Открытое занятие "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ch_zanyatie.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: Звук и буква Ч.
Цель: Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные закрепить произношение звука [ч]; учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закрепить понятие звук и буква; познакомить с его графическим обозначением; совершенствовать навык звукового и слогового анализа; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописанием «ча», «чу»;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы; закрепить умение определять место звука в слове; обогащать словарный запас; упражнять в составлении предложений; развивать внимание, память; развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: Сигналы (зеленые), схемы для определения места звука в слове, карточки для составления схем, чудесный чемоданчик, чашки (заготовки для детей), сказочные буквы, звуковые домики, листы для индивидуальной работы, простые карандаши, презентация.
Ход занятия.
1. Орг.момент. Поздоровайтесь с гостями, пожелайте доброго утра. Улыбнитесь, хорошего вам настроения.
- Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь.
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены ….(Чебурашку)
Слайд 1 (по щелчку появляется Чебурашка, Кнопка Звук здоровается)
-Здравствуйте, ребята!
2. Расслабляющий массаж лица.
Л: - Чебурашка, ты какой-то невеселый.
Ребята, давайте поднимем нашему гостю настроение и научим делать массаж. Слайд 2
Руки растираем и разогреваем
(потирают ладони и хлопают)
И лицо теплом их нежно умываем.
(ладонями проводят по лицу сверху вниз)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли
(кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро
(растирают ладонями ушные раковины)
Тянем вниз за мочки
(слегка потягивают уши за мочки)
И «идем» по щечкам
(постукивают кончиками пальцев по щечкам)
Подбородок ущипнем
(пощипываем, потягиваем и прижимаем подбородок пальцами)
И потянем, и прижмем.
Шею гладим мы легко
(ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам)
И вдыхаем глубоко.
(делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем)
-Улыбнитесь друг другу.
3. Сообщение темы занятия.
Слайд 3 Л: -Чебурашка, понравилось тебе?
Кнопка Звук -Очень понравилось. Я даже успокоился. Ребята, вы такие умные, помогите мне. У меня есть одна проблема, вот послушайте.
Слайд 4. Мультик
Слайд 5 Кнопка Звук
-Ребята, я совсем не умею читать. И даже не знаю, на какую букву начинается мое имя…
Л: - Ребята, поможем Чебурашке познакомиться с его буквой?
Для этого у меня есть чудесный чемоданчик с заданиями.
4. Анализ артикуляции звука
Л. достает из чемодана карточку.
(на карточке вопросительный знак)
-Какой звук вы слышите в начале слов: чемодан, чудесный? А в имени Чебурашка?
Послушайте загадку:
В полу лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (Паровоз)
Слайд 6. Мультик
Л: -Как едет паровоз? Ч_Ч_Ч
Какой это звук - гласный или согласный? Глухой или звонкий? Почему? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?
5. Развитие фонематического слуха
Л. достает из чемодана еще карточку. ( Веселый Ух) и сигнал зеленого цвета.
Игра «Сигнальщики»
Поднимайте сигнал, если услышите в слове звук Ч:
вагончик
шпалы
прочный
рельсы
стучат
мчится
колеса
качается
станция
чудесная
Выделение звука Ч из состава слова.
- Третье задание из чудесного чемоданчика.
Игра «Найди место звука в слове»
-Возьмите листочек с заданием и назовите слова со звуком Ч. С помощью схемы определите место звука Ч в слове: Чипполино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит, очки, печка, бочка, ключ, царевич)
6. Развитие мелкой моторики. Движения по тексту.
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем.
Снова в кулачки сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
7. Знакомство с буквой Ч.
- Хотите еще заглянуть в Чудесный чемоданчик? Л. достает карточку с буквой Ч.
-Это буква Ч. На что она похожа?
Да, мы правильно решили
Ч мы пишем как 4.
Только с цифрою, друзья
Буквы путать нам нельзя.
Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками. Почему на карточке Ч зеленого цвета?
8. Физминутка «Часики» Слайд 7 Кнопка Звук
-Пришло время отдохнуть.
9. Звуковой анализ, синтез слогов.
Л: -Заглянем в Чудесный чемоданчик. Интересно, какую игру он нам приложит?
Посмотрите на часы:
С одной стрелочкой они.
Буква Ч на стрелку встала
И по кругу побежала.
Она к гласным подошла,
С ними слоги назвала.
-Какие слоги назвала буква Ч?
- Буква Ч приготовила для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали букву Ч играть в прятки. Выпало водить букве Ч . Буквы А и У побежали прятаться, а Я и Ю решили схитрить и убежали домой. Вот буква Ч нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла. Наступил вечер Буквы А, У и Ч пошли домой. Вдруг видят, а буквы Ю и Я давно в домиках сидят, чай пьют. Обиделась Ч и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Придумайте слова с этими слогами (часы, чудо, чудеса, чучело, чулан, чай, чашка, чайка)
10. Игра «Расшифруй слово»
Л: - Осталось еще одно задание в моем чудесном чемоданчике.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
- Помогите буквам встать на свои места.
К Ш А А Ч
4 3 5 2 1
Слайд 8
- Чебурашка очень любит пить чай. Давайте подарим ему букву Ч и чашку. Возьмите простой карандаш и впишите слово, которое у нас получилось.
А каким цветом мы раскрасим букву Ч? Почему?
11. Итог
Слайд 9 Кнопка Звук.
Ч: Ребята, спасибо, вы мне очень помогли. Я теперь так хорошо знаю свою букву Ч. И учиться читать совсем не сложно! А из ваших красивых чашек мы будем с Геной пить чай и вспоминать ваш детский сад «Умка» и группу «Лучики». Ведь вы знаете, что в мультиках все нарисованное становится настоящим. Спасибо и до встречи в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”
Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...
Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"
Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»
НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...
Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»
В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....