Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Олеговна Маркова

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Особенно часто это выражается в трудности запоминания букв. Ребенок с общим недоразвитом речи зачастую может путать буквы и их элементы.

Во время чтения дошкольник может пропускать буквы или путать те, у которых есть общие или схожие элементы (например: «Н» и «И», «Ш» и «Щ»).

На письме это выражается в «переворачивание» букв или их «зазеркаливание» (например, ребенок пишет букву «Р» в зеркальном отражении).

Без специального обучения, совместной роботы логопеда, психолога и воспитателя дети данной категории с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.

В результате этого наиболее продуктивно является использование мнемотехник при обучении детей с ОНР грамоте. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Особенно часто это выражается в трудности запоминания букв. Ребенок с общим недоразвитом речи зачастую может путать буквы и их элементы.

Во время чтения дошкольник может пропускать буквы или путать те, у которых есть общие или схожие элементы (например: «Н» и «И», «Ш» и «Щ»).

На письме это выражается в «переворачивание» букв или их «зазеркаливание» (например, ребенок пишет букву «Р» в зеркальном отражении).

C:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 151233.jpgC:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 151303.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 151432.jpgC:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 151456.jpg

Без специального обучения, совместной роботы логопеда, психолога и воспитателя дети данной категории с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.

В результате этого наиболее продуктивно является использование мнемотехник при обучении детей с ОНР грамоте.  

Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. При использовании мнемотехники ребенок связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.

Использование элементов мнемотехники помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:

  1. Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
  2. Развитие зрительно – пространственных функций
  3. Развитие связной речи

Использование элементы мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников с ОНР позволяют:

  • Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит) количество этих     элементов, пространственное расположение этих элементов)
  • Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.

Поскольку при использовании мнемотехники основным приемом является ассоциация, то при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи обучающимся необходимо давать яркие и образные ассоциации букв с окружающим ребенка миром.

Далее мы приведем основные направления использования элементов мнемотехники, которые могут быть реализованы в образовательной деятельности воспитанников ДОУ в старших и подготовительных группах.

1 Прием: использование коротких стишков с визуальным подкрепление для запоминания и разграничения сходных по написанию букв.

C:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 152713.jpgC:\Users\Ирина\Desktop\Скриншот 16-02-2024 152731.jpg

2 Прием: Запоминание букв через практическую деятельность (лепка, конструирование, аппликации и т.д.)

«Пескотерапия»: игры с песком, выкладывание букв из песка в 3D песочнице, рисование на песке.

C:\Users\Ирина\Desktop\IMG-7cedcca3f4e2147862b39dd0d06827b6-V.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\IMG-1f2b25b5f4983c4656660af7e92afc34-V.jpg

«Конструирование букв» - выкладывание букв из счётных палочек, камушков.

C:\Users\Ирина\Desktop\IMG-77da5ea9cb898cefe517b12bf49bdbcc-V.jpg  C:\Users\Ирина\Desktop\IMG-24281ab73d4db2102df7ef27148904f3-V.jpg

Используя в работе по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР данным приемов, о которых сказано выше, можно достичь следующих результатов:

  • Уменьшить количество ошибок при написании букв.
  • Помочь детям усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
  • Способствовать улучшению внимания, памяти, логического мышления, графо – моторных навыков.

Таким образом, происходит не только скорейшее запоминание буквы, но и успешная автоматизация данного звука.

Материал подготовил:

учитель-логопед Маркова Ирина Олеговна

МБДОУ д/с №19 «Антошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируе...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.

Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...