Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Целью данного занятия является знакомство со звуком [ж] , буквами Ж, ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zh.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»
Конспект фронтальной
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе логопедической группе
для детей с ТНР.
Тема: «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»
Подготовила
учитель-логопед
Биктимирова Е.В.
Рязань, 2015 год
Цель: познакомить со звуком [ж] , буквами Ж, ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить со звуком [ж].
- Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звука [ж].
- Упражнять в выделении его среди звуков, в слогах, из состава слова.
- Упражнять в звуковом анализе слов.
- Упражнять в чтении слогов.
- Упражнять в изменении слова еж по падежам.
- Упражнять в отгадывании загадки.
- Упражнять в письме букв.
- Упражнять в конструировании буквы из картона.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать правильно дыхание.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самодисциплину.
- Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
- Воспитывать чувство эмпатии.
Оборудование: предметные картинки с изображением жуков четырех видов; деревянная игрушка божья коровка; схемы для обозначения звука в слове; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки; карточка синего цвета с колокольчиком; предметные картинки с изображением пижамы, жабы, пирожного, мороженого, ежей, жеребенка, желудей, жирафа; карточки со слогами; распечатанные листы с буквами; простые карандаши, картинка с изображением букв Ж, ж, клеенки; клей; 24 полоски синего цвета.
Ход НОД:
- Оргмомент. Игра «Назови первый звук в слове»
Логопед называет индивидуально слово, ребенок выделяет первый звук в нем и присаживается на свой стул.
Камыш, ножницы, белка, сухарь, ракушка, шапка, помидор, лилия.
- Артикуляционная гимнастика
- «Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю».
- «Блинчик».
- «Чашечка».
- Знакомство со звуком [ж]
-Ребята, к нам летит гость. Но чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает –
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(Жук)
- Молодцы! Правильно, к нам прилетел жук. Посмотрите и скажите, как называется этот жук.
Логопед демонстрирует детям деревянную игрушку божью коровку.
- Правильно, божья коровка. Скажите, как она жужжит? Какой звук она при этом произносит?
Дети жужжат.
- Молодцы! Сегодня мы познакомимся со звуком [ж].
- Анализ артикуляции. Характеристика звука [ж]
- Ребята, произнесите звук [ж], наблюдая за его артикуляцией в зеркале. Расскажите о произнесении звука [ж].
При произнесении звука [ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звук.
Звук [ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Бывает только в начале и середине слова.
Логопед вывешивает карточку с обозначением звука.
- Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»
Упражнение выполняется стоя. Руки опущены по бокам. Дети вдыхают носом. Руки поднимают плавно вверх, произнося звук [ж]. затем опять вдыхают воздух носом и опускают плавно руки вдоль туловища, произнося звук [ж]. выполнять 4-5 раз.
- Закрепление звука [ж]
- Ребята, божья коровка прилетела к вам сегодня не одна, а вместе со своими друзьями-жуками. Посчитайте, сколько их.
- Правильно, три жука. Каждый из них приготовил для вас задания.
- Выделение звука [ж] среди других звуков. Игра «Хлопай, не зевай»
- Ребята, жук-олень предлагает поиграть вам в игру «Хлопай, не зевай». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ж], хлопните в ладоши.
Р, м, ж, т, хь, ш, ль, ж, с, ж, з.
- Выделение звука [ж] в слогах. Игра «Договори словечко»
- Ребята, жук-скарабей тоже хочет с вами поиграть в игру «Договори словечко». Будем играть со словом еж.
Логопед произносит предложения, дети договаривают последнее слово в нем.
Жа-жа-жа – мы в лесу нашли … ежа.
Жу-жу-жу – дали молока … ежу.
Жа-жа-жа – больше нету здесь … ежа.
Же-же-же – вспоминаю о … еже.
- Выделение звука [ж] в словах. Определение места звука в словах
- Ребята, к нам пришла еще одна божья коровка. Она тоже очень хочет с вами поиграть.
- Божья коровка приготовила для вас картинки. Вы будете определять место звука [ж] в словах и прикреплять картинку со схемой.
Логопед вывешивает схемы с изображением места звука [ж] в слове.
- Мы помним, что звук [ж] в конце слова не встречается. Поэтому я не буду вешать схему с обозначением звука в конце слова.
На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к схемам в зависимости от места звука [ж] в словах.
- Физминутка
Летом, в жаркий день на луг,
Поднять руки вверх, двигать кистями рук вправо-влево.
Прилетел огромный жук.
Двигать руками вверх-вниз.
Сел на травке посидел,
Присесть.
Зажужжал и улетел.
Зажужжать. Бежать на месте и размахивать руками.
Дети летят, жужжат и перемещаются за столы.
- Знакомство с буквами Ж, ж
- Мы помним, что звуки мы слышим и произносим, а читаем и пишем буквы. Так вот у звука [ж] есть буква. Посмотрите, божья коровка принесла ее для вас.
Логопед прикрепляет к доске картинку с изображением буквы Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук [ж].
- Букв две: большая и маленькая. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?
- Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Ж
Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
Затем логопед раздает детям по три полоски одинаковой длины, и дети при помощи клея конструируют букву Ж.
- Чтение слогов. Придумывание слов с заданным слогом
- Ребята, посмотрите, жук принес для вас на лапках слоги. Вы сейчас будете выходить к доске, брать карточку со слогом, читать его и придумывать слово с этим слогом.
Дети выполняют задание.
- Печатание буквы
Логопед раздает карточки с буквами. Дети печатают буквы Ж, ж простым карандашом.
12. Итог НОД
- Ребята, с каким звуком познакомились?
-Чем звуки похожи и чем отличаются?
- Из каких элементов состоит буква Ж?
Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".
В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...
Конспект итогового занятия в подготовительной к школе логопедической группе.
Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе, которое проводится с целью выявить знания и умения детей с первоначальным диагнозом ОНР при выхо...
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».
Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». ...
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки ф-фь"
Целью данного занятия является знакомство со звуками ф-фь, их дифференциация....
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки Г-ГЬ. Буквы Г,г"
Целью данного занятия является знакомство со звуками г-гь и буквами Г,г....
Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»
В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения детей в мир сказки. Используя сказочные игровые ситуац...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
На этом занятии дети будут тренироваться произносить звук [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука ...