воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении
план-конспект урока по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является двигательная активность детей. Слайд2 Определение да вы видите на экране.
В своей практике мы пользуемся понятием двигательный режим. Что такое ДР и какие виды детской двигательной деятельности он охватывает представлено на слайде 3.
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, – важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня.
При реализации двигательного режима важно:
- позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в реализации ДА.
- рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
- Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
- В младшем возрасте начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание. Мы «летаем» как воробушки, «порхаем» как бабочки.
- В средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения координированными задачи усложняю.
- В старшем возрасте происходит перестройка движений и действий, с удовольствием выбираем водящего считалкой, чем больше правил, тем сложнее их помнить и соблюдать и это является отличным средством для тренировки памяти и мышления.
- Использую полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять двигательные задания(пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель). Слайд 4 Остановимся на формах двигательной активности.
Обязательными формами работы, способствующими активному отдыху и повышению работоспособности, были и остаются утренняя гимнастика (традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика), физкультурные занятия, физминутки на занятиях, динамические паузы в перерывах между занятиями, «бодрящая гимнастика» после дневного сна, подвижные игры. Слайд 5.
Хотелось бы остановить ваше внимание на требования к руководству самостоятельной двигательной деятельности. Слайд 6 Условия интереса к ДА, .чтобы сформировать интерес к ДА необходимо создать следующие условия. Слайд7
Основными условиями развития творческой активности в двигательной деятельности являются следующие :
- Выделение в режиме дня времени
- Расширение двигательного опыта за счет увеличения обьема двигательных навыков
- Использование традиционного оборудования
- Создание атмосферы радости воодушевления за счет психоэмоционального состояния детей и педагога, совместных игр с детьми в качестве участника
- Использование музыкального сопровождения для обеспечения ритмичности ,темпа движений
- Поощрение тактильных контактов педагога с детьми(касание ладони во время подпрыгивания ,поглаживание, образование кучи-малы)
- Создание проблемных игровых ситуаций(передвижение парами, ходьба по болоту не замочив ног, построение дорожки из разных предметов)
- Остановлюсь на некоторых формах ДА, которые помогают мне решать оздоровительные и образовательные задачи. Это физкультурное занятие самая эффективная школа обучения .
Разнообразие физкультурных занятий, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, - вот основные условия и средства развития детского двигательного творчества. Какие же приемы помогают мне вызвать интерес к занятию Слайд8
Вводная часть формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности. На этом этапе занятия я использую элементы психогимнастики М.И. Чистяковой, игры в парах «Я – дрозд, и ты-дрозд» и т.д.
В основной части предлагаю самостоятельно решить двигательные задачи, загадки, с помощью двигательной выразительности решать проблемные ситуации, которые способствуют поиску детьми творческих композиций. Это занятия по карточкам-схемам, на тренажерах, игровые, сюжетные. Предлагаю решить, например, такую задачу: По какой дорожке мяч покатится сам? Какие предметы можно использовать для того, чтобы перейти болото? и т.д. Таким образом, старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Я предлагаю не только передать знакомый образ в движении, но и прошу создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Предлагая выполнить различные движения и позы, дети должны отгадать двигательное задание, показать действия по сказкам, различным сюжетам (изобразить, как идет «петушок», как Аленушка с Иванушкой прятались в печке от гусей, выгнать «лису» из заюшкиной избушки и т.д
В основной части занятия всегда используются подвижные игры СЛАЙД 9- самый популярный у детей, самый востребованный вид физических упражнений. Поскольку синонимом подвижной игры является радость, то следует навсегда отказаться от скучных объявлений типа «сейчас мы поиграем в интересную игру…». Начало действительно должно быть интересным, захватывающим, будоражащим веселые мысли!
- Я спрятала в нашем зале маски … Мы будем играть в ту игру, для которой вы быстрее найдете маски…
- Попробуйте, ребята, придумать (или вспомните) игру вот по этому замечательному стихотворению…
- Какие игры подсказывают вам сегодняшняя замечательная погода?
- Мы будем играть в игру, которую назовет тот, кого выберет считалочка.
Заключительная часть занятия решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления. Использую интересные приемы массажа в парах в стихотворной форме, например: «Рубим капусту», «Дождик», «Звонок» и т.д. Предлагаю детям вспомнить тот момент, когда они впервые увидели салют. Дети присаживаются, обхватывают колени и закрывают глаза. По команде «Салют!» дети подпрыгивают, вскидывают руки вверх и кричат: «Ура!».Использую на занятиях музыку
Таким образом, в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения. В то же время развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психического развития. И закончить свое выступление хотелось бы высказываниями ученых Фромма и РоджерсаСЛАЙД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении
Методическая разработка:"Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении "...
ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновлен...
Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в движении на основе игровых технологий
Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка....
Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности на занятиях по физкультуре"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...
Консультация "Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"
quot;Воспитание у дошкольников самостоятельности на занятиях по физической культуре"...