Открытое занятие "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лесниченко Светлана Игоревна

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ch_zanyatie.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: Звук и буква Ч.

Цель: Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные закрепить произношение звука [ч]; учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закрепить понятие звук и буква; познакомить с его графическим обозначением; совершенствовать навык звукового и слогового анализа; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописанием «ча», «чу»;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы; закрепить умение определять место звука в слове; обогащать словарный запас; упражнять в составлении предложений; развивать внимание, память; развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: Сигналы (зеленые), схемы для определения места звука в слове, карточки для составления схем, чудесный чемоданчик, чашки (заготовки для детей), сказочные буквы, звуковые домики, листы для индивидуальной работы, простые карандаши, презентация.

Ход занятия.

1.     Орг.момент. Поздоровайтесь с гостями, пожелайте доброго утра. Улыбнитесь, хорошего вам настроения.

- Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь.

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку.

Знает каждая дворняжка

Друга Гены ….(Чебурашку)  

 Слайд 1 (по щелчку появляется Чебурашка, Кнопка Звук здоровается)

-Здравствуйте, ребята!

2.    Расслабляющий массаж лица.

Л: - Чебурашка, ты какой-то невеселый.

Ребята, давайте поднимем нашему гостю настроение и научим делать массаж. Слайд 2

Руки растираем и разогреваем

(потирают ладони и хлопают)

И лицо теплом их нежно умываем.

(ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Пальцами «сгребаем» все плохие мысли

(кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам)

Уши растираем вверх и вниз мы быстро

(растирают ладонями ушные раковины)

Тянем вниз за мочки

(слегка потягивают уши за мочки)

И «идем» по щечкам

(постукивают кончиками пальцев по щечкам)

Подбородок ущипнем

(пощипываем, потягиваем и прижимаем подбородок пальцами)

И потянем, и прижмем.

Шею гладим мы легко

(ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам)

И вдыхаем глубоко.

(делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем)

-Улыбнитесь друг другу.

3.      Сообщение темы занятия.

Слайд 3  Л: -Чебурашка, понравилось тебе?

Кнопка Звук -Очень понравилось. Я даже успокоился. Ребята, вы такие умные, помогите мне. У меня есть одна проблема, вот послушайте.

Слайд 4.  Мультик

Слайд 5 Кнопка Звук

-Ребята, я совсем не умею читать. И даже не знаю, на какую букву начинается мое имя…

Л: - Ребята, поможем Чебурашке познакомиться с его буквой?

Для этого у меня есть чудесный чемоданчик с заданиями.

4.       Анализ артикуляции звука

Л. достает из чемодана карточку.

(на карточке вопросительный знак)

-Какой звук вы слышите в начале слов: чемодан, чудесный? А в имени Чебурашка?

Послушайте загадку:

В полу лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (Паровоз)

Слайд 6. Мультик

Л: -Как едет паровоз? Ч_Ч_Ч

Какой это звук - гласный или согласный? Глухой или звонкий? Почему? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?

5.       Развитие фонематического слуха 

 Л. достает из чемодана еще карточку. ( Веселый Ух) и сигнал зеленого цвета.

Игра «Сигнальщики»

Поднимайте сигнал, если услышите в слове звук Ч:

вагончик

шпалы

прочный

рельсы

стучат

мчится

колеса

качается

станция

чудесная

      Выделение звука Ч из состава слова.

- Третье задание из чудесного чемоданчика.

Игра «Найди место звука в слове»

-Возьмите листочек с заданием и назовите слова со звуком Ч. С помощью схемы определите место звука Ч в слове: Чипполино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит, очки, печка, бочка, ключ, царевич)

6.       Развитие мелкой моторики. Движения по тексту.

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем.

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова кулачки сжимаем.

7.       Знакомство с буквой Ч.

- Хотите еще заглянуть в Чудесный чемоданчик? Л. достает карточку с буквой Ч.

-Это буква Ч. На что она похожа?

Да, мы правильно решили

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками. Почему на карточке Ч зеленого цвета?

8.        Физминутка «Часики»  Слайд 7 Кнопка Звук

-Пришло время отдохнуть.

9.    Звуковой анализ, синтез слогов.

Л: -Заглянем в Чудесный чемоданчик. Интересно, какую игру он нам приложит?

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

-Какие слоги назвала буква Ч?

- Буква Ч приготовила для вас сказку.

     Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали букву Ч играть в прятки. Выпало водить букве Ч . Буквы А и У побежали прятаться, а Я и Ю решили схитрить и убежали домой. Вот буква Ч нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла. Наступил вечер Буквы А, У и Ч пошли домой. Вдруг видят, а буквы Ю и Я давно в домиках сидят, чай пьют. Обиделась Ч и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте слова с этими слогами (часы, чудо, чудеса, чучело, чулан, чай, чашка, чайка)

10. Игра «Расшифруй слово»

Л: - Осталось еще одно задание в моем чудесном чемоданчике.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

- Помогите буквам встать на свои места.

К Ш А А Ч

4 3 5 2 1

Слайд 8

- Чебурашка очень любит пить чай. Давайте подарим ему букву Ч и  чашку. Возьмите простой карандаш и впишите слово, которое у нас получилось.

А каким цветом мы раскрасим букву Ч? Почему?

11. Итог

Слайд 9 Кнопка Звук.

Ч: Ребята, спасибо, вы мне очень помогли. Я теперь так хорошо знаю свою букву Ч. И учиться читать совсем не сложно! А из ваших красивых чашек мы будем с Геной пить чай и вспоминать ваш детский сад «Умка» и группу «Лучики». Ведь вы знаете, что в мультиках все нарисованное становится настоящим. Спасибо и до встречи в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...

Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З\']. Буква З»

В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить умение выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости - мягк...

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....