Использование метода наглядного моделирования в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Составление рассказа «Весна идёт»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Использование метода наглядного моделирования в

 обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Составление рассказа «Весна идёт»

(старшая группа)

Учитель – логопед

Троицкая Л.В.

Цели занятия:

Коррекционно – образовательные:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
  • формировать понятия причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

 Коррекционно – развивающие:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал:

мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка – пингвинёнок, мяч.

Предварительная работа:

  • тематическая прогулка «Весна пришла»;
  • чтение книг о Севере, Антарктиде;
  • чтение рассказов, стихов, сказок о весне;
  • рассматривание иллюстраций по теме «Весна»;
  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости к весне».

Ход занятия.

 Л.  Ребята, какие времена года вы знаете?

 Д.  Называют времена года.

 Л.  О каком времени года эта загадка

 Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

 Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет.

 Снег чернеет на полянке, с каждым днем теплей погода.

 Время класть в кладовку санки. Это, что за время года?

 Д. Это время года – весна.

 Л. Да, это весна. Назовите весенние месяца

 Д. Называют.

 Л. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова.

Солнце – солнышко, ветка - …, лист - …, ручей - …, птица - …, сосулька - …, лужа - …, (Дети называют слова уменьшительно – ласкательными суффиксами.)

 

Л. Ребята, к нам в гости пришёл необычный гость. Вот он. Кто это?

Д. Это пингвин.

На холодном берегу,
В антарктическом снегу
Пингвиненок появился
В новогоднюю пургу.
Он сегодня очень рад -
Привели его в детсад.

Л. Этого пингвинёнка привезли с его родины на большом пароходе. А где живут пингвины?

Д. В Антарктиде.

П. Ребята, да я живу в Антарктиде. Там очень холодно и очень много снега. Я слышал, что у вас бывает тепло и тает снег. А у нас снег лежит всегда. А когда у вас это бывает?

Д. Весной.

П. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней.

Л. Конечно, ребята тебе расскажут. Вот послушай, что знают наши дети о весне.

Д. Весна бывает солнечная, ранняя, теплая, красивая, звонкая, цветущая…

Л. А сейчас составим предложения про весну, они должны начинаться со слова «весна»

Д. Составляют предложения.

Л. Пингвинёнок, наши ребята любят играть и сейчас мы тебе это покажем.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы хотим играть опять,

В круг скорее заходи,

Тот, кто лишний – выходи.

Л. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода - …, солнышко - …, ручьи - …, месяц - …, цветы - …, листья - ….

П. Ребята, вы так много знаете слов про весну.

Л. Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

Д. Весной тает снег, который превращается в ручейки.

Л. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру

«Ручеёк»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее

Л. А теперь я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы наш друг запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.

Возьмите любую таблицу.

Рассказывание по мнемотаблицам  «Весна»

Мнемотаблица № 1.

https://savickai.ucoz.ru/foto2/1c22615d-b41f-42fe-a1f4-969545bfb075_original.jpg

https://oduvanchik-domoddou22.edumsko.ru/uploads/3000/5751/persona/articles/ikonki/328024_html_1d31eaf1.png

https://www.ambientedge.com/wp-content/uploads/2019/07/faqs-what-is-causing-a-puddle-under-my-water-heater-in-arizona-and-nevada.jpg

                        М

Мнемотаблица № 2

https://savickai.ucoz.ru/foto2/1c22615d-b41f-42fe-a1f4-969545bfb075_original.jpg

https://oduvanchik-domoddou22.edumsko.ru/uploads/3000/5751/persona/articles/ikonki/328024_html_1d31eaf1.png

https://www.ambientedge.com/wp-content/uploads/2019/07/faqs-what-is-causing-a-puddle-under-my-water-heater-in-arizona-and-nevada.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJx5rq-KfwuphvsA94TR8p5F0IN8B5ExRbIqfPiRrA=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

https://i.pinimg.com/originals/c0/8b/55/c08b55f6f676c1b43c2e3c57ce5bd63e.jpg

https://pbs.twimg.com/media/D1uID18WoAARJes.jpg:large

Мнемотаблица № 3

  В

https://savickai.ucoz.ru/foto2/1c22615d-b41f-42fe-a1f4-969545bfb075_original.jpg

https://oduvanchik-domoddou22.edumsko.ru/uploads/3000/5751/persona/articles/ikonki/328024_html_1d31eaf1.png

https://pbs.twimg.com/media/D1uID18WoAARJes.jpg:large

https://scx1.b-cdn.net/csz/news/800/2019/2-hereshowbrit.jpg

http://getdrawings.com/cliparts/maple-clipart-15.png

https://www.clipartmax.com/png/full/398-3986202_bon-voyage-court-and-welcome-aboard-bonnye-bon-voyage-court-and-welcome.png

!

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Мы любим весну!

Л.А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Д. Ответы детей.

Л. Что нового узнали?

Д. Ответы детей.

Л. Вы составили интересные рассказы и они понравились нашему другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного  моделирования в группе старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...