«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
развивать фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Задачи:
коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
развивать фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением жука, иллюстрации луга, поля, лужайки, письмо.
Ход занятия:
Логопед: Дети, сегодня по дороге в детский сад нашла записку. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку:
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(Жук)
- Правильно, жук! И это письмо от жука. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.
Письмо от жука.
Ж-Ж-Ж Я жук, к тому же майский!
По полям всю жизнь летаю. ( показ иллюстрации полей)
Вот летал я на лугу (показ иллюстрации лугов)
На лужайку прилетел я
На лужайке той цветы необычной красоты! (показ иллюстрации полей лужаек)
Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.
Ну а звуков я не знаю, кто поможет отгадать?
Логопед: Ну что, ребята, поможем жуку разгадать звуки? Мы выполним задания от звуковых цветов, и поможем жуку.
-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в жучков!
- Чтоб в жучков нам превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки жучков).
Логопед: По полям перелетая и заданья выполняя.
1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!
Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)
Логопед:
- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).
-Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).
- В чем различия? (В положении рта и губ).
2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).
Задание: Артикуляционные упражнения для развития дыхания и голоса.
Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!
А-А-А - шире ротик детвора.
У-У-У - всех детей к себе зову.
И-И-И - ротик к ушкам потяни.
Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо
АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ
ПА-ПО-ПУ-ПЫ
АВ-ОВ-УВ-ИВ
-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.
3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).
Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.
Логопед: Ребята, вы слышите?
Дети: Да! Кто-то кричит.
Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).
Дети: АУ! (заблудился кто-то).
Логопед: Повторите, что вы услышали.
Дети: АУ-АУ-АУ.
Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.
Дети выполняют задания.
(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш)
Анализ и синтез звукосочетания УА,
- «Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)
4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).
- Чтоб жучкам сил набрать,
Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Жучки”.
5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).
Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).
Логопед: Чтоб заданье выполнять,
Нужно пальчики размять.
Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ).
Затем выполняют задания:
Загадки: 1. Звук О
Молодцы крылатые
Платья полосатые
Ростом хоть и крохи
Укусят – будет плохо! (осы).
2. Звук У
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам верный друг,
Электрический….(утюг).
3. Звук И
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает! (игла).
4. Звук А
Стою на крыше
Всех труб выше! (антенна).
5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.
Сделали дыру, вырыли нору,
Солнце сияет, а они не знают (кроты).
Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..
Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!
Логопед: Вы, ребята, молодцы! Помогли нашему жучку справиться с заданием!
А за это наш жучок приготовил вам угощение майский мед. Дети благодарят жучка.
Занятие заканчивается.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Задачи:
коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
развивать фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением жука, иллюстрации луга, поля, лужайки, письмо.
Ход занятия:
Логопед: Дети, сегодня по дороге в детский сад нашла записку. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку:
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(Жук)
- Правильно, жук! И это письмо от жука. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.
Письмо от жука.
Ж-Ж-Ж Я жук, к тому же майский!
По полям всю жизнь летаю. ( показ иллюстрации полей)
Вот летал я на лугу (показ иллюстрации лугов)
На лужайку прилетел я
На лужайке той цветы необычной красоты! (показ иллюстрации полей лужаек)
Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.
Ну а звуков я не знаю, кто поможет отгадать?
Логопед: Ну что, ребята, поможем жуку разгадать звуки? Мы выполним задания от звуковых цветов, и поможем жуку.
-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в жучков!
- Чтоб в жучков нам превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки жучков).
Логопед: По полям перелетая и заданья выполняя.
1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!
Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)
Логопед:
- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).
-Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).
- В чем различия? (В положении рта и губ).
2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).
Задание: Артикуляционные упражнения для развития дыхания и голоса.
Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!
А-А-А - шире ротик детвора.
У-У-У - всех детей к себе зову.
И-И-И - ротик к ушкам потяни.
Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо
АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ
ПА-ПО-ПУ-ПЫ
АВ-ОВ-УВ-ИВ
-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.
3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).
Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.
Логопед: Ребята, вы слышите?
Дети: Да! Кто-то кричит.
Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).
Дети: АУ! (заблудился кто-то).
Логопед: Повторите, что вы услышали.
Дети: АУ-АУ-АУ.
Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.
Дети выполняют задания.
(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш)
Анализ и синтез звукосочетания УА,
- «Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)
4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).
- Чтоб жучкам сил набрать,
Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Жучки”.
5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).
Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).
Логопед: Чтоб заданье выполнять,
Нужно пальчики размять.
Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ).
Затем выполняют задания:
Загадки: 1. Звук О
Молодцы крылатые
Платья полосатые
Ростом хоть и крохи
Укусят – будет плохо! (осы).
2. Звук У
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам верный друг,
Электрический….(утюг).
3. Звук И
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает! (игла).
4. Звук А
Стою на крыше
Всех труб выше! (антенна).
5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.
Сделали дыру, вырыли нору,
Солнце сияет, а они не знают (кроты).
Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..
Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!
Логопед: Вы, ребята, молодцы! Помогли нашему жучку справиться с заданием!
А за это наш жучок приготовил вам угощение майский мед. Дети благодарят жучка.
Занятие заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....