"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
план-конспект урока (младшая группа) на тему

Мельничук Оксана Вадимовна

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

  В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
г.ОЛЁКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЁКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

678100 г.Олёкминск, ул. Мелиораторов, д.18, тел . 8 411-(38)- 4-08-60,

E-mail: nadezhda-teremok@rambler.ru

 Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Мельничук Оксана Вадимовна -воспитатель

г. Олёкминск - 2015


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3  
  2. Актуальность……………………………………………………………….3
  3. Проблема……………………………………………………………………4
  4. Цели и задачи……………………………………………………………….5
  5. Примерная последовательность проектов для детей 3-4 лет……………6
  6. Заключение…………………………………………………………………8

Приложение

  1.  Сценарий итогового мероприятия - развлечения

          «Разноцветные краски»…………………………………………………….9

  1. Сценарий итогового мероприятия

           развлечения « В гости к Айболиту»…………………………………….11

  1.  Список использованной литературы……………………………………15

Введение

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка.         С рождения ребёнок является первооткрывателем и  исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

Актуальность

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.

Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

Проектная деятельность способствует: 

-  активизации познавательной деятельности детей;

-  формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

-  развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

Проблема:

На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, недооценивая её возможности.  
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием на практике методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста.


Проблема: как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность  для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими.

Цель:

  • Внедрить в практику один из эффективных методов обучения  детей – проектную деятельность;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни группы.

 Задачи:

Для детей:

  • Создать условия для формирования у детей познавательного интереса..
  • Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

Для педагогов:

  • Способствовать использованию метода проекта в работе с родителями.

Для родителей:

  • Привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
  • Выставка творческих работ родителей.

Примерная последовательность проектов для детей 3-4 лет.

Срок реализации

Вид и тема проекта

Задачи

Реализация проекта

1 этап - подготовительный

2 этап - внедренческий

3 этап -итоговый

Осень

 Краткосрочный

«Цветная неделя» 

Поиск  и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду

  • Работа с родителями
  • Разработка конспектов ООД;
  • Подготовка оборудования.

Проведение игр-занятий

«Желтый день»

«Зеленый день»

«Синий день»

«Красный день»

 Развлечение

«Разноцветные игры»

Зима

  

Информационно-игровой

«Дорога к доброму здоровью»

1. Формировать начальные представления о ценности ЗОЖ:

2. Развивать культурно-гигиенические и навыки самообслуживания у детей.

3.Развивать коммуникативные умения и задатки исследовательской деятельности.

 Совместная творческая работа детей и родителей.

Выставка в уголке  ЗОЖ

Проведение игр-занятий «Почему надо чистить зубы?»

«Витамины - наши помощники».

«Микробы- враги».

 Совместное с родителями развлечение-викторина: "В гостях у Айболита",

Создание альбомов:

с рисунками, фотографиями

Весна

  

Информационно-игровой

«Ребенок на улице».

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

 

2. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.

 Совместная творческая работа детей и родителей.

Разработка конспектов ООД, сценариев КВН, заседаний детско-родительского клуба

Проведение игр-занятий

«Дорога в детский сад».

«Незнакомые люди и предметы, детская площадка».

«Бездомные животные».

 КВН. С участием родителей. «Колесо безопасности»

Лето

  

Творческий

«Ребенок дома»

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.

 Совместная творческая работа детей и родителей.

Разработка конспектов ООД, сценариев КВН, Предварительное разучивание ролей дома.

Проведение игр-занятий

«Если в дверь позвонили»

«Опасности в доме».

«Наши помощники(электроприборы)».

«Огонь-друг, или враг?»

 Подведение итогов: инсценировка сказки (отрывок) «В гостях у Буратино»

Заключение

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между воспитателем, ребенком и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

Дети выпускаясь с дошкольной организации в школу будут уметь  размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем если  ввести  в практику метод проектной  деятельности с младшей группы.

Приложение 1

Разноцветные краски

(Развлечение во второй младшей группе)

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий:

Смотрите, повсюду чудесные краски

Давайте рассмотрим их поскорей

Сколько в мире разных красок,

Синий, желтый, зеленый, красный,

Знаем все цвета с тобой.

А сейчас мои ребятки,

Отгадайте-ка загадку:

Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите как звали ее?

Дети: Красная Шапочка!

Красная Шапочка: Я скажу про красный цвет,

                                 Лучше цвета в мире нет.

                                 Красная редиска выросла на грядке,

                                  Рядом помидоры красные ребятки.

                                  Красные листочки за окном горят

                                  И нам ребята, с вами станцевать велят!

Танец Красной Шапочки и детей (в красных костюмах)      

Ведущий: Пожелтело все вокруг:

                  Лес, поляны, поле, луг.

                  Листья желтые летят,

                  Осыпается наш сад.

Выходите цыплята на полянку.

Дети исполняют песню «Вышла курочка гулять».

Игра «Солнышко и дождик».

Солнце желтое сияет и зовет цыплят гулять, с желтым лучиком играть!

Желтые цыплята с солнышком играли, среди желтых одуванчиков зернышки искали.

Раз зерно, два зерно – очень вкусное оно.

Солнце спряталось за тучу, гром гремит и дождь идет.

Эй, цыплята, не зевай! Где наш желтый домик? Прячься, убегай!

Ведущий: Вот зеленая полянка,

                  Выходите поплясать,

                  На ней скачет кузнечик,

                   Зеленый весь, как огуречик!

Танец «В траве сидел кузнечик»

Ведущий: Мы синие платочки в ручки возьмем.

                   Весело попляшем, платочками помашем!!!

Пляска с платочками

Ведущий: Вот как весело плясали,

                  И ни сколько не устали.

                  Быстро сели в паровоз и поехали вперед!!!

Приложение 2

В гости к Айболиту.

                    Развлечение во второй младшей группе.

Участвуют: Доктор  Айболит,

                     Лиса,

                     Заяц.

Программное содержание:  

  1. Закрепить  знания детей  о  том,  что  здоровье зависит  от  нас  самих,  что  каждый  должен заботиться о  своём здоровье  самостоятельно.
  2. Вспомнить  и закрепить знания  об  элементарных правилах  гигиены  каждого  человека.
  3. Дать  понятие о  том,  что   ежедневная   гигиена  тела   залог  крепкого  здоровья «В  здоровом  теле  -  здоровый  дух!

Ведущий:  Добрый доктор  Айболит!

                  Он под деревом  сидит.

                  Приходи к нему лечиться

                  И корова, и волчица,

                  И жучок, и червячок,

                  И медведица!

                  Всех излечит, исцелит

                  Добрый доктор  Айболит!

Входит  Айболит.

Айболит: Здравствуйте, дети!  Кто у вас болен?

Ведущий: Здравствуй, доктор Айболит! Спасибо тебе за заботу, но у нас нет больных.

Айболит: Не  может быть,  я должен проверить (достаёт трубку,  слушает детей,  осматривает)

                 У  кого живот болит?  И есть ли у вас девочки чумазые? Кто из вас мыла  боится? Так – так, всё в порядке.  А зарядку по утрам делаете?  Ну – ка,  на зарядку становись!

Ведущий: стоп – стоп – стоп! Какая  утренняя  гимнастика?  Ведь сейчас  не  утро,  а скоро вечер!..Уважаемый  доктор Айболит,  у нас есть  лягушата,  которые делают  свою  гимнастику  и утром,  и  вечером.  Вот  на  них мы  можем  посмотреть.  Милости просим,  лягушата!

                   «Танец  лягушат».

Айболит: Молодцы!  Теперь я знаю,  что зарядку вы делаете.  Все здоровы, и я могу возвращаться в больницу к своим зайчатам,  лисятам.  А вы знаете, что я лечу и домашних, и  диких  животных?  Вот они здесь  собрались и ждут  своей очереди.  И  домашние, и дикие… Ай – ай – ай!  Перепутались… помогите мне, ребята. С кем вы из домашних животных знакомы?

               Аттракцион «Назови домашних животных»

Айболит: Молодцы! И за всеми из них ухаживает  человек? А  диких зверей  знаете? А  правда,  что дикие животные живут в лесах, пустынях, джунглях? И за ними  никто не ухаживает?

               Аттракцион «Назови  диких животных».

Входит  Лиса,  делает вид,  что  плачет.  Она  трёт глаза.

Ведущий: Здравствуй,  Лисичка,  почему  ты  плачешь и трёшь глаза своими лапами? Ой, а лапы  у тебя  такие  грязные!

Лиса.   Где  грязные – то?  Где?  

Ведущий: Разве   ты  не  знаешь, что от грязных лап твои  глаза могут заболеть?  Вымой свои лапы и  послушай,  что расскажут  тебе  ребята, как надо бережно относиться к своему зрению.

  Звучат  ответы детей.

Лиса. Подождите – подождите!  Не  так быстро! Я же  всё не запомню! Ведь  я  многого  не знала. Вот  если бы ещё раз мне  всё   по – подробнее разъяснили,  тогда бы я  запомнила,  может быть.

Ведущий: Хорошо,  Лисичка,  слушай и запоминай!

             Показ слайдов и разъяснения  правил ухода за глазами.

  • Если  глаза устали, сделайте  гимнастику для глаз.
  • Ежедневно умывайте глаза по утрам.
  • Нельзя читать лёжа  на диване,  кровати, кресле.
  • Смотреть телевизор можно не более одного часа в день.
  • Нельзя смотреть телевизор слишком  близко.
  • Не тереть глаза грязными руками.
  • Употребляйте в пищу морковь, лук, щавель, помидоры.
  • Если заболели глаза, нужно немедленно идти к врачу.  Самолечением не заниматься.
  • Нельзя проводить  много времени у компьютера.
  • Нельзя играть с опасными предметами – ножницами, иголками,  острыми  предметами.

Лиса:   Если честно,  то все  эти  правила я знаю, только выполнять мне их лень. Но я поняла,  и  буду  их обязательно  выполнять,  ведь я хочу, чтобы у  меня  всегда глаза были здоровы. Давайте сейчас вместе сделаем  гимнастику для глаз.

      Гимнастика для глаз.

 Нужно вытянуть  перед  собой  указательный  палец и фиксировать взгляд на нём. Проследить взглядом движение пальца вверх – вниз, затем вправо – влево. Нарисовать пальцем разные  формы в воздухе и проследить движении взглядом. В конце гимнастики постоять с закрытыми глазами.

Лиса.  Ну,  спасибо,  доктор  Айболит.  Недаром про вас  говорят, что вы   любого  вылечите. И это правда. Я  всем в лесу теперь расскажу.  Ну,  я  побежала, у  меня дела!  До свидания, ребята!

        Входит  Заяц.  Голова  у него в бинтах.

Заяц. Здесь  принимает Доктор Айболит?

Дети.  Здесь – здесь.  Проходи,  Заяц.

Заяц.  Я спрашиваю,   где мне найти   Доктора?

Ведущий: Да вот же он, доктор Айболит!

Заяц:        Ой, ничего  не слышу! Уши болят!

Айболит: Давай, я посмотрю (развязывает бинт, находит в ухе веточку). А сейчас слышишь?

Заяц: Слышу – слышу! Ура!  Спасибо, доктор Айболит, вы меня  вылечили!

Айболит: Послушай,  Заяц, нельзя так небрежно относиться к своим ушам.  Так же можно совсем оглохнуть! Даже маленькие дети знают, как нужно следить  за своими ушами, беречь их. Дети,  скажите, какие правила нужно  выполнять,  чтобы уши не болели.

Дети:…..

Заяц: Не все, не  все  сразу. Я так не запомню.  Говорите  помедленнее, я записываю.

Ведуший: Да ты садись  по – удобнее и сам смотри и запоминай.

          Чтобы уши не болели, необходимо  выполнять следующие правила.

  • Берегите   уши от попадания в них воды.
  • При боли в ушах немедленно обращайтесь к врачу.
  • Самолечением не занимайтесь.
  • Нельзя  ковырять в ушах.
  • Берегите уши от сильного шума.
  • В ветреную, холодную погоду особенно берегите уши.
  • Берегите уши от попадания в них мелких предметов.

Заяц:  Спасибо вам за  советы. Они простые и я их буду обязательно выполнять.  Я очень хочу, чтобы у меня был хороший слух!

Айболит:  Ну и хорошо, что всем хорошо!

Заяц:     Раз, 2, 3,4, 5 Предлагаю поиграть!

              А игра называется «Собери  ромашку».

              Я сам буду выбирать того,  кто будет играть.

              Ура! Выиграли! Можно  и  морковкой  похрустеть!  Мои  зубы  крепкие  и  здоровые!

Айболит: А  вы знаете, как правильно нужно ухаживать за зубами?

Заяц:     Нет, не знаю!  А  вы, дети, знаете?

Ведущий:  Запомните правила ухода за зубами, и ваши зубы будут крепкими и здоровыми.

  • Чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром, после завтрака и на ночь.
  • Берегите зубы от острых и твёрдых предметов.
  • Нельзя есть слишком горячую и слишком  холодную пищу.
  • Необходимо  своевременно обращаться к врачу за лечением зубов.
  • Меньше  ешьте сладкого.

Заяц:   А я всё записал!  Теперь всё буду делать, как доктор Айболит велел. И мои зубы будут здоровые и крепкие!

     Игра «Если весело живётся».

Айболит:  Ну, я вижу, здесь мне больше делать нечего!  Все  рекомендации  выполняйте, а если что заболит, непременно  ко  мне! Приём вне очереди!  Берегите свои глаза,  уши, зубы!    

Список используемой литературы:

1.   Журнал «Детский сад будущего» № 05 (30) июль 2015

2. Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста",                           Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. к использованию в работе с детьми.

3. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

5. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

6. Огонь – друг, огонь – враг.  Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

7. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

8. www.dochkolenok.ru – Сайт для воспитателей ДОУ и родителей.

9. www.prodlenka.org. – Дистанционный образовательный портал.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).

Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста с учётом ФГОС"

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Так что же собой представляет ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?  Итак,проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием...