Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
презентация по логопедии на тему
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В работе направленной на развитии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушением речи особенно успешно использование метода наглядного моделирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В работе направленной на развитии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушением речи особенно успешно использование метода наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: - ПРЕДМЕТНЫЕ - ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИЕ - ГРАФИЧЕСКИЕ (МНЕМОТАБЛИЦЫ) Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с речевыми нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).
Дидактические игры и упражнения с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи: познакомить детей с понятием слово и его протяженностью; - образно представить структуру слова; - научить называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; - определять место звука в слове; - определять последовательность звуков в слове; - определять количество звуков в слове; - изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; - сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; - научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
Сказочные Феи , хозяйки замков определенного цвета, и их питомцы помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.
« Светофорчики », т.е. сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета помогают упражнять в дифференциации понятий «гласный» - «согласный», « согласный твердый/мягкий» звук.
Зрительные символы в подготовке детей к обучению грамоте по методике Ткаченко Т.А. Примеры игр: «Немые звуки» «Фотография звука» «Придумай слово» «Разложи картинки» «Где спрятался звук?» - и др.
Дидактические игры направленные на формирование умения выделять наличие звука в слове, различение акустически схожих звуков, первого и последнего звуков в слове, подбирать слова, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
Игры с элементами моделирования, направленные на упражнение детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
Игры с элементами моделирования, направленные на закрепление умения анализировать слоговую структуру слова, подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Игры, способствующие формированию умения производить слоговой анализ и синтез двух-трёхсложных слов. «Наведем порядок» «Собери слово» *В играх используются карточки со слогами на тонированной бумаге. «Разноцветные слова»
Упражнения закрепляющие умение определять последовательность звуков в слове, определять количество звуков в слове, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки
Игры помогающие закрепить навыки анализа и синтеза, подбора слов к заданной звуковой модели, понимания последовательности звуков в слове, умения синтезировать слова, изображать графически.
Используя на занятиях дидактические пособия с элементами наглядного моделирования, мы в большей степени активизируем у детей способности оперировать своими знаниями, опытом, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осмысливать новое и закреплять старое. Кроме того, дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают столь необходимые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями "Морское путешествие"
Создание условий для ознакомления детей со звуками П и Пь и буквой П.Формирование навыка чтения на основе методики «Словолодочки» Ю.А. Пчелинцевой...