а лапы у тебя такие грязные!
Лиса. Где грязные – то? Где?
Ведущий: Разве ты не знаешь, что от грязных лап твои глаза могут заболеть? Вымой свои лапы и послушай, что расскажут тебе ребята, как надо бережно относиться к своему зрению.
Звучат ответы детей.
Лиса. Подождите – подождите! Не так быстро! Я же всё не запомню! Ведь я многого не знала. Вот если бы ещё раз мне всё по – подробнее разъяснили, тогда бы я запомнила, может быть.
Ведущий: Хорошо, Лисичка, слушай и запоминай!
Показ слайдов и разъяснения правил ухода за глазами.
- Если глаза устали, сделайте гимнастику для глаз.
- Ежедневно умывайте глаза по утрам.
- Нельзя читать лёжа на диване, кровати, кресле.
- Смотреть телевизор можно не более одного часа в день.
- Нельзя смотреть телевизор слишком близко.
- Не тереть глаза грязными руками.
- Употребляйте в пищу морковь, лук, щавель, помидоры.
- Если заболели глаза, нужно немедленно идти к врачу. Самолечением не заниматься.
- Нельзя проводить много времени у компьютера.
- Нельзя играть с опасными предметами – ножницами, иголками, острыми предметами.
Лиса: Если честно, то все эти правила я знаю, только выполнять мне их лень. Но я поняла, и буду их обязательно выполнять, ведь я хочу, чтобы у меня всегда глаза были здоровы. Давайте сейчас вместе сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Нужно вытянуть перед собой указательный палец и фиксировать взгляд на нём. Проследить взглядом движение пальца вверх – вниз, затем вправо – влево. Нарисовать пальцем разные формы в воздухе и проследить движении взглядом. В конце гимнастики постоять с закрытыми глазами.
Лиса. Ну, спасибо, доктор Айболит. Недаром про вас говорят, что вы любого вылечите. И это правда. Я всем в лесу теперь расскажу. Ну, я побежала, у меня дела! До свидания, ребята!
Входит Заяц. Голова у него в бинтах.
Заяц. Здесь принимает Доктор Айболит?
Дети. Здесь – здесь. Проходи, Заяц.
Заяц. Я спрашиваю, где мне найти Доктора?
Ведущий: Да вот же он, доктор Айболит!
Заяц: Ой, ничего не слышу! Уши болят!
Айболит: Давай, я посмотрю (развязывает бинт, находит в ухе веточку). А сейчас слышишь?
Заяц: Слышу – слышу! Ура! Спасибо, доктор Айболит, вы меня вылечили!
Айболит: Послушай, Заяц, нельзя так небрежно относиться к своим ушам. Так же можно совсем оглохнуть! Даже маленькие дети знают, как нужно следить за своими ушами, беречь их. Дети, скажите, какие правила нужно выполнять, чтобы уши не болели.
Дети:…..
Заяц: Не все, не все сразу. Я так не запомню. Говорите помедленнее, я записываю.
Ведуший: Да ты садись по – удобнее и сам смотри и запоминай.
Чтобы уши не болели, необходимо выполнять следующие правила.
- Берегите уши от попадания в них воды.
- При боли в ушах немедленно обращайтесь к врачу.
- Самолечением не занимайтесь.
- Нельзя ковырять в ушах.
- Берегите уши от сильного шума.
- В ветреную, холодную погоду особенно берегите уши.
- Берегите уши от попадания в них мелких предметов.
Заяц: Спасибо вам за советы. Они простые и я их буду обязательно выполнять. Я очень хочу, чтобы у меня был хороший слух!
Айболит: Ну и хорошо, что всем хорошо!
Заяц: Раз, 2, 3,4, 5 Предлагаю поиграть!
А игра называется «Собери ромашку».
Я сам буду выбирать того, кто будет играть.
Ура! Выиграли! Можно и морковкой похрустеть! Мои зубы крепкие и здоровые!
Айболит: А вы знаете, как правильно нужно ухаживать за зубами?
Заяц: Нет, не знаю! А вы, дети, знаете?
Ведущий: Запомните правила ухода за зубами, и ваши зубы будут крепкими и здоровыми.
- Чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром, после завтрака и на ночь.
- Берегите зубы от острых и твёрдых предметов.
- Нельзя есть слишком горячую и слишком холодную пищу.
- Необходимо своевременно обращаться к врачу за лечением зубов.
- Меньше ешьте сладкого.
Заяц: А я всё записал! Теперь всё буду делать, как доктор Айболит велел. И мои зубы будут здоровые и крепкие!
Игра «Если весело живётся».
Айболит: Ну, я вижу, здесь мне больше делать нечего! Все рекомендации выполняйте, а если что заболит, непременно ко мне! Приём вне очереди! Берегите свои глаза, уши, зубы!
Список используемой литературы:
1. Журнал «Детский сад будущего» № 05 (30) июль 2015
2. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. к использованию в работе с детьми.
3. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
5. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
6. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
7. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
8. www.dochkolenok.ru – Сайт для воспитателей ДОУ и родителей.
9. www.prodlenka.org. – Дистанционный образовательный портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...
Консультация на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность, виды театра....
Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).
Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...
"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста с учётом ФГОС"
В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получаетвозможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Так что же собой представляет ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Итак,проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием...