Конспект занятия для детей с ТНР.: Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuko-bukvennyy_analiz_slov._transponirovanie.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 для детей старшей группы с ТНР

Составила и провела

Учитель – логопед О.Г.Горубнова

Тема: Звуко-буквенный анализ слов.

        Транспонирование.

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Задачи:

1.Учить детей транспонировать слова, отличающиеся одним звуком КОТ-БОТ.

2.Продолжать учить проводить звуко-буквенный анализ коротких слов.

3.Упражнять в умении определять один звук в собственном имени.

4.Продолжать развивать общие речевые навыки: умение изменять высоту голоса в момент пропевания гласных звуков.

Оборудование:  картинки КОТ и БОТ, круги, кассы, карточки, лесенка, буквы для распевок, игрушки КОТ и БОТ, вертушка для транспонирования.

Ход занятия

I.Огранизационный момент.

1.Упражнение в пропевании гласных звуков с изменением высоты голоса.

 - Что мы слышим вокруг?

(продемонстрировать разные звуки)

 - Звуки.

 - Слышим звуки, видим …

 - Буквы.

Буквы будут помогать нам по лесенке шагать.

                                А

 - Послушайте:        А                (октава)

                А

 - Низкая ступенька - голос звучит низко.

- Попробуем вместе: А

 - На высокой ступеньке как звучит голос?

 - Высоко.

 - Споем: А↑

2.Дидактическое упражнение «Отгадай первый звук».

 - Сядут за столы дети,чьи имена начинаются со звука П, К, И, Л, А.

II.Работа по теме занятия.

1.Звуко-буквенный анализ слова КОТ.

 - А теперь опять будем добавлять

От-от-от появился рыжий …… КОТ.

 - Почему взяла синий круг?

 - Первый звук К согласный.

 - Послушайте как потяну: К О-О-О- Т.

 - Какой круг возьмете?

 - Красный.

 - Второй звук О гласный.

 - КОТ, положите сами.

 - Какой круг положили?

 - Синий.

Какой:

 - Первый  звук – К

 - Второй звук- О

 - Третий звук – Т.

Сколько всего звуков в слове КОТ?

 - Три.

 - Три звука – положили три круга.

 - Теперь напишем это слово буквами.

        КОТ

(дети выкладывают буквы под схемой).

- Какое слово получилось? Кот- это…..

2.Сравнение слов. Транспонирование.

 - Где ладошки?

 - Вот.

От-от-от по реке плывет БОТ

 - Что такое бот?

 - БОТ.

 - Сколько слов написали?

 - Два: КОТ и БОТ.

 - Одинаковые слова?

 - Разные.

 - Чем отличаются?

Кот это… Домашнее животное.

Бот – маленькая лодочка.

 - Что меняется в словах КОТ – БОТ?

 - Первая буква.

 - Мы поменяли одну букву, изменилось и значение слова.

Был КОТ, стал БОТ.

III.Физминутка.

Физкультминутка с мячами.

В правую руку свой мячик возьму,

Над головою его подниму,

И перед грудью его подержу,

К правой ступне не спеша положу.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и друзьям улыбнись.

Мяч, потихоньку за спину вернись!

К голени правой и к правой ступне,

Ой, на животик запрыгнул он мне.

IV.Продолжение работы по теме занятия.

1.Дидактическое упражнение «Новое слово».

 - А пока играли, вдруг появился этот …Круг.

 - Чтобы слово нам узнать,

Нужно буквы называть,

Какие буквы узнали?

К, П, Р, Б, О, Т.

 - Иди, Полина, составь слово.

К+ОТ= КОТ- это домашнее животное.

 - Поменяй букву, Антон, что получилось?

Р+ОТ= РОТ

Одну букву поменяли, слово новое узнали.

КОТ, и ПОТ, и БОТ, и РОТ

Замечательно читали,

Очень умный вы народ!

- Какие слова выкладывали сегодня?

 - КОТ, БОТ.

2.Выход в связную речь.

 - Расскажите про кота:

Жил-был кот.

У кота был бот.

Кот залез в бот.

И поплыл, вот.

V.Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Родительская мастерская Изготовление пособий для занятий с ребёнком дома по обучению звуковому анализу слова

Родительская мастерскаяИзготовление пособийдля занятий с ребёнком дома  по обучению звуковому анализу слова...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой анализ слова «Лук»

Программное содержание:1. Учить проводить звуковой анализ слов;2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком....

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».Задачи:1. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 2. Закреплять на...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описыва...