Воспитание у дошкольников активности, инициативности, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата на логопедических занятиях.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте мы, педагоги, закладываем основу для формирования таких волевых качеств как активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость. Овладение этими качествами поможет дошкольникам эффективно справляться со всеми учебными заданиями в школе и стать успешными в будущем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание у дошкольников активности, инициативности, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата на логопедических занятиях.
Подготовила:
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Шумова Светлана Викторовна
Воспитание у дошкольников активности, инициативности, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата на логопедических занятиях.
К нам в прогимназию приходят дети с огромным потенциалом. Но все дети разные и зачастую у них сформированы недостаточно или вообще не сформированы или активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. А эти качества необходимы для того, чтобы стать успешными. Поэтому перед педагогами прогимназии стоит серьезная проблема – сформировать у каждого ребенка эти качества.
Согласно ФГОС целевым ориентиром воспитания и обучения является развитие самостоятельности. Педагоги учат дошкольников ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, варианты решения проблемных ситуаций, достигать положительного результата.
Самостоятельность является одним из системообразующих качеств личности. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом. Самостоятельность необходима в сфере познания, коммуникации, социализации. Для меня, как для логопеда, важна познавательная самостоятельность и коммуникативная самостоятельность.
Познавательная самостоятельность имеет три составляющие:
мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности);
содержательно-операционный (владение ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения);
волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).
В развитии самостоятельности современные психологи выделяют три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (Например: ребенок сам берет картинки для артикуляционной гимнастики и начинает ее выполнять).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых ситуациях. (Например, научившись правильно произносить тот или иной звук, ребенок без подсказки логопеда употребляет его в новых, не отработанных словах).
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. (Например, чем лучше и осмысленнее ребенок овладел правильным произношением, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять его в новых, разнообразных условиях жизни.
Мы помогаем ребёнку в формировании его самостоятельности, и вскоре в его действиях обнаруживается инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным. Неудачи не приводят к потере интереса, а побуждают ребёнка к преодолению трудностей и направляют его усилия на достижение цели. Это очень важно для развития мотивации, которая является источником активной позиции личности.
Я воспитываю самостоятельность ребёнка с помощью таких приёмов:
- оказываю недирективную помощь (в виде совета), когда ребенок попросит.
- приобщаю к последовательности определенных действий (Сначала проведение артикуляционной гимнастики, а затем игры на автоматизацию звуков)
- предоставляю возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернативных вариантов (Например, в начале каждого логопедического занятия проводится артикуляционная гимнастика. Я предлагаю ребенку выбрать как сегодня мы будем выполнять артикуляционную гимнастику - по карточкам, по картинкам или на компьютере? На более поздних этапах дети сами выбирают в какой последовательности они будут выполнять артикуляционные упражнения, или мы перемешиваем карточки и дети выполняют то упражнение, которое они вытянули)
- обогащаю знаниями и умениями, необходимыми формирования правильной речи (дети определяют наличие звука в слове, места заданного звука в слове, обогащают активный и пассивный словарь, учатся образовывать слова, строить фразы, составлять рассказы и т.д.)
- использую обратную положительную связь (обращаю внимание на положительный результат)
- даю ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия). Например: при постановке звука [л] от межзубного произнесения попросить ребенка. – Какой звук получиться, если упереть язычок в верхние зубки? Так удобнее произносить этот звук?
- поощряю стремление к самостоятельности, активности (предоставляю возможность делать что-то самому при проявлении желания.) Если ребенок проявляет разумное желание заняться каким-либо видом деятельности или заинтересовался каким-то явлением языка, то я не оставляю без внимания интерес ребенка. И обязательно отвечу на вопрос и проведу упражнение, закрепляющее затронутую тему. Например, ребенка заинтересовало значение какого-то слова. Я обязательно объясняю его значение и показываю изображение этого предмета или явления.
- обеспечиваю положительное отношение ребёнка к самому себе, придаю уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата.) Напр. Какой ты молодец! Постарайся еще и у тебя обязательно получится!
- уважаю мнение и выбор ребёнка (поощряю инициативу ребёнка.) Т.е. ребенок выбирает форму занятия, а я наполняю ее тем содержанием и материалом, которое было запланировано на данном этапе.
Важнейшим компонентом нравственного развития личности ребенка является настойчивость. Однако у дошкольников недостаточного опыта преодоления препятствий на пути к цели, они не умеют регулировать свое поведение в сложных ситуациях.
Я поощряю ребенка в его стремлении овладеть какой-то определенной артикуляционной позой, если речь идет о начале логопедической работы. Часто я использую прием сравнения результатов данного занятия с результатами предыдущих занятий: “Настя, сегодня упражнение «Чашечка» у тебя получилось гораздо лучше, чем на прошлом занятии”. Или «Отарик, ты смог доехать на машинке без остановок до самого домика Р-Р-Р-Р-Р, а вчера ты смог доехать только до этой елочки Р-Р». Наглядно показываю ему, каких успехов он достиг. Дети с недостаточным уровнем проявления настойчивости получают положительную оценку даже самых незначительных успехов, проявлений инициативы и творчества.
Достаточно настойчивым детям я организую проблемные ситуации для поддержания проявлений активности («Что тебе удалось? Ты молодец! Ты смог проговорить такую сложную чистоговорку: Ша-ша-ша – вот лягушка в камышах. Я уверена, теперь ты сможешь проговорить правильно и эту скороговорку: Шишки шустрые шуршали шумно шлепаясь с сосны. Белым снегом словно шалью шишки скроет до весны.)
Воспитание настойчивости позволяет ребенку реализовать поставленную цель, преодолеть трудности, контролировать себя в процессе деятельности и достигать качественного результата.
На своих занятиях я создаю необходимые условия для воспитания познавательной активности:
- обогащённая предметно-пространственной среда для развития интереса;
- занимательное содержание занятий;
- проблемно-поисковые ситуации;
- творческие задания (например, нарисуй картинку, иллюстрирующую заученную чистоговорку или сочинить скороговорку по опорным картинкам);
- Интеграция разнообразных видов детской деятельности (речевая активность, конструирование, раскрашивание, штриховка, обводка, речь с нагрузкой);
- Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к занятиям (устная похвала, поощрение наклейками).
Если дошкольнику интересно, такое занятие имеет высокий КПД и является успешным. Я стремлюсь воспитать у ребенка интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Когда ребёнок увлечён тем, что делает, то он чувствует себя раскрепощено, свободно, комфортно. На моих занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, помощь в преодолении трудностей и совместная радость достижениям.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, сколько иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. В игре они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме.
Очень часто предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из знакомых детям сказок. Например, при автоматизации звука [л] я предложила Алисе посетить сказочный теремок. Мы помогаем мышке приготовить запасы на зиму (правильно проговаривая слова со звуком л), лягушке – собрать слоговые бусы, зайке – сплести лапти (заучивание скороговорки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их (один флажок, два флажка, три флажка и т.д.), медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую.
Так же я использую ролевые игры. Например, для выработки речевого дыхания, интонации я предлагаю помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок. Использую пальчиковые игры: походить пальчиками как медведь, как лягушка, как заяц. В ходе ролевой игры ребенок учиться ставить цель и стремиться к ее достижению.
Наряду с этим я часто использую компьютерные игры. Они дают возможность наглядно увидеть результат. Например, при занятиях на дифференциацию звуков я использую игру «Рыбаки». Ребенку предлагается поймать 5 рыбок-слов со звуком [р] и 5 рыбок-слов со звуком [л]. Т.е. перед ним ставится цель, к достижению которой он стремиться на протяжении всей игры. Если ребенок ошибается, то его ошибка становиться наглядно видна. Такая «рыбка» сорвется с крючка и не попадет в ведерко рыбака.
Т. о. в дошкольном возрасте мы, педагоги, закладываем основу для формирования таких волевых качеств как активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность и настойчивость. Овладение этими качествами поможет дошкольникам эффективно справляться со всеми учебными заданиями в школе и стать успешными в будущем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС целевым ориентиром воспитания и и обучения является развитие самостоятельности Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент содержательно-операционный волевой
В развитии самостоятельности выделяют три ступени: Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых ситуациях На третей ступени возможен уже далекий перенос
Приемы воспитания самостоятельности: * оказание недирективной помощи (в виде совета), когда ребенок попросит *приобщение к последовательности определенных действий *предоставление возможности самостоятельного выбора из нескольких альтернативных вариантов *обогащение знаниями и умениями, необходимыми для формирования правильной речи *использование обратной положительной связи *предоставление возможности находить решение самостоятельно *поощрение стремления к самостоятельности, активности *обеспечение положительного отношения ребенка к самому себе ФОТО
Инициатива – это внутреннее побуждение к новым формам деятельности Мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию .
« У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра ». А. С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении
Методическая разработка:"Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении "...
воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении
Текст к презентации...
Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий
Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка....
Эссе "Активный и самостоятельный ребенок - проблема или достижение современного образования"
Размышление о том, как современное общество принимает самостоятельного и активного ребенка....
Эссе на тему: «Активный и самостоятельный ребенок – проблема или достижение современного образования»
Часто родители воспитателю задают вопрос: "Разве хорошо, когда ребенок всюду сует свой нос?". Хочется напомнить таким родителям, что и мами они когда-то были детьми. Давайте порассуждаем об ...
Становление субъектных качеств дошкольников в речевой деятельности (самостоятельность, активность, инициативность, творчество).
Предложенная авторская разработка отражает основные направления по развитию речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте и формирование субъектной позиции дошкольников в речевой деятельности....
Протокол педсовета «Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности (из опыта работы)»
Протокол педсовета «Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности (из опыта работы)»...