Конспект НОД В подготовительной группе на тему «Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Программные задачи:
Образовательные:
уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;
-совершенствовать навыки детей в проведении звуко - буквенного анализа слова;
-познакомить с буквой Зз;
-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.
Развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые квадраты ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.
Ход НОД
1.Организационный момент:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Речь бывает…(устная и письменная)
Устная речь – это…(все, что мы говорим)
Письменная речь – это…(Все, что пишем и читаем)
Речь состоит из…(предложений)
Предложение состоит из…(слов)
В предложении слова.. («дружат» - связаны между собой по смыслу)
Воспитатель обращает внимание на экран телевизора
3. Прослушайте рассказ. Сосчитайте сколько в нем предложений.
!!!!! Подсказка: слышишь большую паузу – хлопай в ладоши. Сколько раз вы хлопнули в ладоши, столько предложений в рассказе.
Проснулась Зоя утром. Отодвинула занавеску. Заправила постель. Почистила зубы. Сделала зарядку. Села завтракать.
Дети: - В этом рассказе 6 предложений.
В.:-Какой звук чаще других встречается в рассказе? Д.:Звук «З».
В.: -Какие еще слова со звуком «З» изображены на картинке?
4. Характеристика звука «З».
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
– голосовые связки работают.
« З» – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
«Зь» – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
- Как определяем, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
- Как определяем, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
- Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
5. Звукоподражание.
Подражая комару,
Очень громко зазвеню: (З….З….З….)
6. Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «З» и топнуть ногой, если услышишь звук «ЗЬ».
Забор, зеркало, замок, зубы, зима, запятая, запонки, земля, звезда, зеленый, земляника, завиток, занавес, зонт, заяц, козел, зебра, зефир.
7. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.
Воспитатель предлагает ребенку взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый.
- Я буду произносить слоги со звуками «З», «Зь». Если в слоге услышишь звук «З», сигнал какого цвета поднимешь? (Сигнал синего цвета, потому что звук «З» – согласный, твердый.)
- Если услышишь звук «Зь»? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук «Зь» – согласный, мягкий.)
Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.
Слова: Ваза, поза, зима, зонт, медуза, зеленка, занятие, заноза, коза, забор, бизон.
8.Веселая переменка
(повторение описываемых движений)
Шел король по лесу, по лесу
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
9. Повтори скороговорки
За-за-за – в саду бегает коза. Показывает рожки, бежит на месте.
Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрит вдаль по сторонам.
Зы-зы-зы – у козы усы. Изображает усы с помощью рук.
10.Знакомство с буквой З.
Буква «З» как змея,
Извивается она.
На эту букву посмотри
– Она совсем, как цифра три!
(Ребенок «рисует» пальчиком в воздухе букву З.)
Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
11. Объяснить смысл пословиц:
Сумел завязать, сумей и развязать.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
12.Развитие навыков чтения.
АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.
Коза, поза, ваза
У Наты коза.
13.Итог занятия.
В.: -С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №9 «ЖАР- ПТИЦА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект НОД
В подготовительной группе на тему
«Звуки «З-Зь. Буква З. Закрепление знаний о звуках «З-Зь», знакомство с буквой «З» с использованием здоровьесберегающих технологий
Подготовила воспитатель: Борисенко Е.В.
г. Симферополь, 2023г
Программные задачи:
Образовательные:
уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;
-совершенствовать навыки детей в проведении звуко - буквенного анализа слова;
-познакомить с буквой Зз;
-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.
Развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые квадраты ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.
Ход НОД
1.Организационный момент:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Речь бывает…(устная и письменная)
Устная речь – это…(все, что мы говорим)
Письменная речь – это…(Все, что пишем и читаем)
Речь состоит из…(предложений)
Предложение состоит из…(слов)
В предложении слова.. («дружат» - связаны между собой по смыслу)
Воспитатель обращает внимание на экран телевизора
3. Прослушайте рассказ. Сосчитайте сколько в нем предложений.
!!!!! Подсказка: слышишь большую паузу – хлопай в ладоши. Сколько раз вы хлопнули в ладоши, столько предложений в рассказе.
Проснулась Зоя утром. Отодвинула занавеску. Заправила постель. Почистила зубы. Сделала зарядку. Села завтракать.
Дети: - В этом рассказе 6 предложений.
В.:-Какой звук чаще других встречается в рассказе? Д.:Звук «З».
В.: -Какие еще слова со звуком «З» изображены на картинке?
4. Характеристика звука «З».
– губы в улыбке;
– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
– кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
– голосовые связки работают.
« З» – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
«Зь» – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
- Как определяем, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
- Как определяем, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
- Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
5. Звукоподражание.
Подражая комару,
Очень громко зазвеню: (З….З….З….)
6. Игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук «З» и топнуть ногой, если услышишь звук «ЗЬ».
Забор, зеркало, замок, зубы, зима, запятая, запонки, земля, звезда, зеленый, земляника, завиток, занавес, зонт, заяц, козел, зебра, зефир.
7. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.
Воспитатель предлагает ребенку взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый.
- Я буду произносить слоги со звуками «З», «Зь». Если в слоге услышишь звук «З», сигнал какого цвета поднимешь? (Сигнал синего цвета, потому что звук «З» – согласный, твердый.)
- Если услышишь звук «Зь»? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук «Зь» – согласный, мягкий.)
Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.
Слова: Ваза, поза, зима, зонт, медуза, зеленка, занятие, заноза, коза, забор, бизон.
8.Веселая переменка
(повторение описываемых движений)
Шел король по лесу, по лесу
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
9. Повтори скороговорки
За-за-за – в саду бегает коза. Показывает рожки, бежит на месте.
Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрит вдаль по сторонам.
Зы-зы-зы – у козы усы. Изображает усы с помощью рук.
10.Знакомство с буквой З.
Буква «З» как змея,
Извивается она.
На эту букву посмотри
– Она совсем, как цифра три!
(Ребенок «рисует» пальчиком в воздухе букву З.)
Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.
11. Объяснить смысл пословиц:
Сумел завязать, сумей и развязать.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
12.Развитие навыков чтения.
АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.
Коза, поза, ваза
У Наты коза.
13.Итог занятия.
В.: -С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Звук и буква Ш"
Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами сомати...
Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окр. миром на прогулке с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: "Букет из листьев"
Представляю конспект прогулки для детей второй группы раннего возраста...
Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года) по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром на прогулке) с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Буке
Знакомство детей с листопадом и другими признаками осени....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗВУКЕ И БУКВЕ «К» НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕЧСКОЙ ТЕМЫ «МЕБЕЛЬ» подготовительная группа
Логопедическое занятие с элементами обучения грамоте на лексическом материале темы "Мебель"...
Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. "Космическое путешествие."Звук и буква Ш".
В данном конспекте использованы различные виды здоровьесберегающих технологий,используемые учителем-логопедом в своей работе....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы....