Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
презентация к уроку по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования . Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи. Применение символической аналогии при дифференциации звуков, способствует облегчению и ускорению процесса усвоения и запоминания материала, обучению детей различать звуки, близкие акустически или артикуляторно, а главное, систематизировать полученные знания
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как признаки звука (участие-отсутствие голоса, положение органов артикуляции, характер воздушной струи и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
Задачи, решаемые при обучении с использованием метода наглядного моделирования - знакомство детей с графическим способом изображения признаков звука; - развитие умения детей дешифровать модель; - формировать навык самостоятельного моделирования.
Принципы Принцип системности Принцип опоры на значение Принцип опоры на сохранное в деятельности и речи Принцип учета контекста
Наглядное обозначение признаков звуков. Различение по типу резонаторов (носовой – ротовой звук)- схемы «нос» - «рот», или «буратино» - «лягушка» (/м/-/п/, /м/-/б/). Различение гласных по положению губ в момент их произнесения «маленький кружок» - «большой круг» - «трубочка» - «улыбка» (/а/- /о/- /у/- /и/).
Наглядное обозначение признаков звуков. Различение по месту образования (губно-губные и язычно- альвиолярные) - схемы «губы»- «язык» ( /п/-/т/, /б/-/д/, /м/-/н/) Различение звонких и глухих согласных – «колокольчик»-«колокольчик зачеркнут» ( /п/-/м/, /п/- /б/, /т/- /д/, /к/- /г/, /с/- /з/, /ш/- /ж/ и др.
Наглядное обозначение признаков звуков. Различение по степени подъема языка – «стрелка вверх» - «стрелка вниз» (/с/- /ш/, /з/- /ж/). Различение по наличию (отсутствию) вибрации языка – «стрелки влево-вправо» - «стрелка вверх» (/р/- /л/).
Наглядное обозначение признаков звуков. Различение по характеру воздушной струи – (теплая-прохладная) «солнышко»- «снежинка» (/с/- /ш/, /з/- /ж/). Различение твердых и мягких звуков – «камень» - «вата» (/п/-/пь/, /м/-/мь/, /д/-/дь/ и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....
Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследование технологии моделирования в обучении дошкольников...
«Использование педагогической технологии моделирования в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста» ОО «Познавательное развитие»
Индивидуальный план по самообразованию. Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развиваю...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....
Методическая разработка: Серия игр для детей старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков С-Ш»
Методическая разработка для педагогов....
методическая РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ
методическая разработкаРОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТ...