Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Глухов В.П. – блоками-квадратами.
Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:
· перекодирование символов в образы;
· соединение образов;
· запоминание последовательности образов;
· закрепление в памяти.
Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
· принадлежность к родовидовому понятию;
· величина;
· цвет;
· форма;
· составляющие детали;
· качество поверхности;
· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
· как он используется;
· эмоциональное отношение.
По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.
Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.
При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.
Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Глухов В.П. – блоками-квадратами.
Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:
· перекодирование символов в образы;
· соединение образов;
· запоминание последовательности образов;
· закрепление в памяти.
Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
· принадлежность к родовидовому понятию;
· величина;
· цвет;
· форма;
· составляющие детали;
· качество поверхности;
· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
· как он используется;
· эмоциональное отношение.
По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.
Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.
При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.
Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Глухов В.П. – блоками-квадратами.
Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:
· перекодирование символов в образы;
· соединение образов;
· запоминание последовательности образов;
· закрепление в памяти.
Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
· принадлежность к родовидовому понятию;
· величина;
· цвет;
· форма;
· составляющие детали;
· качество поверхности;
· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
· как он используется;
· эмоциональное отношение.
По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.
Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.
При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.
Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ»
Маслова Лариса Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 45
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Глухов В.П. – блоками-квадратами.
Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:
- перекодирование символов в образы;
- соединение образов;
- запоминание последовательности образов;
- закрепление в памяти.
Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется;
- эмоциональное отношение.
По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.
Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.
При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.
Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список используемых источников
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова.– М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Практический материал...
использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников дифференциации звуков
Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи.Применение символической аналогии пр...
Консультация для родителей Метод наглядного моделирования при обучении детей рассказыванию
Консультация...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...
Использование метода наглядного моделирования в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Составление рассказа «Весна идёт»
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели; ...