Использование метода наглядного моделирования в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Составление рассказа «Весна идёт»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_vesna_idyot_s_ispolzovaniem_mnemotablits.docx | 810.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Использование метода наглядного моделирования в
обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Составление рассказа «Весна идёт»
(старшая группа)
Учитель – логопед
Троицкая Л.В.
Цели занятия:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- формировать понятия причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Коррекционно – развивающие:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал:
мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка – пингвинёнок, мяч.
Предварительная работа:
- тематическая прогулка «Весна пришла»;
- чтение книг о Севере, Антарктиде;
- чтение рассказов, стихов, сказок о весне;
- рассматривание иллюстраций по теме «Весна»;
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости к весне».
Ход занятия.
Л. Ребята, какие времена года вы знаете?
Д. Называют времена года.
Л. О каком времени года эта загадка
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет.
Снег чернеет на полянке, с каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки. Это, что за время года?
Д. Это время года – весна.
Л. Да, это весна. Назовите весенние месяца
Д. Называют.
Л. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова.
Солнце – солнышко, ветка - …, лист - …, ручей - …, птица - …, сосулька - …, лужа - …, (Дети называют слова уменьшительно – ласкательными суффиксами.)
Л. Ребята, к нам в гости пришёл необычный гость. Вот он. Кто это?
Д. Это пингвин.
На холодном берегу,
В антарктическом снегу
Пингвиненок появился
В новогоднюю пургу.
Он сегодня очень рад -
Привели его в детсад.
Л. Этого пингвинёнка привезли с его родины на большом пароходе. А где живут пингвины?
Д. В Антарктиде.
П. Ребята, да я живу в Антарктиде. Там очень холодно и очень много снега. Я слышал, что у вас бывает тепло и тает снег. А у нас снег лежит всегда. А когда у вас это бывает?
Д. Весной.
П. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней.
Л. Конечно, ребята тебе расскажут. Вот послушай, что знают наши дети о весне.
Д. Весна бывает солнечная, ранняя, теплая, красивая, звонкая, цветущая…
Л. А сейчас составим предложения про весну, они должны начинаться со слова «весна»
Д. Составляют предложения.
Л. Пингвинёнок, наши ребята любят играть и сейчас мы тебе это покажем.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы хотим играть опять,
В круг скорее заходи,
Тот, кто лишний – выходи.
Л. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода - …, солнышко - …, ручьи - …, месяц - …, цветы - …, листья - ….
П. Ребята, вы так много знаете слов про весну.
Л. Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?
Д. Весной тает снег, который превращается в ручейки.
Л. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру
«Ручеёк»
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее
Л. А теперь я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы наш друг запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.
Возьмите любую таблицу.
Рассказывание по мнемотаблицам «Весна»
Мнемотаблица № 1.
М |
Мнемотаблица № 2
Мнемотаблица № 3
В | ||
! |
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Мы любим весну!
Л.А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Д. Ответы детей.
Л. Что нового узнали?
Д. Ответы детей.
Л. Вы составили интересные рассказы и они понравились нашему другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста "Расскажем Каркуше о деревьях"
Материал занятия направлен на развитие связной речи детей....
Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...