Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
статья по развитию речи на тему
Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи. В устной речи оно проявляется при дислалии (моторной, сенсомоторной, фонематической и др.); ринолалии (открытой, закрытой, смешанной); дизартрии (фактически при всех ее формах); алалии; задержке речевого развития. В письменной речи эти нарушения проявляются при акустической и фонематической формах дисграфии и дислексии.
Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в обучении различать близкие по звучанию и произношению звуки, логопеду и воспитателям приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие этот процесс. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Применение символической аналогии при дифференциации звуков, способствует облегчению и ускорению процесса усвоения и запоминания материала, обучению детей различать звуки, близкие акустически или артикуляторно, а главное, систематизировать полученные знания.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как признаки звука (участие-отсутствие голоса, положение органов артикуляции, характер воздушной струи и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие задачи:
- знакомство детей с графическим способом изображения признаков звука;
- развитие умения детей дешифровать модель;
- формировать навык самостоятельного моделирования.
Использование метода наглядного моделирования, с целью обучения детей дифференцировать близкие по произношению и звучанию звуки, требует соблюдение следующих принципов:
1. Принцип системности. Различение звуков нужно формировать не как изолированную операцию, а как операцию, связанную с другими: взаимодей ствие фонематической и фонетической подсистем с семантической, синтаксической, лексической, морфологической, морфолого-синтаксической. Кроме того, необходимо учитывать закономерности становления фонематической системы в онтогенезе, в частности, закономерности образования оппозиций звуков: гласные, «внутри» гласных первоначально /а/ - /о/; внутри согласных - /м/ - /п/, /д/ -/н/ и т.д.
2. Принцип опоры на значение. Изменение языковой формы ведет к изменению значения, и наоборот изменение значения ведет к изменению языковой формы (например коза - коса, рак - лак).
3. Принцип учета контекста. Учитываются неязыковой и языковой контексты. К неязыковому контексту относятся множественные характеристики ситуации общения, а к языковому – положение звука в слове, его позиция, соседство с определенными звуками.
4. Принцип опоры на сохранное в личности, деятельности и речи предполагает формирование «обходных» путей – связей речеслухового и речедвигательного анализаторов с сохранным зрительным анализатором, а также на сохранное умение ребенка различать звуки.
Нами были разработаны схемы звуков, подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения, целью которых является развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.
Для зрительного обозначения той или иной характеристики звука используются карточки со схематическими обозначениями дифференциальных признаков фонем.
- Различение по типу резонаторов (носовой – ротовой звук)- схемы «нос» - «рот», или «буратино» - «лягушка» (/м/-/п/, /м/-/б/).
- Различение гласных по положению губ в момент их произнесения «маленький кружок» - «большой круг» - «трубочка» - «улыбка» (/а/- /о/- /у/- /и/).
- Различение по месту образования (губно-губные и язычно- альвиолярные) - схемы «губы»- «язык» ( /п/-/т/, /б/-/д/, /м/-/н/)
- Различение звонких и глухих согласных – «колокольчик»-«колокольчик зачеркнут» ( /п/-/м/, /п/- /б/, /т/- /д/, /к/- /г/, /с/- /з/, /ш/- /ж/ и др.
- Различение по степени подъема языка – «стрелка вверх» - «стрелка вниз» (/с/- /ш/, /з/- /ж/).
- Различение по наличию (отсутствию) вибрации языка – «стрелки влево-вправо» - «стрелка вверх» (/р/- /л/).
- Различение по характеру воздушной струи – (теплая-прохладная) «солнышко»- «снежинка» (/с/- /ш/, /з/- /ж/).
- Различение твердых и мягких звуков – «камень» - «вата» (/п/-/пь/, /м/-/мь/, /д/-/дь/ и т.д.
Схематические обозначения звуков используются нами на различных этапах формирования навыка дифференциации звуков: при различении изолированных звуков, при различении оппозиционных звуков в слогах (на слух и в речи), при произнесении слов с оппозиционными звуками.
Критериями оценки послужили: умения подбирать звук к заданной
схеме, использовать схемы для сравнения звуков по различным признакам, различать звуки по определенным параметрам.
Данные результатов диагностики подготовительной логопедической группы (2009-2010 года) показали, что применение метода наглядного моделирования при обучении дифференциации звуков существенно улучшили показатели уровня фонематического восприятия:
начало года: изкий уровень -16,6%, средний уровень – 50%, высокий уровень – 33,4%;
на конец года: средний уровень 58,4%, высокий – 41,6%;
звуковой культуры речи:
начало года: низкий уровень – 8.4%, средний уровень – 50%, высокий уровень – 41,6%;
на конец года: средний уровень - 16,6%, высокий – 83,4%;
звукового анализа и синтеза:
на начало года: низкий уровень – 25%, средний уровень – 58,4%, высокий уровень – 16,6%;
на конец года: средний уровень 58,5%, высокий – 41,5%.
Практическая значимость использования метода наглядного
моделирования при обучении дифференциации звуков заключается в развитии у детей фонетической стороны речи, ознакомлении их со смыслоразличительной функцией звука, увеличении речевой, коммуникативной и познавательной активности дошкольников, что в свою очередь немаловажно для усвоения ребенком письменной формы речи; а использование схем и моделей для обозначения звуков может применяться педагогами при работе как с детьми, имеющими нарушения речи, так и с нормальным речевым развитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Практический материал...
Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследование технологии моделирования в обучении дошкольников...
«Использование педагогической технологии моделирования в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста» ОО «Познавательное развитие»
Индивидуальный план по самообразованию. Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развиваю...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
Методическая разработка: Серия игр для детей старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков С-Ш»
Методическая разработка для педагогов....
методическая РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ
методическая разработкаРОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТ...