Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Звук /Ц/. Буква "Ц"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Звук /Ц/. Буква "Ц" для старшей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 21.73 КБ |
Индивидуальное задание к занятию | 1.44 МБ |
Презентация к занятию | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме:
«Звук [Ц]. Буква Ц»
Цель: закрепление навыков правильного произношения звука [Ц].
Задачи:
- развивать фонематический слух.
- закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.
- совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: : мультимедийная презентация, картинки со звуком [Ц], мяч, листочки с заданием для индивидуальной работы.
Ход занятия
- Организационный момент.
Разминка для ума по пройденному материалу с мячом.
2. Сообщение темы занятия.
Загадка:
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.
- Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)
- Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук - [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.
3. Артикуляция и характеристика звука .
- Произнесите звук [ц], что делают губы, зубы и язык?
Губы улыбаются, зубки сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, в первый момент спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, образуя смычку. После разрыва смычки, спинка языка принимает положение, как при звуке С. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный.
Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.
4. Развитие фонематического слуха.
- Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] - хлопните в ладоши:
а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы....
б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы, телевизор, цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, теленок, мельница, цепь.
5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.
- Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:
Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца.
Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы.
Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо.
Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец.
Ца - ца - ца - птица, улица, больница.
Дети получают билеты. На билетах картинки, в названии которых есть звук [ц].
- Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука [ц], во вторую – в которых звук [ц] слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук [ц] в конце. Дети выполняют задание на листочках и у доски с проверкой на экране телевизора.
- Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)
Мы подарим артистам много... (цветов). В сказочной стране много... (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много ... (огурцов). У девочки на платье много... (пуговиц). У царевны на пальцах много ... (колец). На математике мы узнали много... (цифр).
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц].
окно – оконце
дерево – деревце
лужа – лужица
блюдо – блюдце
Дело – дельце
Платье – платьице
Мыло – мыльце
Стихотворение – стихотвореньице
Расписание – расписаньице
Ружье – ружьецо
Сало – сальце
Здание – зданьице
Шило – шильце
Зеркало – зеркальце
Одеяло – одеяльце
Масло – маслице
Варенье – вареньице
Печенье – печеньице
Письмо – письмецо
Украшение – украшеньице
Угощение - угощеньице
7. Физминутка. Координация речи с движением.
Цирк зверей
Покажите мне скорей
Настоящий цирк зверей.
Кувыркается мартышка,
На машине едет мишка,
Как танцует нам фокстрот
Неуклюжий бегемот,
Словно шустрый белый мячик
Скачет по манежу зайчик.
Как гарцуют на площадке
Три нарядные лошадки,
А в конце, все как артисты,
Поклонились в пояс низко.
8. Слоговой анализ слова.
Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.
Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.
Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.
Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.
9. Работа над предложением.
- На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.
Дети составляют предложения по картинкам:
Дети пришли в цирк.
Дрессировщица учит тигров танцевать.
Фокусник достал из шляпы курицу и зайца.
Цирковые собачки знают цифры.
Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца.
Артистам подарили много цветов.
10. Знакомство с буквой Ц
Звук [Ц] обозначается буквой «Ц». Посмотрите и скажите, на что она похожа?
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка
Вверх ногами.
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Прописывание буквы в воздухе и на листочках.
11. Подведение итогов. Оценка работы детей.
С каким звуком и буквой мы сегодня играли?
Дайте характеристику этому звуку.
Что понравилось на занятии больше всего?
Что вызвало затруднения?
Как вы оцениваете свою работу?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....
Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"
В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: Звук «Л»
Уточнить артикуляцию звука Л, поставить данный звук и закрепить правильную артикуляцию в изолированном произношении....
Фронтальное логопедическое занятие по теме "Звук У"
Это занятие рекомендуется проводить в старшей логопедической группе....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж]
коррекционно-развивающие задачи.- развивать слуховое внимание .- научить правильно произносить звук [Ж].- продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном сло...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т»Тема: «Звук и буква Т»Цель занятия: познакомить со звуком [т] и буквой ТЗадачи: Коррекционно-образов...