Использование мнемотехники при знакомстве с буквами
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Словохотова Лариса Геннадьевна

Использование мнемотехники при знакомстве с буквами дошкольников, имеющих речевые нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_zvuki_i_bukvy.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.

Особое место в коррекционной работе с детьми логопедической группы занимает развитие у дошкольников фонематических функций. Несмотря на то, что перед педагогами ДОУ не ставится задача научить детей читать, логопеды параллельно с развитием фонематического восприятия, анализа и синтеза включают в занятия знакомство с буквами. Это позволяет подключить к работе не только слуховой, но и зрительный, и тактильный анализаторы. Важно отметить, что эта работа помогает ребенку с речевой патологией избежать многих ошибок при обучении чтению в начальной школе. Ведь не секрет, что большинство детей, у которых есть или были речевые нарушения, часто испытывают большие трудности в узнавании букв, их запоминании, слиянии в слоги, дифференциации на гласные и согласные и т.д.

В настоящее время существует много азбук и учебников для дошкольников, в которых предлагаются различные варианты ознакомления, как с самой буквой, так и их последовательностью. Очень часто предлагается заучивать с ребенком стихи, в которых встречаются слова на изучаемую букву, например: Аппетитный АнАнАс АфрикАнец вёз для нАс (Н. Лунина “Книжка-учишка для маминой малышки”) или описывающие элементы буквы: Палочка и палочка, между ними галочка… (“Праздник букваря”), картинки. Все это очень важно, но зачастую оказывается недостаточно, т.к. ребенок, заучив стишок, может его рассказать без запинки, а саму букву, её название вспомнить не может.

В своей работе с первых недель подгрупповых и индивидуальных занятий, параллельно с работой над упражнениями общей артикуляционной гимнастики, начинаю знакомить ребят с гласными буквами (а, у, о, и, ы, э). Акцент делается на артикуляцию и то, что воздух проходит свободно. Это повторяется на каждом занятии с опорой на схематичное изображение губ и воздушной струи. В занятия включаются элементы мнемотехники, ребенок контролирует положение губ в зеркале, проговариваются двустишия.

Приведу образцы двустиший, которые я использую при работе над гласными буквами (звуками).

А Рот откроем широко,

Пропоем мы “А” легко.

У Длинный хвост у буквы “У”

Губки вытянем в трубу.

О “О” на обруч так похожа,

Губки кругленькие тоже.

И Улыбнулись широко,

“И-и-и” запели мы легко.

Ы Буква “ы” вдруг рассердилась

И за палку ухватилась.

Э Приготовилась дразниться буква с длинным язычком:

“Э”, так делать не годится!”. Будет стыдно ей потом.

Обязательно сопровождаем каждое двустишие показом схематичного изображения положения губ, затем вместе с ребенком (перед зеркалом) находим нужное положение губ и поём нужный звук.

По мере изучения отрабатываются различные сочетания гласных букв, а также используются “звучащие дорожки” при работе с которыми подключается мелкая моторика ребенка, отрабатывается плавный длительный речевой выдох и модуляция голоса.

При знакомстве ребенка с согласными буквами, я больше опираюсь на зрительное восприятие ребенка и создание ассоциаций, на что похожа буква. Важно помнить: буква легче запоминается, если есть зрительный образ того, на что похожа данная буква и название этого образа начинается с того же звука! В большинстве случаев этого оказывается достаточно, для того, чтобы ребенок быстро запомнил новую букву, но с некоторыми детьми необходимо выучить двустишие. Здесь также используются элементы мнемотехники (схематично изображаем ассоциацию), мелкая моторика (ребенок печатает букву и картинку, на что она похожа), подключаем к работе зрительный, слуховой анализаторы, идет работа над развитием фонематических функций и т.д.

Последовательность изучения согласных звуков и букв может быть различной, но лучше начинать работу с тех, произношение которых не нарушено. Если ребенок научился правильно произносить звук, хотя бы изолированно, то можно знакомить воспитанника с буквой его обозначающей. Это позволяет не только сразу правильно произносить звук, обозначающий букву, но и дает дополнительные возможности для лучшей автоматизации его в слогах и словах, т.к. подключаются к работе как фонематических слух, слуховое внимание ребенка, так и зрительный анализатор, мелкая моторика. Таким образом, происходит не только скорейшее запоминание буквы, но и успешная автоматизация данного звука.

При знакомстве детей с согласными буквами использую следующий материал.

Н “Н” - нитки на катушке

Нужны чтоб шить игрушки. (Показ схематичного изображения буквы “Н” в виде ниток на катушке)

С Смотри, дружочек,

С”- сыра кусочек.

К К” - клюв открыла словно птица,

Комаром чтоб угоститься.

Д Буква “Д” - просторный дом,

Т Т” - труба на доме том.

Л Л” - лесенка как лесенка,

По ней шагаем весело.

В “В” - две вкусные ватрушки

Для тебя и для подружки.

П В полочку вдруг буква “П” превратилась

И на стене она очутилась.

М Висячий мост, где речка,

Услышь на “М” словечко.

Р Р” - рожки крутые, резные, витые.

З Замочек отворился,

В букву “З” он превратился.

Б Буква “Б” с большим брюшком

Ходит медленно пешком.

Г Загнулся гвоздик - не беда,

Увидим букву “Г” тогда.

Ч Буква в цифру превратилась

И четверка получилась.

Ш Ш” - у шиповника шипы,

С шипами лучше не шути.

Ж Ж” словно жук на ветке,

Жука нашли вы, детки?

й “Ай” – укололись, “Ой” – уронили,

“Эй” - закричали, “й” - мы узнали.

Х Хохотушка “Х” хохочет,

Рассмешить нас очень хочет.

Ц Царапается буква “Ц

С коготочком на конце.

Щ “Щ” - на щеточку похожа,

Есть щетинки, ручка тоже.

Ф Мы фонарики зажжем,

Букву “Ф” с тобой найдем.

Е Буква “Е” все ела, ела,

Ежевичку не доела.

Ю Юла поплясала, устала, упала

И очень похожа на “Ю” она стала.

Я Я”, выставляя ножку, шагает по дорожке,

Она собой гордиться и якать не стыдиться.

Ё Бежит колючий ёжик,

На букву “Ё” похожий.

Желаю успехов!

ramka-nl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр - драматизаций и мнемотехники при знакомстве дошкольников с творчеством классиков русской литературы

Как научить детей запоминать стихи, отрывки сказок, пересказывать литературные тексты...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по буквам" , с использованием мнемотехники

Цель: Создать условия для формирования способности произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:развитие умения работать с мнемотаблицами.у...

Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно ...