Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борисенко Екатерина Владимировна

Программные задачи:

 

Образовательные:

уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;

-совершенствовать навыки детей в проведении звуко - буквенного анализа слова;

-познакомить с буквой Зз;

-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.

Развивающие:

- продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Оборудование: домики для  гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые квадраты ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

1.Организационный момент:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

2. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Речь бывает…(устная и письменная)

Устная речь – это…(все, что мы говорим)

Письменная речь – это…(Все, что пишем и читаем)

Речь состоит из…(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

В предложении слова.. («дружат» - связаны между собой по смыслу)

Воспитатель обращает внимание на экран телевизора

 

3. Прослушайте рассказ. Сосчитайте сколько в нем предложений.

!!!!! Подсказка: слышишь большую паузу – хлопай в ладоши. Сколько раз вы хлопнули в ладоши, столько предложений в рассказе.

Проснулась Зоя утром. Отодвинула занавеску. Заправила постель. Почистила зубы. Сделала зарядку. Села завтракать.

 

Дети: - В этом рассказе 6 предложений.

В.:-Какой звук чаще других встречается в рассказе? Д.:Звук «З».

В.: -Какие еще слова со звуком «З» изображены на картинке?

 

4. Характеристика звука «З».

 – губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

 – кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

 – голосовые связки работают.

« З» – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

«Зь» – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

 - Как определяем, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

- Как определяем, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

 - Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

5. Звукоподражание.

Подражая комару,

Очень громко зазвеню: (З….З….З….)

6. Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «З» и топнуть ногой, если услышишь звук «ЗЬ».

Забор, зеркало, замок, зубы, зима, запятая, запонки, земля, звезда, зеленый, земляника, завиток, занавес, зонт, заяц, козел, зебра, зефир.

7. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

 Воспитатель предлагает ребенку взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый.

 - Я буду произносить слоги со звуками «З», «Зь». Если в слоге услышишь звук «З», сигнал какого цвета поднимешь? (Сигнал синего цвета, потому что звук «З» – согласный, твердый.)

- Если услышишь звук «Зь»? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук «Зь» – согласный, мягкий.)

 Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Слова: Ваза, поза, зима, зонт, медуза, зеленка, занятие, заноза, коза, забор, бизон.

8.Веселая переменка

(повторение описываемых движений)

Шел король по лесу, по лесу

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

9. Повтори скороговорки

За-за-за – в саду бегает коза. Показывает рожки, бежит на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрит вдаль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображает усы с помощью рук.

 10.Знакомство с буквой З.

Буква «З» как змея,

Извивается она.

На эту букву посмотри

– Она совсем, как цифра три!

(Ребенок «рисует» пальчиком в воздухе букву З.)

 

 

Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.

11. Объяснить смысл пословиц:

Сумел завязать, сумей и развязать.

Знайка все с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.

 Кто за все берется, тому ничего не удается.

Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

12.Развитие навыков чтения.

АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.

 

 Коза, поза, ваза

 У Наты коза.

13.Итог занятия.

В.: -С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №9 «ЖАР- ПТИЦА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Конспект НОД

В подготовительной  группе на тему

«Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий

 Подготовила воспитатель: Борисенко Е.В.

г. Симферополь, 2023г

Программные задачи:

Образовательные:

уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;

-совершенствовать навыки детей в проведении звуко - буквенного анализа слова;

-познакомить с буквой Зз;

-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.

Развивающие:

- продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

Оборудование: домики для  гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые квадраты ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.

Ход НОД

1.Организационный момент:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

2. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Речь бывает…(устная и письменная)

Устная речь – это…(все, что мы говорим)

Письменная речь – это…(Все, что пишем и читаем)

Речь состоит из…(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

В предложении слова.. («дружат» - связаны между собой по смыслу)

Воспитатель обращает внимание на экран телевизора

3. Прослушайте рассказ. Сосчитайте сколько в нем предложений.

!!!!! Подсказка: слышишь большую паузу – хлопай в ладоши. Сколько раз вы хлопнули в ладоши, столько предложений в рассказе.

Проснулась Зоя утром. Отодвинула занавеску. Заправила постель. Почистила зубы. Сделала зарядку. Села завтракать.

 

Дети: - В этом рассказе 6 предложений.

В.:-Какой звук чаще других встречается в рассказе? Д.:Звук «З».

В.: -Какие еще слова со звуком «З» изображены на картинке?

4. Характеристика звука «З».

 – губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

 – кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

 – голосовые связки работают.

« З» – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

«Зь» – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

 - Как определяем, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

- Как определяем, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

 - Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

5. Звукоподражание.

Подражая комару,

Очень громко зазвеню: (З….З….З….)

6. Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «З» и топнуть ногой, если услышишь звук «ЗЬ».

Забор, зеркало, замок, зубы, зима, запятая, запонки, земля, звезда, зеленый, земляника, завиток, занавес, зонт, заяц, козел, зебра, зефир.

7. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

 Воспитатель предлагает ребенку взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый.

 - Я буду произносить слоги со звуками «З», «Зь». Если в слоге услышишь звук «З», сигнал какого цвета поднимешь? (Сигнал синего цвета, потому что звук «З» – согласный, твердый.)

- Если услышишь звук «Зь»? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук «Зь» – согласный, мягкий.)

 Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Слова: Ваза, поза, зима, зонт, медуза, зеленка, занятие, заноза, коза, забор, бизон.

8.Веселая переменка

(повторение описываемых движений)

Шел король по лесу, по лесу

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

9. Повтори скороговорки

За-за-за – в саду бегает коза. Показывает рожки, бежит на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрит вдаль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображает усы с помощью рук.

 10.Знакомство с буквой З. 

Буква «З» как змея,

Извивается она.

На эту букву посмотри

– Она совсем, как цифра три!

(Ребенок «рисует» пальчиком в воздухе букву З.)

Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.

11. Объяснить смысл пословиц:

Сумел завязать, сумей и развязать.

Знайка все с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.

 Кто за все берется, тому ничего не удается.

Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

12.Развитие навыков чтения.

АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.

 Коза, поза, ваза

 У Наты коза.

13.Итог занятия.

В.: -С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Звук и буква Ш"

Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами сомати...

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗВУКЕ И БУКВЕ «К» НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕЧСКОЙ ТЕМЫ «МЕБЕЛЬ» подготовительная группа

Логопедическое занятие  с элементами обучения грамоте на лексическом материале темы "Мебель"...

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. "Космическое путешествие."Звук и буква Ш".

В данном конспекте использованы различные виды здоровьесберегающих технологий,используемые учителем-логопедом в своей работе....