«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

развивать фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Задачи:

коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

развивать фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением жука, иллюстрации луга, поля, лужайки, письмо.

Ход занятия:

Логопед: Дети, сегодня по дороге в детский сад нашла записку. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку:

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает -

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый ...(Жук)

- Правильно, жук! И это письмо от жука. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо от жука.

Ж-Ж-Ж Я жук, к тому же майский!

По полям всю жизнь летаю. ( показ иллюстрации полей)

Вот летал я на лугу (показ иллюстрации лугов)

На лужайку прилетел я

На лужайке той цветы необычной красоты! (показ иллюстрации полей лужаек)

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Ну а звуков я не знаю, кто поможет отгадать?

Логопед: Ну что, ребята, поможем жуку разгадать звуки? Мы выполним задания от звуковых цветов, и поможем жуку.

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в жучков!

- Чтоб в жучков нам превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки жучков).

Логопед: По полям перелетая и заданья выполняя.

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:

- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

-Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

- В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Артикуляционные упражнения для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.

О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш)

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- «Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

- Чтоб жучкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Жучки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ).

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Помогли нашему жучку справиться с заданием!

А за это наш жучок приготовил вам угощение майский мед. Дети благодарят жучка.

Занятие заканчивается.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Задачи:

коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

развивать фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением жука, иллюстрации луга, поля, лужайки, письмо.

Ход занятия:

Логопед: Дети, сегодня по дороге в детский сад нашла записку. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку:

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает -

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый ...(Жук)

- Правильно, жук! И это письмо от жука. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо от жука.

Ж-Ж-Ж Я жук, к тому же майский!

По полям всю жизнь летаю. ( показ иллюстрации полей)

Вот летал я на лугу (показ иллюстрации лугов)

На лужайку прилетел я

На лужайке той цветы необычной красоты! (показ иллюстрации полей лужаек)

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Ну а звуков я не знаю, кто поможет отгадать?

Логопед: Ну что, ребята, поможем жуку разгадать звуки? Мы выполним задания от звуковых цветов, и поможем жуку.

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в жучков!

- Чтоб в жучков нам превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки жучков).

Логопед: По полям перелетая и заданья выполняя.

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:

- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

-Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

- В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Артикуляционные упражнения для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.

О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш)

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- «Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

- Чтоб жучкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Жучки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ).

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Помогли нашему жучку справиться с заданием!

А за это наш жучок приготовил вам угощение майский мед. Дети благодарят жучка.

Занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...