Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Путешествие за сокровищами"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Москвитина Ирина Юрьевна

Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Путешествие за сокровищами" по автоматизации звука /Р/ в словах и фразах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Улан-Удэ, МАДОУ «Детский сад № 173 «Росинка»

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Москвитина Ирина Юрьевна

Группа, логопедическое заключение

Дошкольники группы № 9                                             Логопедическое заключение:  ОНР 2-3 уровня.

Индивидуальное или подгрупповое (2-3 чел.) занятие.

Тема занятия

Автоматизация звука /Р/  в слогах и словах.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Цель

Автоматизация звука /Р/.

Задачи

Образовательные:

  • закреплять слуховой и моторный образы звука р ;
  • автоматизировать звук р изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • дифференцировать звук р от других звуков.
  • познакомить с буквой р.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную  и мелкую моторику;
  • развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность);
  • развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • развивать пространственную ориентировку.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения:
  • формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные:            Формирование интереса к занятию.

Регулятивные:         1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

                                   2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска,  

                                   поддерживать беседу с учителем-логопедом.

Познавательные:    Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: картинки артикуляционной гимнастики, «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука, стойка-планшет
  2. Предметы: зеркало, зонд при необходимости, цветные прищепки с обезьянками, предметы для развития дыхания (стакан, трубочки для коктейля, поднос), шнурки цветные, магниты зелёные и красные
  3. Компьютер, презентация к занятию

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Примечание 

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Личностно-ориентированные приемы.

Сюрпризный момент

Работа со схемой

ИКТ

  1. Орг.момент .

- Добрый день! Сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на поиски сокровища! Ты удивлен, покажи как. А теперь покажи, как ты рад!

Что необходимо для путешествия? Правильно, карта, она у нас есть. А ещё нам будет помогать какой-то звук. Послушай внимательно, посмотри на схему и узнай этот звук.

  1. Характеристика звука

- Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.

Показ профиля (схемы) звука.

(1мин)

Ребёнок выполняет мимические упражнения.

Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Р.

Создание благоприятного психологического климата.

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализировать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

ИКТ

Методы здоровье сберегающей технологии.

Наглядный метод

Сообщение цели занятия:

-Правильно! Помогать нам будет звук  /Р/.

Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

Мы будем стараться правильно произносить звук /Р/ в слогах и словах. Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо размять язычок. Открой судовой сундук и посмотри, что там лежит.

  1. Артикуляционная гимнастика

- «качели»;

- «парус»;

- «лошадка»;

- «грибок»;

- «гармошка»;

- «дятел»

Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Как гремит цепь?

Спускаем корабль на воду.  Камни переворачиваются, стучат по дну : р-р-р. Как стучат камни по дну корабля?

(2 мин)

Ребёнок даёт характеристику звука /Р/

Выполняет упражнения перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

Следит за правильным произношение звука /Р/

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Соблюдает правильное выполнение упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

3 этап. Практическая деятельность.        

             

Развивать логическое мышление

Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.

Игровой прием

ИКТ

Деятельностный

ИКТ

Чередование статических и динамических упражнений

Методы здоровье сберегающей технологии.

ИКТ

Методы здоровье сберегающей технологии.

1.Автоматизация в слогах

-Отправляемся в путь! Берём курс на первый остров! На этом острове живут обезьянки, они очень любят качаться на лианах. Будем садить обезьянку на лиану и произносить слоги со звуком /Р/ и гласным на лиане.

2. Автоматизация в словах

-Молодец! Плывём дальше! Мы попали на необитаемый остров! Надо заселить его животными, но только теми, у кого в названии есть звук /Р/

- А теперь посчитаем, сколько животных мы поселили на острове.

3.Слоговая структура слов

-Плывём на следующий остров! На этом острове живёт:

Зелёный и ужасный,

Зубастый и опасный,

Быстро плавает, ныряет,

Страх повсюду нагоняет.

Обитает в жарких странах.

Как зовут его, ты знаешь?

Верно! Это крокодил. Он ужасно вредный и не отпустит нас с острова, пока мы с ним не поиграем!

Игра «Голова, грудь, живот»

Пор-то топор;

За-ро роза;

Ба-ры рыба

Бор-за забор

Ро-вед ведро

Та-ке-ра ракета

На-зи-кор корзина

Отлично! Ты справился и крокодил отпускает нас с острова!

4.Упражнение на развитие дыхания

-Плывём дальше. На море поднялась буря! Подуй через соломинку в стакан и покажи какая сильная буря разыгралась на море.

Постепенно буря затихает и заканчивается. Можно плыть дальше.

 5.Определение места звука в словах

-Мы попали на остров черепах. Они носят на своём панцире картинки. Называй картинку, определяй в какой части слова находится звук /Р/ и складывай в корзинку. (рак, виноград, сыр, рыба, помидор, груша, абрикос)

6.Динамическая пауза «Теплоход»

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.(шаги на месте)

Раз, два – (два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперёд (два шага )

Раз, два – (руки вытянуты вперёд и

                  сомкнуты – это нос)

И поплыл по речке,

Набирая полный ход (движения

                                    мелкими шагам,

                                     руки вперёд)

7.Развитие фонематического восприятия

У нас остался один остров. Наверное, сокровища спрятаны на нём! Посмотри, нас встречает Чародей! Он прислал тебе письмо со словами. Я буду произносить слова, если правильно, ты ставишь на доску зелёный магнит. Если не правильно – красный. Магниты располагай в ряд слева на право.

А теперь проверь себя, сравни свою работу с образцом.

Ты молодец! Чародей даёт тебе последнюю загадку. Сокровища находятся под предметом, а каким ты узнаешь, если правильно расставишь буквы в слове. (ведро)

(15 мин)

Ребёнок достаёт прищепку с обезьянкой, цепляет её по цвету на шнурок и произносит слоги.

Ребёнок выбирает животное, произносит его название и щёлкает мышкой.

Ответ ребенка.

Ребёнок собирает слоги в правильном порядке, соотнося слог показом части тела (голова – первый слог, грудь – второй, живот – третий)

Выполняет дыхательное упражнение, контролирует силу выдоха

Определяет место звука в словах, щёлкает мышкой по картинке

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

Ребёнок выполняет движения с речью

Ребёнок слушает слова, определяет правильное звучание и выставляет магнит нужного цвета

Ребёнок расставляет буквы в правильно порядке на ковролине

Закрепляет правильное произношение звука в слогах

Соотносит по цвету

Развивает мелкую моторику

Определяет наличие звука в слове

Закрепляет правильное произношение звука в словах

Упражняется в правильном согласовании существительного с числительным

Отгадывание загадки

Формируются функции контроля и самоконтроля

Формирование функции контроля силы выдоха и направленной воздушной струи

Формирование фонематического анализа

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Отдых

Формирование фонематического восприятия

Формирование функции контроля и самоконтроля

Знание букв

Формирование навыков чтения

Возможно повторение за ребенком

Возможно усложнение задания

Усложнять постепенно, начиная с дух слогов

Можно использовать другие дыхательные упражнения (подуй на парус)

Облегчение или усложнение по ситуации

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

- Что мы сегодня делали на занятии?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

- Ты устал?

-Какое сейчас у тебя настроение?

(1 мин)

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к индивидуальному занятию «На поиски сокровища» (автоматизация звука [р] в слога, словах) Учитель-логопед Москвитина И.Ю. МАДОУ «Детский сад № 173 «Росинка»

Слайд 4

2 5 3 7 6

Слайд 8

Р Р Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное логопедическое занятие по звукопроизношению "Путешествие маленькой мышки"

Тема: Звук [Ш] Цель Закрепить артикуляцию и произнесение звука [Ш] изолировано, в слогах, слова. Задачи  Учить определять наличие звука в словах.  Упражнять в образовании множественного числа имен с...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией "Волшебная страна Шипения"

Цель:  автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах.Задачи: Коррекционно - образовательные:Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звука «Ш»;Совершенствовать произ...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Цели:1.                Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л»

Цель: закрепление произношения звука [л] в слогах, словах.Задачи: ...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с детьми 6-7 лет «Путешествие в город правильной речи» на логопедическом пункте детского сада.

Цель: Формирование у детей словарного запаса, достижение умения изъясняться полными предложениями и выражать свои мысли....