Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Особенно часто это выражается в трудности запоминания букв. Ребенок с общим недоразвитом речи зачастую может путать буквы и их элементы.
Во время чтения дошкольник может пропускать буквы или путать те, у которых есть общие или схожие элементы (например: «Н» и «И», «Ш» и «Щ»).
На письме это выражается в «переворачивание» букв или их «зазеркаливание» (например, ребенок пишет букву «Р» в зеркальном отражении).
Без специального обучения, совместной роботы логопеда, психолога и воспитателя дети данной категории с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.
В результате этого наиболее продуктивно является использование мнемотехник при обучении детей с ОНР грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ispolzovanie_elementov_mnemotehniki.docx | 578.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Особенно часто это выражается в трудности запоминания букв. Ребенок с общим недоразвитом речи зачастую может путать буквы и их элементы.
Во время чтения дошкольник может пропускать буквы или путать те, у которых есть общие или схожие элементы (например: «Н» и «И», «Ш» и «Щ»).
На письме это выражается в «переворачивание» букв или их «зазеркаливание» (например, ребенок пишет букву «Р» в зеркальном отражении).
Без специального обучения, совместной роботы логопеда, психолога и воспитателя дети данной категории с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.
В результате этого наиболее продуктивно является использование мнемотехник при обучении детей с ОНР грамоте.
Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. При использовании мнемотехники ребенок связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.
Использование элементов мнемотехники помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
- Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
- Развитие зрительно – пространственных функций
- Развитие связной речи
Использование элементы мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников с ОНР позволяют:
- Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит) количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
- Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.
Поскольку при использовании мнемотехники основным приемом является ассоциация, то при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи обучающимся необходимо давать яркие и образные ассоциации букв с окружающим ребенка миром.
Далее мы приведем основные направления использования элементов мнемотехники, которые могут быть реализованы в образовательной деятельности воспитанников ДОУ в старших и подготовительных группах.
1 Прием: использование коротких стишков с визуальным подкрепление для запоминания и разграничения сходных по написанию букв.
2 Прием: Запоминание букв через практическую деятельность (лепка, конструирование, аппликации и т.д.)
«Пескотерапия»: игры с песком, выкладывание букв из песка в 3D песочнице, рисование на песке.
«Конструирование букв» - выкладывание букв из счётных палочек, камушков.
Используя в работе по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР данным приемов, о которых сказано выше, можно достичь следующих результатов:
- Уменьшить количество ошибок при написании букв.
- Помочь детям усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- Способствовать улучшению внимания, памяти, логического мышления, графо – моторных навыков.
Таким образом, происходит не только скорейшее запоминание буквы, но и успешная автоматизация данного звука.
Материал подготовил:
учитель-логопед Маркова Ирина Олеговна
МБДОУ д/с №19 «Антошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные контекстом, ориентируе...
Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...
Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...