Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»

Образовательная область: речевое развитие 

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Звуковой анализ слова»

Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;

закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);

развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе  в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);

воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка»), желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).

Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.

Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

Психологический настрой на совместную деятельность:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

- Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме(сообщении)?

На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.

-Кто нам написал?

-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?

«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе  смогут только те, кто выполнит все задания.

Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».

Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».

-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?

-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?

-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!

- А на чем мы отправимся в дорогу?

-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?

- Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.

-Вы запомнили подсказку Снегурочки?

-Про кого она говорила?

-Вставайте на лыжи за мной.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)

  1. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.

Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель:  развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.

Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.

-Смогли мы выполнить задание?

-Почему не смогли? (подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

- Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)

Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».

- Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)

Воспитатель берет букварь и  читает:

«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».

Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?

Дидактическая игра «Озорники».

-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.

Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).

-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?

- А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.

- Смогли мы выполнить задание Косичкиной?

- Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.

-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?

-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.

Дидактическая игра «Звуковые схемы»

Цель:  развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.

Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).

Используется взаимопроверка в парах.

Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»

- Наше путешествие продолжается,  вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку). 

-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.

-Мы можем чем-то помочь ему?  

-Чем?

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.

В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.

Работа в парах.

-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:

«Склейте корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная...(бумага)»

-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)

-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.

Дидактическая игра «Превращение имени»

Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.

-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.

- Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.

Ребята, смотрите, кто нас встречает.

«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»

  1. Осмысление

Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения  на разных этапах занятия.

-Ребята, где вы сегодня были?

- Что делали?

- Смогли выполнить все задания Снегурочки?

-Почему нам это удалось?

Рефлексия «Мы готовы к школе»

-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др

Литература:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;
  2. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;
  3. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Традиционная одежда народов России.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей о многообразии народов, проживающих на территории России, формирует представление у детей о традиционной одежде народ России....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»

Краткая аннотация к работе:  Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как  одним из способов  развития познавательной активности дошкольников....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой ...